Комментарии
- 10 янв 2018 13:39татьяна Турушева(Прокопьева)Серафима Петровна Андриевская (Грешилова) из Тарбагатая фотография за прялкой.
- 10 янв 2018 14:51Нина Беломестнова(Оленникова)За прялкой Ольга Павловна Беломестнова с. Этытей Красночикойский район
- 10 янв 2018 14:54татьяна Турушева(Прокопьева)Но может быть
- 11 янв 2018 16:29Нина Беломестнова(Оленникова)Сестра моего свекра
- Нина Беломестнова(Оленникова)Комментарий удалён.
- 12 янв 2018 07:29татьяна Турушева(Прокопьева)Фотка старинная и похожа на бабушку моего мужа и у нее была прялка они ее по моему сдали в музей
- 27 янв 2018 05:31краеведческий музейМария, Ваша прялка - стояк, в Забайкалье чаще встречаются горизонтальные. Хотя и стояки тоже встречаются. Вспомните - Забайкалье, край ссылки. И заселяли его люди со всей России, Польши, Украины и тд.... Ну и соответственно несли сюда свой уклад жизни, культуру, технологии ведения хозяйства.
- 29 янв 2018 12:30Нина Беломестнова(Оленникова)Значит и в ваших краях есть горизонтальные прялки. просто они пока Вам не встретились.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
краеведческий музей
Прялка - интересный и очень загадочный предмет из быта русского народа.
Впервые я познакомилась с ним несколько десятков лет назад. Ольга Павловна Беломестнова дала мне первые уроки прядения. О-е-е-е-й как все было трудно и непонятно и вместе с тем не отпускало желание заставить колесо прялки вращаться, а из кудели вытянуть и, наконец, спрясть свою первую ниточку. Сейчас, работая в краеведческом музее г. Петровска – Забайкальского, я, благодаря этой женщине, на экскурсиях, музейных мероприятиях демонстрирую искусство прядения для своих посетителей.
Немного истории.
Русские прялки – незаменимые спутницы крестьянских женщин. Пряли в русской деревне все женщины. Конечно, хозяйка дома, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Воспитание девочек было направлено на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами.
Эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить. Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней.
С конца октября, когда заканчивались все полевые работы, женщины, садились за прядение, прерываясь лишь на рождественские праздники. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан. ( Боялись нечистой силы, которая могла их испортить). Сам процесс прядения несложен, но он требует определённых навыков. Главным инструментами для получения нити служило веретено. У каждой женщины оно было своё .
Одновременно – и тоже с незапамятных пор – использовались цельные и разъёмные (составные) прялки.
Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие.
Были широко известны прялки из копани, так называемые корневые. Копанью называется дерево, выкорчеванное с корнем. Для изготовления прялок выкорчёвывали преимущественно ели, сосны, берёзы, корневая система которых была подходящей. Прялки из копани очень просты.
Со временем в крестьянский быт вошли самопрялки. Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене.
Спряденные нити могут многое рассказать о мастерице, так как на выводимой нитке отражается настроение и физическое состояние пряхи.
Нитка молодой женщины тонка, ровна, тонко кручена; нитка старой пряхи выходит вялой, толстой, слабо крученой.
У людей неуравновешенных нередко нитка получается неровной: то толстой, то тонкой, то крутой, то слабой.
Зачастую в народной культуре судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная уже человеческими руками. Вспомните – нить времени, нить судьбы, веков связующая нить.
Но это уже совсем другая история и об образе нити в духовной жизни народа мы поговорим в следующий раз.
Заранее благодарна тем, кто поставит « класс», и тем, кто захочет поделиться со своими друзьями, и, конечно, приглашаю всех посетить краеведческий музей.
Наш адрес г. Петровск – Забайкальский, ул. Пушкина 18. Тел. 2-24-29
С уважением Нина Ивановна
( хранитель музейных ценностей)