ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПУ-ЗК ПУ служит для управления взаимной работой генераторов тока управления и аккумуляторной батареи. На лицевой стороне панели расположены два регулятора напряжения типа СРН-7У-3, реле обратного тока Р-15Д, трехполюсный переключатель генераторов, амперметр, два вольтметра, один из которых подключен к проводу цепи управления К51, переключатель вольтметров, низковольтные предохранители, выключатель лампы освещения панели, розетка для переносной лампы, рубильник батареи, диод и вставка двигателя преобразователя на 50 А. Аккумуляторная батарея состоит из 40 рабочих элемен¬тов КН-100 и находится в машинном отделении. Балластные резисторы Р140—Р144, контакторы 126-2, 127-2, 176-2 типа КПМ-111 находятся в высоковольтной камере. Резистор Р140 (0,3 Ом) стоит в цепи зарядки аккумуляторной батареи и служит для стабилизации напряжения на зажимах аккумуляторной батареи. Резисторы Р141—Р144 (0,27 Ом) находятся в цепи питающего провода К51 и служат для стабилизации напряжения в цепи управления. КОНТАКТОР 126-2 Служит для питания катушек СРН от цепи управления при работающих генераторах управления, его обратная блокировка стоит в цепи сигнальных ламп вентилятора № 2 (В-2) в проводах К100—К66. КОНТАКТОР 127-2 Служит для питания цепи управления от аккумуляторной батареи, минуя балластные резисторы Р140—Р144. Прямая блокировка контактора 127-2 в цепи проводов К58—Н80 служит для питания катушек СРН при выключенном контакторе 126-2 (в момент включения и выключения вентиляторов). Обратная блокировка контактора 127-2 в цепи проводов К53—НЗ служит для управления работой контактора 126-2. На электровозах без контактора 126-2 функции обоих выполняет спаренный контактор 127-2. КОНТАКТОР 176-2 Служит для шунтировки резисторов Р142 и Р143 (0,11 Ом) при включенных возбудителях и прожекторе во избежание резкого падения напряжения в цепи управления. а также принципиальную схему электровоза (опубликована в январском номере журнала). Поэтому в первых статьях будет изложено именно это описание. Рекомендации составили: начальник депо Кинель И.А. БАРАНЧИКОВ, общественный машинист-инструктор Н.И. БАШМАКОВ (депо Октябрьск), машинисты-инструкторы И.Л. РАХУБА (депо Пенза III), Н.Н. ПАСТУХОВ (депо Кинель), В.Ф. ОВСЯННИКОВ (депо Дёма). Обратная блокировка контактора 42-2 в цепи катушки контактора 127-2 в проводах Н73—К57 служит для немедленного включения контактора 127-2 после выключения контактора 42-2. Обратная блокировка РОТ в цепи проводов Н73—К57 служит для удержания контактора 127-2 во включенном положении до подключения РОТ в момент включения вентиляторов. ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА НИЗКОЙ СКОРОСТИ ВЕНТИЛЯТОРОВ При низкой скорости вентиляторов якоря генераторов тока управления соединены последовательно по цепи: «земля», якорь генератора управления Г2, провод Н166, предо-хранитель 262-2 (150 А), провод Н84, контакты переключателя вентиляторов ПВ-Н, провод К42, якорь генератора управления П, провод К41, предохранитель 260-2 (150 А), рубильник переключателя генераторов, провод К58, сериесная катушка и главные контакты РОТ, провод Н73, резисторы Р140, Р141 и далее на аккумуляторную батарею. Обмотки возбуждения обоих генераторов управления будут подключены параллельно следующим образом: 1) от якоря П через рубильник переключателя генераторов, провод Н82, резисторы Р0, Р1 (контакты СРН), вставку 261 -2 (10 А), провод К43, обмотку возбуждения Ш1—ШШ1 — «земля»; 2) от якоря П через рубильник переключателя генераторов, провод Н82, блокировку ПШ (ПВ-Н), провод Н83, резисторы Р0, Р1 (контакты СРН), вставку 263-2 (10 А), провод Н86, обмотку возбуждения Ш2-ШШ2 — «земля». ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПРИ ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ ВЕНТИЛЯТОРОВ При высокой скорости вентиляторов генераторы управления переключаются на независимую друг от друга работу. Для заряда аккумуляторной батареи и питания цепей управления нормально работает генератор управления № 1. Заряд аккумуляторной батареи и питание цепей управления происходят таким же порядком, как и при низкой скорости вентиляторов, различие лишь в том, что: 1) якорь генератора Г1 заземляется через контакты ПВ-В и провод К42, а якорь генератора Г2 заземлен непосредственно, т.е. генераторы оказываются включенными параллельно; 2) обмотки возбуждения подключаются параллельно своим якорям у первого генератора управления через предохранитель 260-2, переключатель генераторов и провод Н82, у второго генератора — через предохранитель 262-2, провод Н84, переключатель генераторов и провод Н83 (аварийный режим). Как при низкой, так и при высокой скоростях вентиляторов катушки регуляторов напряжения СРН после включения РОТ через контакты электромагнитного контактора 126-2 подключаются параллельно к цепям управления. При этом если повышается нагрузка в цепях управления, то уменьшением тока в катушках СРН шунтируется резистор в цепях обмоток возбуждения генераторов. Возбуждение генераторов увеличивается и, следовательно, повышается напряжение на зажимах якоря, которым заряжается аккумуляторная батарея. Ток генератора в цепь управления попадает через резисторы Р141—Р144, в которых происходит падение повышенного напряжения до номинального. Полный подзаряд батареи типа 40КН-100 происходит преимущественно в ночное время эксплуатации, когда в цепях управления включена максимальная нагрузка. Перемычку между зажимами Р143—Р144, покрашенную красным лаком, в летний период эксплуатации снимают в связи с уменьшением нагрузки цепи управления. РОТ отключается при обратном токе в его силовой катушке 2,5 — 4 А следующим образом: при выключении вентиляторов появляется обратный ток от аккумуляторной батареи, который пройдет через РОТ, последовательно включенные якори Г1, Г2 и на «землю» (на низкой скорости). На высокой скорости — через РОТ, якорь Г1 и ПВ-В на «землю». Для предотвращения резкого спада напряжения во время переходов в разные режимы скорости при больших нагрузках катушка контактора 127-2 сразу после выключения вентиляторов получает питание через блокировку 42-2, и аккумуляторная батарея, минуя балластные резисторы, подключается к цепям управления. РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Если генераторы не работают, то контактор 127-2 включен, и питание низковольтных цепей управления происходит от аккумуляторной батареи, которая работает на разряд следующим образом: «земля», шунт амперметра 259-2, рубильник батареи, провод Н93, предохранитель 215-2, провод Н96, последовательно включенные элементы батареи, провод Н95, предохранитель 494-2, провод Н94, рубильник батареи, провод Н92, контакты электромагнитного контактора 127-2, провод К51 и предохранители цепей управления. ЦЕПЬ ВКЛЮЧЕНИЯ КОНТАКТОРА 127-2 При включении рубильника аккумуляторной батареи питание поступает на провод Н92 через резистор Р140—Р141, провод Н73, параллельно включенные обратные блокировки контактора 42-2 и РОТ, провод К57, катушку контактора 127-2 и на «землю». ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ С БРН На панели управления с БРН взамен вибрационных регуляторов напряжения установлены два блока бесконтактных регуляторов напряжения в блок с замыкателями. Взамен реле обратного тока в схеме используются два параллельно включенных вентиля типа ВК-2-200, монтируемых вне панели управления. Для защиты от механических повреждений и попадания пыли блоки регуляторов и блоки с замыкателями закрываются индивидуальными кожухами. В режиме работы вентиляторов на низкой скорости якоря и обмотки возбуждения генераторов управления соединяются последовательно. Такое соединение выполнено путем добавления на ПШ дополнительного пальца ПВ-Н (провод Н86—КЗЗ). Контактор 127-2 установлен с одним замыкающим и одним размыкающим контактами (в схеме использован только размыкающий контакт) и двумя замыкающими блокировочными контактами. На контакторе 42-2 добавлена низковольтная блокировка (провод К53—НЗ) для включения контактора 126-2. ПОДЪЕМ ТОКОПРИЕМНИКОВ От провода К51 через низковольтный предохранитель 270-2 (10 А) получает питание провод К49, блокировка 58-1, провод К59 и напряжение подводится к кнопкам «Пантографы». При включении кнопки «Пантографы» ток поступает к проводу К37 и перемычке между кнопками «Пантограф передний» на «Пантограф задний». Через провод К37 дается питание на низковольтную катушку вентиля защиты 205 и через обратную блокировку 105 — к проводу К68 и сигнальным лампам. Катушка вентиля возбуждается, благодаря чему воздух поступает к пневматическим блокировкам дверей ВВК и люка, а после их срабатывания — к клапанам токоприемников. При включении кнопок «Пантограф передний» или «Пантограф задний» через провод К37 и перемычку, провод К38 (К39), щиток параллельной работы, провод Н104 (Н105) питание подается на катушку вентиля токоприемника 93-1 (94-1). Вентиль возбуждается, и воздух поступает в цилиндр токоприемника. Токоприемник поднимается, и высокое напряжение через резистор Р51—Р52 (21300 Ом) подается на катушку реле контроля защиты 105-2 и высоковольтную катушку 205-2, «земля». При возбуждении катушки вентиля РКЗ 105-2 реле включается, что приводит к размыканию своей обратной блокировки в цепи сигнальных ламп в проводах К37 — К68, и лампы гаснут. ОПИСАНИЕ СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ БВ-2 (с защелкой, электровозы № 258 — 268) Дифреле 54-1 имеет две блокировки: прямую в цепи проводов К82—К35 и обратную в цепи выключающей катушки в проводах К77—К50. БВ-2 включают кнопками «БВ-2» и «Возврат БВ-2». При включении кнопки «БВ-2» напряжение подается от провода К50 к проводу К100 через резистор 300 Ом на катушку дифреле 54-1 и через ее обратную блокировку в проводах К100— К61 — на лампочки БВ-2 и к кнопке «Возврат БВ-2». Через обратную блокировку 54-1 после включения рубильника АБ получает питание провод К77. С включением кнопки «Возврат БВ-2» напряжение через нее от провода К61 подается на провод К82 и на катушку промежуточного реле 163-2. Она включается, замыкая цепь в проводах К100—К86 и К100—К61. Напряжение подается на катушку дифреле 54-1 помимо резистора. Дифреле включается, замыкая прямую блокировку (К82—К35) и размыкая обратную блокировку (К50—К77). Напряжение по проводу К35 подается на включающую катушку электромагнита. Возбуждаясь, электромагнит через систему рычагов подводит подвижный контакт к неподвижному. Но пока между этими контактами остается зазор и происходит зацеп защелки. Питание провода К61 остается через блокировку 163-2 в проводах К100—К61. После отпуска кнопки «Возврат БВ-2» питание с проводов К82 и К35 снимается. Реле 163-2 выключается, размыкая свои блокировки. Дифреле 54-1 остается включенным через резистор. Электромагнит включающей катушки (якорь) садится на место, и включающий рычаг под действием пружины отходит от контактного рычага. Включающая (она же и выключающая) пружина поворачивает контактный рычаг вокруг верхней оси двухплечего рычага и контакты замыкаются. Прямые блокировки БВ-2 замыкаются в цепи проводов К77—Н60 и К100— К44, обратная размыкается в проводах К100—К61, и лампочки БВ-2 гаснут. БВ-2 выключается через кнопку «БВ-2» — выключается дифреле 54-1. Порядок процесса таков: через обратную блокировку в проводах К50—К77 и пока еще замкнутую блокировку БВ-2 в проводах К77—Н60 напряжение подается на выключающую низковольтную катушку. Электромагнит возбуждается, притягивая якорь, который ударяет по рычагу защелки, а выключающая пружина оттягивает контактный рычаг с подвижным контактом от неподвижного контакта. При к.з. в силовой цепи, защищаемой БВ-2, ток короткого замыкания проходит по силовой катушке выключающего электромагнита, якорь притягивается и ударяет по рычагу защелки, что приводит к выключению БВ-2. При перегрузке, когда через БВ-2 проходит ток более чем ток уставки (350 — 380 А), электромагнит преодолевает усилие пружины, действующей на якорь, и БВ-2 также выключается. Необходимо помнить, что при выключении АБ, но при включенной кнопке «БВ-2» выключения аппарата не происходит. БВ-2 выключится при повторном включении АБ. ВКЛЮЧЕНИЕ БВ-1 БВ-1 служит для разрыва силовой цепи и ее защиты от токов короткого замыкания. При включении кнопки «БВ-1» от провода К50 получает питание провод К71 и через 40-ом-ные резисторы Р136—Р137 — на «землю». Также через блокировки реле перегрузок возбудителей 57-2, провод К85, реле 57-1, провод НЗО напряжение подается к блокировке дифреле 52-1. От провода К71 через обратную блокировку БВ-1 получает питание провод К62 и сигнальные лампы БВ-1 загораются. С нажатием кнопки «Возврат БВ-1» получает питание провод Н130 (Н131), и через замкнутый элемент котроллера питание подается на провод 47, далее на катушку вентиля возврата БВ-1, что приведет к подаче воздуха в цилиндр БВ-1. Также от провода 47 через обратную блокировку БВ-1 в проводах 47—Н14 получит питание катушка дифреле 52-1, минуя резистор на 300 Ом. Дифреле 52-1 включится и замкнет свою блокировку в проводах НЗО—Н5. Через замкнутую блокировку 52-1 получит питание провод Н5 и через блокировку ТК1-М, провод Н6 оно подается на «плюс» удерживающей катушки БВ-1, «земля». Также через блокировку ТК1 - М в проводах Н6—К98 получит питание провод К98 и подаст напряжение к кнопкам низкой и высокой скорости вентиляторов. Включившись, БВ-1 замкнет свою прямую блокировку в проводах Н53—К11 в цепи линейных контакторов и разомкнет свои обратные блокировки в цепях: сигнальных ламп АВР в проводах К100—К84;сигнальных ламп БВ-1 в проводах К71—К62;счетчика отключения БВ-1 в проводах Н48—«земля»;катушки дифреле 52-1 в проводах 47—Н14. Катушка дифреле продолжает питаться от провода К100 через резистор на 300 Ом, который получает питание при включении кнопки «БВ-2». ВКЛЮЧЕНИЕ ВЕНТИЛЯТОРОВ Низкая скорость. При включении кнопки «Низкая скорость» вентиляторов от провода К98 получит питание провод К97, далее на катушку вентиля ПШ низкой скорости и через обратные блокировки контакторов 42-2 и 42-1 — на «землю». ПШ развернется. В положении низкой скорости ПШ разомкнет свои блокировки высокой скорости (ПВ-В) и замкнет блокировку низкой скорости (ПВ-Н) в проводах К97—Н57. От провода Н57 получит питание и включится контактор 42-2. При работающих вентиляторах, а также и генераторах тока управления включается контактор 126-2, который разомкнет свою обратную блокировку в цепи сигнальных ламп (В2) в проводах К100—К65. Лампы погаснут, а сигнальные лампы В1 продолжат гореть. Высокая скорость. При включении кнопки «Высокая скорость» вентиляторов от провода К98 получит питание провод К99, катушка вентиля ПШ высокой скорости и через обратные блокировки контакторов 42-2 и 42-1 — «земля». ПШ развернется. В положении высокой скорости ПШ разомкнет блокировки низкой скорости (ПВ-Н) и замкнет блокировки высокой скорости ПВ-В. Через замкнутые блокировки ПВ-В получат питание катушки вентилей контакторов 42-2 и 42-1. Также, через блокировку ПВ-В от провода К99 получит питание провод К89, который запитает кнопки «Возбудители». При включении контактора 42-1 разомкнётся его обратная блокировка в цепи сигнальных ламп В1 в проводах К100—К67. Лампы В1 погаснут, а при включении контактора 126-2 погаснут лампы В2. ВКЛЮЧЕНИЕ КОМПРЕССОРОВ При включении кнопки «Компрессоры» от провода К44 получит питание провод К69 и подаст напряжение на регулятор давления, далее через его замкнутый контакт получает питание провод Н2 и напряжение подается на щиток параллельной работы к кнопкам «Компрессор 1» и «Компрессор 2». Через замкнутую кнопку «Компрессор 1» получает питание провод Н154, и ток подается на катушку контактора 41-1, «землю», а через замкнутую кнопку «Компрессор 2» получит питание провод К79, и ток поступит на катушку контактора 41-2, «землю». Работой компрессоров управляет регулятор давления, а одиночное их включение производят на щитке параллельной работы. При включении кнопки «Возбудители» от провода К89 получает питание провод К83, и напряжение подается к щитку параллельной работы. Через замкнутую кнопку «Возбудители» получает питание провод К80, от которого через обратные блокировки контакторов 40-1 и 40-2 получают питание сигнальные лампы по цепям: сигнальные лампы П1 через обратную блокировку контактора 40-1 в проводах К80—К94;сигнальные лампы П2 через обратную блокировку контактора 40-2 в проводах К80—К75;сигнальные лампы АВР через параллельно включенные обратные блокировки контакторов 40-1, 40-2, провод К18, полупроводник (диод) 298-2 и провод К84. Также от провода К80 получает питание катушка контактора 73-2, «земля». Через замкнутую блокировку контактора 73-2, провод К81, реле оборотов (ограничители скорости), провод Н157 получает питание катушка контактора 40-1, а от провода Н158 — катушка контактора 40-2. Через контактор 73-2 питание подается на независимые обмотки двигателей преобразователей Н1—НН1. При включении контакторов 40-1 и 40-2 размыкаются их обратные блокировки в цепи сигнальных ламп. Лампы П1, П2 и АВР гаснут. От провода К81 получает питание катушка промежуточного реле 148-2 и замыкает свои контакты в проводах К46— Н17, создавая цепь катушки контактора 176-2. Цепь 1-й позиции. По проводу К51 напряжение подходит к ВУ и далее через вставку (45 А) и замкнутые контакты, провод Н79 (Н76), блокировку 290-1 (290-2) приставки 367, по проводу Н110 (Н111) оно подается на тормозной барабан контроллера, а также на 3-й и безымянный контакты реверсивно-селективного барабана и на элемент главного барабана Н110 (Н111) — второй сверху. Для приведения электровоза в движение реверсивно-селективную рукоятку контроллера устанавливают в положение «Вперед» или «Назад». При этом замкнутся элементы контроллера в проводах 1(2), 3, 6. От провода 3 получат питание катушки вентилей тормозных переключателей ТК1-М и ТК2-М — произойдет их разворот в моторный режим (если они находились в положении тормозного режима). При установке главной рукоятки контроллера на 1-ю позицию замкнутся элементы контроллера 0, Н110 (Н111), А, 8, 23. От провода Н110 (Н1111 подается напряжение на плюсовую шину главного вала и по перемычке Н235 (Н222) через блокировки 528-1 (528-2), 534-1 (534-2), провод 1(2), перемычке А получит питание провод 6, а также провода 8 и 23. От провода 1 (21 получит питание катушка вентилей реверсоров и произойдет поворот их валов в положение, соответствующее выбранному направлению движения. От провода 1 (2) через блокировку реверсов II, провод К9 (К10), блокировку реверсора I, провод Н52, блокировку ТК1-М, провод Н53, блокировку 51-1 напряжение подается к проводу К11. От провода К11 получат питание: катушки вентилей линейных контакторов 3-1,4-1,3-2, провод К13, блокировка ТК2-М, провод К12, блокировка ТК1-М, провод Н65, блокировка КСП0-С, провод Н66, блокировка КСП1-С-СП, провод К20, блокировка КСП2-С-СП, провод 0, замкнутый элемент контроллера (верхний главного вала), замкнутый элемент тормозного вала — «земля». От провода К11 питание идет на параллельно-включенные блокировки КСП0 и ОД2, провод К21, катушку вентиля контактора 2-2, «землю». От провода К22 — на катушку вентиля 17-2, «землю». От провода К11 получает питание катушка реле времени 278-1 и замыкает блокировочные контакты в цепи счетчика отключения БВ-1 в проводах 8—Н28. После включения контактора 4-1 замыкаются его блокировки: в цепи проводов Н65—«земля» — заземляет катушки контакторов 3-1,4-1 и 3-2, минуя блокировки групповых контакторов и контроллера;в цепи проводов К27—К31 — подготавливается цепь питания на провод К31;в цепи проводов Н120—«земля» — подготавливается цепь включения реостатных контакторов через блокировки промежуточных реле 102-1 и 103-1. От провода 6 получают питание:провод К45 через блокировку КСП0 — ставятся под напряжение катушки вентилей реостатных контакторов 6-2, 7-2, 10-1, 10-2;провод 5 через блокировку КСП1-С-СП;провод К31 через блокировку КСП0-С, провод Н69, блокиров¬ку КСП1-С-СП, провод К26, блокировку КСП2-С-СП, провод К27, блокировку 4-1 —ставятся под напряжение катушки вентилей реостатных контакторов 12-2, 12-1, 7-1;блокировки РН и РБ через блокировки КСП0, КСП1, КСП2 по проводу К27. От провода 8 получают питание:провод К4 через блокировку КСП1-С-СП — ставятся под на¬пряжение катушки реостатных контакторов 5-1, 5-2, 6-1;катушка счетчика отключения БВ-1 через замкнутые контакты реле времени 278-1.От провода 23 получает питание провод К34 через блокировку КСП1-С-СП — ставятся под напряжение катушки вентилей реостат¬ных контакторов 11-1, 11-2. При дальнейшем передвижении главной рукоятки по позициям будут получать «землю» в контроллере (согласно развертке) реостатные контакторы и выводиться из работы пусковые резисторы. От провода К9 (К101 в зависимости от направления движения получают питание:через обратную блокировку 19-2 и провод КЗО — катушки вентилей догружателей 89-1, 139-2;через обратную блокировку 19-1 и провод К64 — катушки вентилей 89-2, 139-1.При этом догружаются передние по ходу колесные пары каждого кузова. На рекуперативном режиме через блокировку ТК2-Т догружаются задние по ходу колесные пары каждого кузова. На 1-й позиции контроллера машиниста тягового режима будут включены линейное контакторы 3-1, 4-1, 3-2, 2-2 и 17-2, возбуждены катушки вентилей реверсов ВП-1 и ВП-2, тормозных переключателей ТК1-М и ТК2-М, а также возбуждены электропневматические клапаны догружающего устройства и включено реле времени 278-1. С 1-й по 16-ю позицию ни одна из катушек вентилей групповых переключателей не возбуждена. При этом замкнуты следующие контакторные элементы групповых переключателей: 32-0, 22-1, 25-1, 22-2 и 25-2. Переход со 2-й на 16-ю позицию. На 2-й позиции контроллера размыкается контакторный элемент контроллера в цепи провода 0 и замыкается контакторный элемент в цепи провода 13. Контакторный элемент 0 прерывает начальное соединение с «землей» катушек вентилей контакторов 3-1,4-1 и 3-2. Замкнувшийся контакторный элемент 13 соединяет с «землей» катушку вентиля контактора 11-2, которая находится под напряжением от провода К34. Контактор 11-2 закорачивает секцию пускового резистора Р27—Р28. Пусковое сопротивление уменьшается на 5,77 Ом и остается равным 17,07 Ом. На 3-й позиции замыкается контакторный элемент 14, который соединяет с «землей» катушку вентиля контактора 11-1. Этот контактор закорачивает секцию резистора Р5—Р6 на 4,72 Ом. На каждой последующей позиции происходит уменьшение пускового сопротивления как за счет закорачивания секций резисторов, так и путем соединения некоторых из них в параллельные цепи. В процессе разгона, когда напряжение на тяговых двигателях станет больше 2700 В, срабатывает реле пониженного напряжения 63-1. Блокировка этого реле в цепи проводов К27—К32 замкнет цепь тока сигнальных ламп, указывающих на правильное действие схемы. На 16-й позиции закорочены все секции пускового резистора. В порядке подготовки к переходу на последовательно-параллельное соединение на 16-й позиции замыкается контакторный элемент контроллера в цепи провода 9. Переход с 16-й на 17-ю позицию. На 17-й позиции контроллера размыкаются контакторные элементы А, 12, 15, 16, 19,20,21,22. Замыкаются контакторные элементы 5 и 7. Происходит выключение индивидуальных контакторов 7-1, 12-1, 12-2, 7-2, 6-2, так как разрывается цепь «земли» в проводах 12, 20, 15, 16 и 21. Прекращение питания провода 6 приводит к погасанию сигнальных ламп реле пониженного напряжения 63-1. Одновременно от провода 7 получают питание катушки вентилей нулевого группового переключателя КСП0. Однако групповой переключатель не может сразу начать переключение, так как для поступления в его цилиндр сжатого воздуха и для выхода воздуха из противоположного цилиндра необходимо некоторое время. Индивидуальные контакторы 7-1, 12-1, 12-2, 6-2 и 7-2 выключаются значительно быстрее и за счет этого фиксируется 1-е переходное положение: в цепь двигателей вводятся пусковые резисторы Р23—Р26 и РЗ—Р4 с общим сопротивлением 2,67 Ом. При этом ток и сила тяги каждого двигателя несколько уменьшаются. При вращении вала нулевого группового переключателя КСПО замыкается контакторный элемент 33-0, который, закорачивая тяговые двигатели V —VIII, образует 2-е переходное положение. При этом ток тяговых двигателей I — IV и их сила тяги несколько увеличиваются. Далее при вращении вала группового переключателя выключается контакторный элемент 32-0, который размыкает цепь тяговых двигателей V — VIII. Это будет соответствовать 3-му переходному положению. В результате размыкания блокировок КСПО-С в прово¬дах 9—К96 происходит выключение индивидуальных контакторов 10-1 и 10-2. В первом кузове в цепь тяговых двигателей I — IV дополнительно вводятся секции пусковых резисторов Р6—Р7 и Р7—Р8. Во втором кузове подготавливаются пусковые резисторы к введению их в цепь тяговых двигателей V — VIII. Это будет соответство¬вать 4-му переходному положению. При дальнейшем вращении вала группового переключателя КСПО на 5-м переходном положении включаются контакторные элементы 30-0 и 31-0, которые подключают тяговые двигатели V —VIII в самостоятельную цепь. На этом переходном положении в цепи двигателей I — IV включен резистор на 4,828 Ом, а в цепи двигателей V — VIII — на 4,378 Ом, в результате чего токи в этих цепях будут различны. Переход на 17-ю позицию заканчивается включением уравнительного контактора 20-2, выравнивающего токи и напряжения в обеих цепях тяговых двигателей. Обе группы пусковых резисторов включаются параллельно. Контактор 20-2 включается по цепи: провод 8, обратная блокировка контактора 10-1, провод К29, блокировка КСП0-СП-П, провод К28, катушка вентиля контактора 20-2, провод Н70, блокировка ТК2-М и «земля». От провода 5 через блокировку КСП1-С-СП и далее по проводу К45 напряжение будет подано к катушкам вентилей контакторов 6-2, 10-1, 7-2, 10-2. Катушки вентилей контакторов 12-2, 12-1,7-1 напряжение будут получать от провода 5 через блокировку КСП0-СП-П, провод Н69, блокировку КСП1-С-СП, провод К26, блокировку КСП2-С-СП, блокировку контактора 4-1, провод К31 и далее катушки вентилей вышеуказанных контакторов. Переход с 18-й на 27-ю позицию. На 18-й позиции катушка вентиля контактора 5-1 соединяется с «землей» через замкнувшийся контакторный элемент контроллера в цепи провода 17. Контактор 5-1 закорачивает секцию резистора Р2—РЗ величиной 1,47 Ом. В результате этого пусковой резистор в цепи тяговых двигателей уменьшится с 2,292 до 1,895 Ом. На 19-й и следующих позициях последовательно-параллельного соединения происходит уменьшение сопротивления пускового резистора путем закорачивания и соединения в параллельные цепи его секций. На 27-й позиции закорочены все пусковые резисторы. В порядке подготовки схемы к переходу на параллельное соединение тяговых двигателей на 27-й позиции от провода 10 через обратную блокировку контактора 19-2 получают питание катушки вентилей уравнительных контакторов 8-1 и 8-2. Эти контакторы включаются и дублируют обходные цепи секций резисторов Р5—Р6, Р6—Р7, Р7—Р8, Р27—Р28, Р28—Р29 и Р29—РЗО, а замыкание их прямых блокировок создает цепь на катушки вентилей КСП1 и КСП2. Переход с 27-й на 28-ю позицию. При переходе на 28-ю позицию размыкаются контакторные элементы контроллера 5, 11 — 23 и замыкается 4. Теряют питание лампы реле пониженного напряжения 63-1 и выключаются индивидуальные контакторы 6-1, 7-1, 10-1, 11-1, 12-1, 6-2, 7-2, 10-2, 11-2, 12-2. В цепь последовательно-параллельного соединения тяговых двигателей вводятся секции пусковых резисторов РЗ—Р4 и Р25—Р26 общей величиной 0,405 Ом. Введение в цепь этих резисторов вызывает уменьшение тока всех двигателей и их силы тяги. Замыкание на 28-й позиции контакторного элемента контроллера 4 создает цепь питания катушек вентилей первого и второго групповых переключателей КСП1 и КСП2. Ток проходит по цепи: провод 4, блокировка контактора 8-1, провод К23, блокировка контактора 8-2, провод 24, катушки вентилей групповых переключателей КСП1 и КСП2, «земля». На части электровозов последних выпусков в провод 24 врезаны параллельно друг другу прямые блокировки ОД1-2 и ОДЗ-4 для того, чтобы исключить возможность разворота групповых переключателей КСП1 и КСП2 на параллельное соединение при выключенных всех ножах ОД первой секции. Несмотря на возбуждение катушек вентилей, групповые переключатели начинают переключаться после небольшой выдержки времени. За счет этого фиксируется 10-е переходное положение процесса переключения тяговых двигателей с последовательно-параллельного на параллельное соединение. Вначале вращения валов групповых переключателей КСП1 и КСП2 на 11-м переходном положении размыкаются контакторные элементы 22-1 и 22-2. За счет этого группы резисторов Р5—Р8 и Р27—РЗО подготавливаются к подключению в конце процесса пересоединения тяговых двигателей. Далее замыкаются контакторные элементы 23-1 и 23-2, которые шунтируют тяговые двигатели I — II и V — VI на специально предусмотренные резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 (по 2,1 Ом каждый). Это сопровождается некоторым увеличением тока тяговых двигателей III — IV, VII — VIII и их силы тяги. Кратковременно, когда по тяговым двигателям I — II и V — VI протекает ток обратного направления, они работают в режиме реостатного торможения. Шунтирующие резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 несколько уменьшают величину генераторного тока и тормозной силы, создавая этим большую плавность изменения силы тяги электровоза при переключении тяговых двигателей. При дальнейшем вращении валов групповых переключателей на 4-м переходном положении выключаются контакторные элементы 25-1 и 26-2, которые разрывают зашунтированные цепи тяговых двигателей I — II и V — VI. Размыкаются блокировки КСП1-С-СП и КСП2-С-СП в проводах 17—Н18 и Н18—Н74. Это приводит к выключению контакторов 5-1 и 5-2. В результате замыкания блокировок КСП1-П в проводах К11— Н54 и КСП2-П в проводах К11—Н55 включаются контакторы 1-1, 2-1 и 1-2, которые подключают в работу секции пусковых резисторов Р5—Р8 и Р27—РЗО. Далее, в процессе вращения валов групповых переключателей включаются контакторные элементы 24-1, 26-1, 27-1,24-2,26-2,27-2. Контакторные элементы 24-1 и 24-2 закорачивают резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 в цепях III — IV и VII — VIII тяговых двигателей, а контакторные элементы 26-1, 27-1, 26-2, 27-2 соединяют с «землей» обмотки возбуждения II и VI двигателей. За счет выключения контакторов 5-1 и 5-2 вводятся в работу секции пусковых резисторов Р1—РЗ и Р23—Р25, которые ранее были закорочены. Осуществляется 5-е переходное положение, на котором образуются самостоятельные параллельные ветви I — II и V — VI двигателей. Эти двигатели на 3-м и 4-м переходных положениях не принимали участия в создании силы тяги. Общее пусковое сопротивление составляет 1,312 Ом. В конце разворота первого и второго групповых переключателей замыкается ряд их блокировок, в том числе блокировки КСП1-П и КСП2-П в цепях проводов 24—К25, К25—Н68, 4—К34, 4—К45, 4—К4, через которые от провода 4 восстанавливается напряжение на катушках вентилей контакторов 12-1, 12-2,7-1, 11-1,11-2, 10-2,7-2,10-1, 6-2. Одновременно восстанавливается от провода 4 питание сигнальных ламп реле пониженного напряжения 63-1. Переход с 29-й на 37-ю позицию. На 29-й позиции контроллера замыкается контакторный элемент в цепи провода 11, который создает цепь «земли» катушки вентиля контактора 6-1. Этот контактор закорачивает секцию резистора Р1—Р2 (3,15 Ом), уменьшая общее пусковое сопротивление до 1,035 Ом. На последующих позициях происходит закорачивание секций пускового резистора и соединение их в параллельные цепи, что приводит к дальнейшему уменьшению пускового сопротивления. На 37-й позиции закорочены все секции пускового резистора. Напряжение на зажимах каждого тягового двигателя равно номинальному — 1500 В (при условии, что напряжение в контактной сети равно 3000 В). На 37-й позиции размыкается контакторный элемент 10 и теряет напряжение провод 10, вследствие чего выключаются уравнительные контакторы 8-1, 8-2 и 20-2 (от провода 8 уравнительные контакторы 8-1, 8-2 и 20-2 получить питание не могут, так как на 37-й позиции в цепи проводов 8—К29 разомкнуты блокиров¬ки контакторов 10-1 и 11-1).
Artur Ptashchuk (Sergiyovich)
.
ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПУ-ЗК
ПУ служит для управления взаимной работой генераторов тока управления и аккумуляторной батареи.
На лицевой стороне панели расположены два регулятора напряжения типа СРН-7У-3, реле обратного тока Р-15Д, трехполюсный переключатель генераторов, амперметр, два вольтметра, один из которых подключен к проводу цепи управления К51, переключатель вольтметров, низковольтные предохранители, выключатель лампы освещения панели, розетка для переносной лампы, рубильник батареи, диод и вставка двигателя преобразователя на 50 А.
Аккумуляторная батарея состоит из 40 рабочих элемен¬тов КН-100 и находится в машинном отделении.
Балластные резисторы Р140—Р144, контакторы 126-2, 127-2, 176-2 типа КПМ-111 находятся в высоковольтной камере. Резистор Р140 (0,3 Ом) стоит в цепи зарядки аккумуляторной батареи и служит для стабилизации напряжения на зажимах аккумуляторной батареи. Резисторы Р141—Р144 (0,27 Ом) находятся в цепи питающего провода К51 и служат для стабилизации напряжения в цепи управления.
КОНТАКТОР 126-2
Служит для питания катушек СРН от цепи управления при работающих генераторах управления, его обратная блокировка стоит в цепи сигнальных ламп вентилятора № 2 (В-2) в проводах К100—К66.
КОНТАКТОР 127-2
Служит для питания цепи управления от аккумуляторной батареи, минуя балластные резисторы Р140—Р144. Прямая блокировка контактора 127-2 в цепи проводов К58—Н80 служит для питания катушек СРН при выключенном контакторе 126-2 (в момент включения и выключения вентиляторов).
Обратная блокировка контактора 127-2 в цепи проводов К53—НЗ служит для управления работой контактора 126-2.
На электровозах без контактора 126-2 функции обоих выполняет спаренный контактор 127-2.
КОНТАКТОР 176-2
Служит для шунтировки резисторов Р142 и Р143 (0,11 Ом) при включенных возбудителях и прожекторе во избежание резкого падения напряжения в цепи управления.
а также принципиальную схему электровоза (опубликована в январском номере журнала). Поэтому в первых статьях будет изложено именно это описание.
Рекомендации составили: начальник депо Кинель И.А. БАРАНЧИКОВ, общественный машинист-инструктор Н.И. БАШМАКОВ (депо Октябрьск), машинисты-инструкторы И.Л. РАХУБА (депо Пенза III), Н.Н. ПАСТУХОВ (депо Кинель), В.Ф. ОВСЯННИКОВ (депо Дёма).
Обратная блокировка контактора 42-2 в цепи катушки контактора 127-2 в проводах Н73—К57 служит для немедленного включения контактора 127-2 после выключения контактора 42-2.
Обратная блокировка РОТ в цепи проводов Н73—К57 служит для удержания контактора 127-2 во включенном положении до подключения РОТ в момент включения вентиляторов.
ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА НИЗКОЙ СКОРОСТИ ВЕНТИЛЯТОРОВ
При низкой скорости вентиляторов якоря генераторов тока управления соединены последовательно по цепи: «земля», якорь генератора управления Г2, провод Н166, предо-хранитель 262-2 (150 А), провод Н84, контакты переключателя вентиляторов ПВ-Н, провод К42, якорь генератора управления П, провод К41, предохранитель 260-2 (150 А), рубильник переключателя генераторов, провод К58, сериесная катушка и главные контакты РОТ, провод Н73, резисторы Р140, Р141 и далее на аккумуляторную батарею.
Обмотки возбуждения обоих генераторов управления будут подключены параллельно следующим образом:
1) от якоря П через рубильник переключателя генераторов, провод Н82, резисторы Р0, Р1 (контакты СРН), вставку 261 -2 (10 А), провод К43, обмотку возбуждения Ш1—ШШ1 — «земля»;
2) от якоря П через рубильник переключателя генераторов, провод Н82, блокировку ПШ (ПВ-Н), провод Н83, резисторы Р0, Р1 (контакты СРН), вставку 263-2 (10 А), провод Н86, обмотку возбуждения Ш2-ШШ2 — «земля».
ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПРИ ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ ВЕНТИЛЯТОРОВ
При высокой скорости вентиляторов генераторы управления переключаются на независимую друг от друга работу. Для заряда аккумуляторной батареи и питания цепей управления нормально работает генератор управления № 1.
Заряд аккумуляторной батареи и питание цепей управления происходят таким же порядком, как и при низкой скорости вентиляторов, различие лишь в том, что:
1) якорь генератора Г1 заземляется через контакты ПВ-В и провод К42, а якорь генератора Г2 заземлен непосредственно, т.е. генераторы оказываются включенными параллельно;
2) обмотки возбуждения подключаются параллельно своим якорям у первого генератора управления через предохранитель 260-2, переключатель генераторов и провод Н82, у второго генератора — через предохранитель 262-2, провод Н84, переключатель генераторов и провод Н83 (аварийный режим).
Как при низкой, так и при высокой скоростях вентиляторов катушки регуляторов напряжения СРН после включения РОТ через контакты электромагнитного контактора 126-2 подключаются параллельно к цепям управления. При этом если повышается нагрузка в цепях управления, то уменьшением тока в катушках СРН шунтируется резистор в цепях обмоток возбуждения генераторов. Возбуждение генераторов увеличивается и, следовательно, повышается напряжение на зажимах якоря, которым заряжается аккумуляторная батарея.
Ток генератора в цепь управления попадает через резисторы Р141—Р144, в которых происходит падение повышенного напряжения до номинального. Полный подзаряд батареи типа 40КН-100 происходит преимущественно в ночное время эксплуатации, когда в цепях управления включена максимальная нагрузка.
Перемычку между зажимами Р143—Р144, покрашенную красным лаком, в летний период эксплуатации снимают в связи с уменьшением нагрузки цепи управления.
РОТ отключается при обратном токе в его силовой катушке 2,5 — 4 А следующим образом: при выключении вентиляторов появляется обратный ток от аккумуляторной батареи, который пройдет через РОТ, последовательно включенные якори Г1, Г2 и на «землю» (на низкой скорости). На высокой скорости — через РОТ, якорь Г1 и ПВ-В на «землю».
Для предотвращения резкого спада напряжения во время переходов в разные режимы скорости при больших нагрузках катушка контактора 127-2 сразу после выключения вентиляторов получает питание через блокировку 42-2, и аккумуляторная батарея, минуя балластные резисторы, подключается к цепям управления.
РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Если генераторы не работают, то контактор 127-2 включен, и питание низковольтных цепей управления происходит от аккумуляторной батареи, которая работает на разряд следующим образом: «земля», шунт амперметра 259-2, рубильник батареи, провод Н93, предохранитель 215-2, провод Н96, последовательно включенные элементы батареи, провод Н95, предохранитель 494-2, провод Н94, рубильник батареи, провод Н92, контакты электромагнитного контактора 127-2, провод К51 и предохранители цепей управления.
ЦЕПЬ ВКЛЮЧЕНИЯ КОНТАКТОРА 127-2
При включении рубильника аккумуляторной батареи питание поступает на провод Н92 через резистор Р140—Р141, провод Н73, параллельно включенные обратные блокировки контактора 42-2 и РОТ, провод К57, катушку контактора 127-2 и на «землю».
ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ С БРН
На панели управления с БРН взамен вибрационных регуляторов напряжения установлены два блока бесконтактных регуляторов напряжения в блок с замыкателями. Взамен реле обратного тока в схеме используются два параллельно включенных вентиля типа ВК-2-200, монтируемых вне панели управления.
Для защиты от механических повреждений и попадания пыли блоки регуляторов и блоки с замыкателями закрываются индивидуальными кожухами. В режиме работы вентиляторов на низкой скорости якоря и обмотки возбуждения генераторов управления соединяются последовательно. Такое соединение выполнено путем добавления на ПШ дополнительного пальца ПВ-Н (провод Н86—КЗЗ).
Контактор 127-2 установлен с одним замыкающим и одним размыкающим контактами (в схеме использован только размыкающий контакт) и двумя замыкающими блокировочными контактами. На контакторе 42-2 добавлена низковольтная блокировка (провод К53—НЗ) для включения контактора 126-2.
ПОДЪЕМ ТОКОПРИЕМНИКОВ
От провода К51 через низковольтный предохранитель 270-2 (10 А) получает питание провод К49, блокировка 58-1, провод К59 и напряжение подводится к кнопкам «Пантографы».
При включении кнопки «Пантографы» ток поступает к проводу К37 и перемычке между кнопками «Пантограф передний» на «Пантограф задний». Через провод К37 дается питание на низковольтную катушку вентиля защиты 205 и через обратную блокировку 105 — к проводу К68 и сигнальным лампам. Катушка вентиля возбуждается, благодаря чему воздух поступает к пневматическим блокировкам дверей ВВК и люка, а после их срабатывания — к клапанам токоприемников.
При включении кнопок «Пантограф передний» или «Пантограф задний» через провод К37 и перемычку, провод К38 (К39), щиток параллельной работы, провод Н104 (Н105) питание подается на катушку вентиля токоприемника 93-1 (94-1). Вентиль возбуждается, и воздух поступает в цилиндр токоприемника.
Токоприемник поднимается, и высокое напряжение через резистор Р51—Р52 (21300 Ом) подается на катушку реле контроля защиты 105-2 и высоковольтную катушку 205-2, «земля».
При возбуждении катушки вентиля РКЗ 105-2 реле включается, что приводит к размыканию своей обратной блокировки в цепи сигнальных ламп в проводах К37 — К68, и лампы гаснут.
ОПИСАНИЕ СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ БВ-2 (с защелкой, электровозы № 258 — 268)
Дифреле 54-1 имеет две блокировки: прямую в цепи проводов К82—К35 и обратную в цепи выключающей катушки в проводах К77—К50.
БВ-2 включают кнопками «БВ-2» и «Возврат БВ-2». При включении кнопки «БВ-2» напряжение подается от провода К50 к проводу К100 через резистор 300 Ом на катушку дифреле 54-1 и через ее обратную блокировку в проводах К100— К61 — на лампочки БВ-2 и к кнопке «Возврат БВ-2». Через обратную блокировку 54-1 после включения рубильника АБ получает питание провод К77.
С включением кнопки «Возврат БВ-2» напряжение через нее от провода К61 подается на провод К82 и на катушку промежуточного реле 163-2. Она включается, замыкая цепь в проводах К100—К86 и К100—К61. Напряжение подается на катушку дифреле 54-1 помимо резистора. Дифреле включается, замыкая прямую блокировку (К82—К35) и размыкая обратную блокировку (К50—К77).
Напряжение по проводу К35 подается на включающую катушку электромагнита. Возбуждаясь, электромагнит через систему рычагов подводит подвижный контакт к неподвижному. Но пока между этими контактами остается зазор и происходит зацеп защелки. Питание провода К61 остается через блокировку 163-2 в проводах К100—К61. После отпуска кнопки «Возврат БВ-2» питание с проводов К82 и К35 снимается. Реле 163-2 выключается, размыкая свои блокировки. Дифреле 54-1 остается включенным через резистор.
Электромагнит включающей катушки (якорь) садится на место, и включающий рычаг под действием пружины отходит от контактного рычага. Включающая (она же и выключающая) пружина поворачивает контактный рычаг вокруг верхней оси двухплечего рычага и контакты замыкаются. Прямые блокировки БВ-2 замыкаются в цепи проводов К77—Н60 и К100— К44, обратная размыкается в проводах К100—К61, и лампочки БВ-2 гаснут.
БВ-2 выключается через кнопку «БВ-2» — выключается дифреле 54-1. Порядок процесса таков: через обратную блокировку в проводах К50—К77 и пока еще замкнутую блокировку БВ-2 в проводах К77—Н60 напряжение подается на выключающую низковольтную катушку. Электромагнит возбуждается, притягивая якорь, который ударяет по рычагу защелки, а выключающая пружина оттягивает контактный рычаг с подвижным контактом от неподвижного контакта. При к.з. в силовой цепи, защищаемой БВ-2, ток короткого замыкания проходит по силовой катушке выключающего электромагнита, якорь притягивается и ударяет по рычагу защелки, что приводит к выключению БВ-2.
При перегрузке, когда через БВ-2 проходит ток более чем ток уставки (350 — 380 А), электромагнит преодолевает усилие пружины, действующей на якорь, и БВ-2 также выключается. Необходимо помнить, что при выключении АБ, но при включенной кнопке «БВ-2» выключения аппарата не происходит. БВ-2 выключится при повторном включении АБ.
ВКЛЮЧЕНИЕ БВ-1
БВ-1 служит для разрыва силовой цепи и ее защиты от токов короткого замыкания. При включении кнопки «БВ-1» от провода К50 получает питание провод К71 и через 40-ом-ные резисторы Р136—Р137 — на «землю». Также через блокировки реле перегрузок возбудителей 57-2, провод К85, реле 57-1, провод НЗО напряжение подается к блокировке дифреле 52-1. От провода К71 через обратную блокировку БВ-1 получает питание провод К62 и сигнальные лампы БВ-1 загораются.
С нажатием кнопки «Возврат БВ-1» получает питание провод Н130 (Н131), и через замкнутый элемент котроллера питание подается на провод 47, далее на катушку вентиля возврата БВ-1, что приведет к подаче воздуха в цилиндр БВ-1. Также от провода 47 через обратную блокировку БВ-1 в проводах 47—Н14 получит питание катушка дифреле 52-1, минуя резистор на 300 Ом. Дифреле 52-1 включится и замкнет свою блокировку в проводах НЗО—Н5.
Через замкнутую блокировку 52-1 получит питание провод Н5 и через блокировку ТК1-М, провод Н6 оно подается на «плюс» удерживающей катушки БВ-1, «земля». Также через блокировку ТК1 - М в проводах Н6—К98 получит питание провод К98 и подаст напряжение к кнопкам низкой и высокой скорости вентиляторов.
Включившись, БВ-1 замкнет свою прямую блокировку в проводах Н53—К11 в цепи линейных контакторов и разомкнет свои обратные блокировки в цепях:
сигнальных ламп АВР в проводах К100—К84;сигнальных ламп БВ-1 в проводах К71—К62;счетчика отключения БВ-1 в проводах Н48—«земля»;катушки дифреле 52-1 в проводах 47—Н14. Катушка дифреле продолжает питаться от провода К100 через резистор на 300 Ом, который получает питание при включении кнопки «БВ-2».
ВКЛЮЧЕНИЕ ВЕНТИЛЯТОРОВ
Низкая скорость. При включении кнопки «Низкая скорость» вентиляторов от провода К98 получит питание провод К97, далее на катушку вентиля ПШ низкой скорости и через обратные блокировки контакторов 42-2 и 42-1 — на «землю». ПШ развернется.
В положении низкой скорости ПШ разомкнет свои блокировки высокой скорости (ПВ-В) и замкнет блокировку низкой скорости (ПВ-Н) в проводах К97—Н57. От провода Н57 получит питание и включится контактор 42-2. При работающих вентиляторах, а также и генераторах тока управления включается контактор 126-2, который разомкнет свою обратную блокировку в цепи сигнальных ламп (В2) в проводах К100—К65. Лампы погаснут, а сигнальные лампы В1 продолжат гореть.
Высокая скорость. При включении кнопки «Высокая скорость» вентиляторов от провода К98 получит питание провод К99, катушка вентиля ПШ высокой скорости и через обратные блокировки контакторов 42-2 и 42-1 — «земля». ПШ развернется.
В положении высокой скорости ПШ разомкнет блокировки низкой скорости (ПВ-Н) и замкнет блокировки высокой скорости ПВ-В. Через замкнутые блокировки ПВ-В получат питание катушки вентилей контакторов 42-2 и 42-1. Также, через блокировку ПВ-В от провода К99 получит питание провод К89, который запитает кнопки «Возбудители».
При включении контактора 42-1 разомкнётся его обратная блокировка в цепи сигнальных ламп В1 в проводах К100—К67. Лампы В1 погаснут, а при включении контактора 126-2 погаснут лампы В2.
ВКЛЮЧЕНИЕ КОМПРЕССОРОВ
При включении кнопки «Компрессоры» от провода К44 получит питание провод К69 и подаст напряжение на регулятор давления, далее через его замкнутый контакт получает питание провод Н2 и напряжение подается на щиток параллельной работы к кнопкам «Компрессор 1» и «Компрессор 2».
Через замкнутую кнопку «Компрессор 1» получает питание провод Н154, и ток подается на катушку контактора 41-1, «землю», а через замкнутую кнопку «Компрессор 2» получит питание провод К79, и ток поступит на катушку контактора 41-2, «землю». Работой компрессоров управляет регулятор давления, а одиночное их включение производят на щитке параллельной работы.
При включении кнопки «Возбудители» от провода К89 получает питание провод К83, и напряжение подается к щитку параллельной работы. Через замкнутую кнопку «Возбудители» получает питание провод К80, от которого через обратные блокировки контакторов 40-1 и 40-2 получают питание сигнальные лампы по цепям:
сигнальные лампы П1 через обратную блокировку контактора 40-1 в проводах К80—К94;сигнальные лампы П2 через обратную блокировку контактора 40-2 в проводах К80—К75;сигнальные лампы АВР через параллельно включенные обратные блокировки контакторов 40-1, 40-2, провод К18, полупроводник (диод) 298-2 и провод К84.
Также от провода К80 получает питание катушка контактора 73-2, «земля». Через замкнутую блокировку контактора 73-2, провод К81, реле оборотов (ограничители скорости), провод Н157 получает питание катушка контактора 40-1, а от провода Н158 — катушка контактора 40-2. Через контактор 73-2 питание подается на независимые обмотки двигателей преобразователей Н1—НН1.
При включении контакторов 40-1 и 40-2 размыкаются их обратные блокировки в цепи сигнальных ламп. Лампы П1, П2 и АВР гаснут. От провода К81 получает питание катушка промежуточного реле 148-2 и замыкает свои контакты в проводах К46— Н17, создавая цепь катушки контактора 176-2.
Цепь 1-й позиции. По проводу К51 напряжение подходит к ВУ и далее через вставку (45 А) и замкнутые контакты, провод Н79 (Н76), блокировку 290-1 (290-2) приставки 367, по проводу Н110 (Н111) оно подается на тормозной барабан контроллера, а также на 3-й и безымянный контакты реверсивно-селективного барабана и на элемент главного барабана Н110 (Н111) — второй сверху.
Для приведения электровоза в движение реверсивно-селективную рукоятку контроллера устанавливают в положение «Вперед» или «Назад». При этом замкнутся элементы контроллера в проводах 1(2), 3, 6. От провода 3 получат питание катушки вентилей тормозных переключателей ТК1-М и ТК2-М — произойдет их разворот в моторный режим (если они находились в положении тормозного режима).
При установке главной рукоятки контроллера на 1-ю позицию замкнутся элементы контроллера 0, Н110 (Н111), А, 8, 23.
От провода Н110 (Н1111 подается напряжение на плюсовую шину главного вала и по перемычке Н235 (Н222) через блокировки 528-1 (528-2), 534-1 (534-2), провод 1(2), перемычке А получит питание провод 6, а также провода 8 и 23.
От провода 1 (21 получит питание катушка вентилей реверсоров и произойдет поворот их валов в положение, соответствующее выбранному направлению движения. От провода 1 (2) через блокировку реверсов II, провод К9 (К10), блокировку реверсора I, провод Н52, блокировку ТК1-М, провод Н53, блокировку 51-1 напряжение подается к проводу К11.
От провода К11 получат питание: катушки вентилей линейных контакторов 3-1,4-1,3-2, провод К13, блокировка ТК2-М, провод К12, блокировка ТК1-М, провод Н65, блокировка КСП0-С, провод Н66, блокировка КСП1-С-СП, провод К20, блокировка КСП2-С-СП, провод 0, замкнутый элемент контроллера (верхний главного вала), замкнутый элемент тормозного вала — «земля».
От провода К11 питание идет на параллельно-включенные блокировки КСП0 и ОД2, провод К21, катушку вентиля контактора 2-2, «землю». От провода К22 — на катушку вентиля 17-2, «землю».
От провода К11 получает питание катушка реле времени 278-1 и замыкает блокировочные контакты в цепи счетчика отключения БВ-1 в проводах 8—Н28.
После включения контактора 4-1 замыкаются его блокировки:
в цепи проводов Н65—«земля» — заземляет катушки контакторов 3-1,4-1 и 3-2, минуя блокировки групповых контакторов и контроллера;в цепи проводов К27—К31 — подготавливается цепь питания на провод К31;в цепи проводов Н120—«земля» — подготавливается цепь включения реостатных контакторов через блокировки промежуточных реле 102-1 и 103-1.
От провода 6 получают питание:провод К45 через блокировку КСП0 — ставятся под напряжение катушки вентилей реостатных контакторов 6-2, 7-2, 10-1, 10-2;провод 5 через блокировку КСП1-С-СП;провод К31 через блокировку КСП0-С, провод Н69, блокиров¬ку КСП1-С-СП, провод К26, блокировку КСП2-С-СП, провод К27, блокировку 4-1 —ставятся под напряжение катушки вентилей реостатных контакторов 12-2, 12-1, 7-1;блокировки РН и РБ через блокировки КСП0, КСП1, КСП2 по проводу К27.
От провода 8 получают питание:провод К4 через блокировку КСП1-С-СП — ставятся под на¬пряжение катушки реостатных контакторов 5-1, 5-2, 6-1;катушка счетчика отключения БВ-1 через замкнутые контакты реле времени 278-1.От провода 23 получает питание провод К34 через блокировку КСП1-С-СП — ставятся под напряжение катушки вентилей реостат¬ных контакторов 11-1, 11-2.
При дальнейшем передвижении главной рукоятки по позициям будут получать «землю» в контроллере (согласно развертке) реостатные контакторы и выводиться из работы пусковые резисторы.
От провода К9 (К101 в зависимости от направления движения получают питание:через обратную блокировку 19-2 и провод КЗО — катушки вентилей догружателей 89-1, 139-2;через обратную блокировку 19-1 и провод К64 — катушки вентилей 89-2, 139-1.При этом догружаются передние по ходу колесные пары каждого кузова. На рекуперативном режиме через блокировку ТК2-Т догружаются задние по ходу колесные пары каждого кузова.
На 1-й позиции контроллера машиниста тягового режима будут включены линейное контакторы 3-1, 4-1, 3-2, 2-2 и 17-2, возбуждены катушки вентилей реверсов ВП-1 и ВП-2, тормозных переключателей ТК1-М и ТК2-М, а также возбуждены электропневматические клапаны догружающего устройства и включено реле времени 278-1.
С 1-й по 16-ю позицию ни одна из катушек вентилей групповых переключателей не возбуждена. При этом замкнуты следующие контакторные элементы групповых переключателей: 32-0, 22-1, 25-1, 22-2 и 25-2.
Переход со 2-й на 16-ю позицию. На 2-й позиции контроллера размыкается контакторный элемент контроллера в цепи провода 0 и замыкается контакторный элемент в цепи провода 13. Контакторный элемент 0 прерывает начальное соединение с «землей» катушек вентилей контакторов 3-1,4-1 и 3-2. Замкнувшийся контакторный элемент 13 соединяет с «землей» катушку вентиля контактора 11-2, которая находится под напряжением от провода К34. Контактор 11-2 закорачивает секцию пускового резистора Р27—Р28. Пусковое сопротивление уменьшается на 5,77 Ом и остается равным 17,07 Ом.
На 3-й позиции замыкается контакторный элемент 14, который соединяет с «землей» катушку вентиля контактора 11-1. Этот контактор закорачивает секцию резистора Р5—Р6 на 4,72 Ом. На каждой последующей позиции происходит уменьшение пускового сопротивления как за счет закорачивания секций резисторов, так и путем соединения некоторых из них в параллельные цепи.
В процессе разгона, когда напряжение на тяговых двигателях станет больше 2700 В, срабатывает реле пониженного напряжения 63-1. Блокировка этого реле в цепи проводов К27—К32 замкнет цепь тока сигнальных ламп, указывающих на правильное действие схемы.
На 16-й позиции закорочены все секции пускового резистора. В порядке подготовки к переходу на последовательно-параллельное соединение на 16-й позиции замыкается контакторный элемент контроллера в цепи провода 9.
Переход с 16-й на 17-ю позицию. На 17-й позиции контроллера размыкаются контакторные элементы А, 12, 15, 16, 19,20,21,22. Замыкаются контакторные элементы 5 и 7. Происходит выключение индивидуальных контакторов 7-1, 12-1, 12-2, 7-2, 6-2, так как разрывается цепь «земли» в проводах 12, 20, 15, 16 и 21.
Прекращение питания провода 6 приводит к погасанию сигнальных ламп реле пониженного напряжения 63-1. Одновременно от провода 7 получают питание катушки вентилей нулевого группового переключателя КСП0. Однако групповой переключатель не может сразу начать переключение, так как для поступления в его цилиндр сжатого воздуха и для выхода воздуха из противоположного цилиндра необходимо некоторое время. Индивидуальные контакторы 7-1, 12-1, 12-2, 6-2 и 7-2 выключаются значительно быстрее и за счет этого фиксируется 1-е переходное положение: в цепь двигателей вводятся пусковые резисторы Р23—Р26 и РЗ—Р4 с общим сопротивлением 2,67 Ом. При этом ток и сила тяги каждого двигателя несколько уменьшаются.
При вращении вала нулевого группового переключателя КСПО замыкается контакторный элемент 33-0, который, закорачивая тяговые двигатели V —VIII, образует 2-е переходное положение. При этом ток тяговых двигателей I — IV и их сила тяги несколько увеличиваются.
Далее при вращении вала группового переключателя выключается контакторный элемент 32-0, который размыкает цепь тяговых двигателей V — VIII. Это будет соответствовать 3-му переходному положению. В результате размыкания блокировок КСПО-С в прово¬дах 9—К96 происходит выключение индивидуальных контакторов 10-1 и 10-2. В первом кузове в цепь тяговых двигателей I — IV дополнительно вводятся секции пусковых резисторов Р6—Р7 и Р7—Р8. Во втором кузове подготавливаются пусковые резисторы к введению их в цепь тяговых двигателей V — VIII. Это будет соответство¬вать 4-му переходному положению.
При дальнейшем вращении вала группового переключателя КСПО на 5-м переходном положении включаются контакторные элементы 30-0 и 31-0, которые подключают тяговые двигатели V —VIII в самостоятельную цепь. На этом переходном положении в цепи двигателей I — IV включен резистор на 4,828 Ом, а в цепи двигателей V — VIII — на 4,378 Ом, в результате чего токи в этих цепях будут различны.
Переход на 17-ю позицию заканчивается включением уравнительного контактора 20-2, выравнивающего токи и напряжения в обеих цепях тяговых двигателей. Обе группы пусковых резисторов включаются параллельно.
Контактор 20-2 включается по цепи: провод 8, обратная блокировка контактора 10-1, провод К29, блокировка КСП0-СП-П, провод К28, катушка вентиля контактора 20-2, провод Н70, блокировка ТК2-М и «земля».
От провода 5 через блокировку КСП1-С-СП и далее по проводу К45 напряжение будет подано к катушкам вентилей контакторов 6-2, 10-1, 7-2, 10-2. Катушки вентилей контакторов 12-2, 12-1,7-1 напряжение будут получать от провода 5 через блокировку КСП0-СП-П, провод Н69, блокировку КСП1-С-СП, провод К26, блокировку КСП2-С-СП, блокировку контактора 4-1, провод К31 и далее катушки вентилей вышеуказанных контакторов.
Переход с 18-й на 27-ю позицию. На 18-й позиции катушка вентиля контактора 5-1 соединяется с «землей» через замкнувшийся контакторный элемент контроллера в цепи провода 17. Контактор 5-1 закорачивает секцию резистора Р2—РЗ величиной 1,47 Ом. В результате этого пусковой резистор в цепи тяговых двигателей уменьшится с 2,292 до 1,895 Ом. На 19-й и следующих позициях последовательно-параллельного соединения происходит уменьшение сопротивления пускового резистора путем закорачивания и соединения в параллельные цепи его секций.
На 27-й позиции закорочены все пусковые резисторы. В порядке подготовки схемы к переходу на параллельное соединение тяговых двигателей на 27-й позиции от провода 10 через обратную блокировку контактора 19-2 получают питание катушки вентилей уравнительных контакторов 8-1 и 8-2.
Эти контакторы включаются и дублируют обходные цепи секций резисторов Р5—Р6, Р6—Р7, Р7—Р8, Р27—Р28, Р28—Р29 и Р29—РЗО, а замыкание их прямых блокировок создает цепь на катушки вентилей КСП1 и КСП2.
Переход с 27-й на 28-ю позицию. При переходе на 28-ю позицию размыкаются контакторные элементы контроллера 5, 11 — 23 и замыкается 4. Теряют питание лампы реле пониженного напряжения 63-1 и выключаются индивидуальные контакторы 6-1, 7-1, 10-1, 11-1, 12-1, 6-2, 7-2, 10-2, 11-2, 12-2. В цепь последовательно-параллельного соединения тяговых двигателей вводятся секции пусковых резисторов РЗ—Р4 и Р25—Р26 общей величиной 0,405 Ом. Введение в цепь этих резисторов вызывает уменьшение тока всех двигателей и их силы тяги. Замыкание на 28-й позиции контакторного элемента контроллера 4 создает цепь питания катушек вентилей первого и второго групповых переключателей КСП1 и КСП2. Ток проходит по цепи: провод 4, блокировка контактора 8-1, провод К23, блокировка контактора 8-2, провод 24, катушки вентилей групповых переключателей КСП1 и КСП2, «земля».
На части электровозов последних выпусков в провод 24 врезаны параллельно друг другу прямые блокировки ОД1-2 и ОДЗ-4 для того, чтобы исключить возможность разворота групповых переключателей КСП1 и КСП2 на параллельное соединение при выключенных всех ножах ОД первой секции.
Несмотря на возбуждение катушек вентилей, групповые переключатели начинают переключаться после небольшой выдержки времени. За счет этого фиксируется 10-е переходное положение процесса переключения тяговых двигателей с последовательно-параллельного на параллельное соединение.
Вначале вращения валов групповых переключателей КСП1 и КСП2 на 11-м переходном положении размыкаются контакторные элементы 22-1 и 22-2. За счет этого группы резисторов Р5—Р8 и Р27—РЗО подготавливаются к подключению в конце процесса пересоединения тяговых двигателей. Далее замыкаются контакторные элементы 23-1 и 23-2, которые шунтируют тяговые двигатели I — II и V — VI на специально предусмотренные резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 (по 2,1 Ом каждый). Это сопровождается некоторым увеличением тока тяговых двигателей III — IV, VII — VIII и их силы тяги.
Кратковременно, когда по тяговым двигателям I — II и V — VI протекает ток обратного направления, они работают в режиме реостатного торможения. Шунтирующие резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 несколько уменьшают величину генераторного тока и тормозной силы, создавая этим большую плавность изменения силы тяги электровоза при переключении тяговых двигателей.
При дальнейшем вращении валов групповых переключателей на 4-м переходном положении выключаются контакторные элементы 25-1 и 26-2, которые разрывают зашунтированные цепи тяговых двигателей I — II и V — VI. Размыкаются блокировки КСП1-С-СП и КСП2-С-СП в проводах 17—Н18 и Н18—Н74. Это приводит к выключению контакторов 5-1 и 5-2.
В результате замыкания блокировок КСП1-П в проводах К11— Н54 и КСП2-П в проводах К11—Н55 включаются контакторы 1-1, 2-1 и 1-2, которые подключают в работу секции пусковых резисторов Р5—Р8 и Р27—РЗО. Далее, в процессе вращения валов групповых переключателей включаются контакторные элементы 24-1, 26-1, 27-1,24-2,26-2,27-2.
Контакторные элементы 24-1 и 24-2 закорачивают резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 в цепях III — IV и VII — VIII тяговых двигателей, а контакторные элементы 26-1, 27-1, 26-2, 27-2 соединяют с «землей» обмотки возбуждения II и VI двигателей.
За счет выключения контакторов 5-1 и 5-2 вводятся в работу секции пусковых резисторов Р1—РЗ и Р23—Р25, которые ранее были закорочены. Осуществляется 5-е переходное положение, на котором образуются самостоятельные параллельные ветви I — II и V — VI двигателей. Эти двигатели на 3-м и 4-м переходных положениях не принимали участия в создании силы тяги. Общее пусковое сопротивление составляет 1,312 Ом.
В конце разворота первого и второго групповых переключателей замыкается ряд их блокировок, в том числе блокировки КСП1-П и КСП2-П в цепях проводов 24—К25, К25—Н68, 4—К34, 4—К45, 4—К4, через которые от провода 4 восстанавливается напряжение на катушках вентилей контакторов 12-1, 12-2,7-1, 11-1,11-2, 10-2,7-2,10-1, 6-2. Одновременно восстанавливается от провода 4 питание сигнальных ламп реле пониженного напряжения 63-1.
Переход с 29-й на 37-ю позицию. На 29-й позиции контроллера замыкается контакторный элемент в цепи провода 11, который создает цепь «земли» катушки вентиля контактора 6-1. Этот контактор закорачивает секцию резистора Р1—Р2 (3,15 Ом), уменьшая общее пусковое сопротивление до 1,035 Ом.
На последующих позициях происходит закорачивание секций пускового резистора и соединение их в параллельные цепи, что приводит к дальнейшему уменьшению пускового сопротивления. На 37-й позиции закорочены все секции пускового резистора. Напряжение на зажимах каждого тягового двигателя равно номинальному — 1500 В (при условии, что напряжение в контактной сети равно 3000 В).
На 37-й позиции размыкается контакторный элемент 10 и теряет напряжение провод 10, вследствие чего выключаются уравнительные контакторы 8-1, 8-2 и 20-2 (от провода 8 уравнительные контакторы 8-1, 8-2 и 20-2 получить питание не могут, так как на 37-й позиции в цепи проводов 8—К29 разомкнуты блокиров¬ки контакторов 10-1 и 11-1).