Комментарии
- вчера 17:46Сейчас так "свободные кочевники степняки" и прутся захватчиками к землепашцам русским. Как выгодно заумным лентяям считать себя свободными , и кушать готовое, от тех, кто трудится на земле.
- вчера 21:43Присоединяюсь к единомышленникам, очень понравилось. Галина Рязань, Падерборн .Германия , Леопольдсталь.
- 06:52Представляете, а ,,засланный" то , с вами категорически согласен! Чушь голимая !
.... 🤭
🤦 - 09:04Лично мне давненько уже понятен смысл существования всех этих группёшек, каторые вдруг откуда не возьмись, появились в.........! Они несомненно и правду транслируют, и в то же время прокладки закидывают, с подменой понятий. И ведомые на это ведутся. Так и происходит переформатирование сознания. Им умышленно разрешают этот крысиный режим критиковать. Лишь бы они и от главного нас уводили. От того что Родина то никуда не делась, советская то, она только в головах безголовиков исчезла. И на это и делается упор в этих группешках. Что бы человеки не дай бог , не проснулись и не осознали.

- 10:02Странно, но я целиком и полностью согласна с Вашим комментарием.
- 10:53А оно по другому и не может быть, мы же те, живые. Просто иногда с пылу с жару не поймем друг друга. И понеслась жара в хату. 🤭
🤦 Доброго вам денёчка! 
- 11:00Ваше сознание рассеивает телевизор, сами посмотрите что вы смотрите и обратите внимание свое на то что каждый кадр меняется в 4-5 секунд. Это и есть рассеивание сознания. А моя страничка тут с самого рождения интернета, мне никто и никогда ничего не диктует, я сама все выкладываю что вижу или изучаю. Насчет хлеба статья не ложь, так как многие живут ради живота, а живот очень схож с мозгом нашим. Либо ты пашешь ради хлеба и живота, либо ты выбираешь путь духовный с Богом и не боишься умереть с голоду, потому что ты свабоден от этого рабства живота. Если вы сомневаетесь и думаете что вас уводят не в ту сторону- просто покиньте страничку и идите своим путем. Вас насильно тут никто не удерживает. А писать ваши сомнения тут совсем ни к чему.
Сознание должно быть с Богом, в одном луче света! А в интернете тоже много лжи и все мы нарываемся на нее, но засчет этого мы еще и учимся различать и чувствовать где правда, а где ложь.
А кто целенаправленно работает по рассеиванию лжи, тот еще и собирает деньги не забывайте это.
На Земле нет такого человека сейчас, который бы знал все. Если вы считаете себя умными и правдивыми, то также пишите свое мнение со своей странички и люди потянутся к вам, если увидят что вы праведные. - 11:07Я не пойму, а вы что на себя буровить сразу начали, я вроде ничего про вас не сказал. Ну и второе, я телепиздер не смотрю уже лет как триста, тут всё тоже самое есть помимо альтернативы . Всего и вам доброго!

- 11:16Вы первые начали буровить.
Это хорошо что телевизор не смотрите, молодец! - 11:45Да тут и молодцом не надо быть. Любому здравомыслящему человеку, эта бредятина с лапшераздатчика, сразу видна. Другое дело, что здравомыслящих за тридцать лет выкосили, че на комбайне проехали.
- 11:48Меня поражает просто то, что вы с легкостью у себя публикуете то , что и очерняет мою советскую Родину и тут же вроде как и восхваляет. Для вас это нормально что ли?
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Алиса Алиса
Вопрос «Культ хлеба — культ рабства?
» звучит провокационно, но в нём есть глубокий исторический и философский смысл. Давайте разберёмся, почему некоторые мыслители (особенно в русской философской традиции) так считали.
### Откуда взялась эта идея?
Самая известная формулировка принадлежит Николаю Бердяеву (из книги «Истоки и смысл русского коммунизма», 1937):
> «Русский народ по типу своего религиозного и духовного склада есть народ в высшей степени мессианистический… Но мессианизм этот был подавлен хлебной, житейской нуждой. Русский народ хотел не хлеба насущного, а смысла жизни… Культ хлеба есть культ рабства».
Бердяев противопоставлял две цивилизационные логики:
- Западная (римско-католическая и протестантская): «человек живёт не для хлеба единого, но чтобы иметь хлеб насущный» — то есть экономика, труд, собственность, рациональное устроение жизни первичны.
- Русская (православно-мессианская): человек живёт ради Царства Божия, ради абсолютного смысла, а хлеб — второстепенное. Когда же хлеб становится главным (голод, нищета, выживание), это воспринимается как падение в рабство материи.
### Почему именно хлеб = рабство?
1. Земледельческая цивилизация = прикреплённость к земле
Хлеб требует оседлости, тяжёлого ежегодного труда, цикличности. Кочевники (скифы, монголы, многие тюркские народы) считали земледельцев рабами земли. В русских былинах и фольклоре сохранилось презрение к «пашенным людям» со стороны степняков.
2. Голод как вечная русская проблема
Россия веками жила на грани голода (неурожаи, климат, низкая продуктивность). Когда вся жизнь народа сводится к борьбе за хлеб, исчезает свобода духа. Советская власть потом прямо использовала этот мотив: «Хлеб — это жизнь, это мир, это власть».
3. Хлеб в христианстве и язычестве
В Евангелии Христос говорит: «Не хлебом единым будет жив человек». Превращение хлеба в абсолют — это язычество, поклонение материальному. Русские религиозные философы видели в советском «хлебном культе» (плакаты «Хлеб — всему голова», колхозы, продразвёрстка) именно возврат к дохристианскому, хтоническому рабству.
4. Советский поворот
Большевики сделали хлеб абсолютным фетишем:
- «Кто не работает, тот не ест»
- Коллективизация ради хлебозаготовок
- Голодомор как инструмент подчинения
Это и есть, по Бердяеву, культ хлеба в чистом виде — и одновременно культ тотального рабства.
### А был ли альтернативный путь?
Да — путь кочевников, казаков, старообрядцев-бегунцов, интеллигенции, которая бежала от «хлебной кабалы» в города или в эмиграцию. Или путь монастырей, где хлеб был, но не был целью. Но массовая крестьянская Россия выбрала (или была вынуждена выбрать) хлеб — и заплатила за это свободой.
### Итог
Да, в определённом философском и историческом смысле культ хлеба действительно был культом рабства — потому что делал выживание единственной целью существования народа, уничтожая мессианскую, свободную, «не от мира сего» компоненту русской души.
Когда человек живёт ради хлеба — он раб.
Когда он готов умереть ради смысла — он свободен.
Россия веками колебалась между этими полюсами. Советский период стал крайним торжеством первого. Сегодня мы снова видим возврат к «хлебу насущному» как главной ценности — и вопрос Бердяева звучит актуальнее, чем когда-либо.