Как по квитанции можно определить, что квартплату начисляют больше положенного: пять признаков

Требования к платежным документам на ЖКУ менялись уже не раз — однако по сей день квитанции большинством людей воспринимаются, скорее, как набор непонятных цифр.
Точно понятно лишь одно — итоговая сумма («к оплате») остается стабильно высокой. Но ее можно снизить, если вовремя заметить, что начисляют лишнее.
Приведем несколько признаков, по которым можно заподозрить «неладное» в вашей квитанции.
1. Квадратные метры
**********************
В квитанции обязательно указывается площадь вашей квартиры и общая площадь помещений в доме. Это ключевые значения, которые применяются в расчете коммунальных платежей. Проверьте, не менялись ли эти цифры в ваших квитанциях.
Обратите внимание, что для расчета коммунальных платежей сейчас по закону применяется:
1) общая площадь жилого помещения (куда входит площадь жилых и вспомогательных помещений, за исключением лоджий, балконов, веранд и террас — ст. 15 ЖК РФ).
Сопоставьте площадь вашей квартиры по документам и ту, что указана в квитанции. Вам не должны начислять коммунальные платежи на площадь балкона, лоджии и других указанных помещений,
2) общая площадь жилых и нежилых помещений в доме должна применяться на основе технического паспорта дома. Однако нередко цифры этой площади «гуляют» и в квитанциях, и в документах.
Суды сходятся во мнении, что при расхождении приоритет имеют данные Единого госреестра недвижимости. А жильцы могут проверить площадь своего дома на сайте ГИС ЖКХ (поиск по адресу дома выдает его электронный паспорт с подробными характеристиками).
А вот общая площадь для расчета ОДН на холодное и горячее водоснабжение может отличаться, т. к. сейчас в эту площадь запрещено включать все, что не предусмотрено п. 27 Приложения 1 Правил №306 (исключается площадь лифтов, теплоузлов, мусоросборников и т. д. — ВС РФ, № 306-ЭС19-3279).
2. Количество зарегистрированных по месту жительства
**********************
Обратите внимание, соответствует ли эта цифра действительности. Доначислить плату за фактически проживающих жильцов УК может только на основании акта, причем она обязана в течение 3-х дней направить его в отделение МВД (иначе перерасчет признается незаконным — ВС РФ, № 307-ЭС19-14487).
3. Новые строки в квитанции
**********************
Нередко управляющие компании стараются перекладывать свои расходы на плечи жильцов, но не всегда это законно. Например, если в вашей квитанции появилась строка «Содержание и поверка общедомового прибора учета» или «Обслуживание домофона», это незаконно.
Во-первых, расходы на поверку и ремонт ОДПУ возлагаются на управляющую организацию (если только не было иного решения собрания собственников — ВС РФ, № 301-ЭС19-14984).
А во-вторых, управляющим организациям запрещено включать свои услуги в другие строки, помимо строки «Содержание жилого помещения».
Если за установку домофона проголосовало общее собрание собственников, то эта плата должна входить в плату за содержание жилья (ВС РФ, № 304-ЭС19-11916).
Проверить решения общего собрания по своему дому можно также на портале ГИС ЖКХ.
4. ОДН
**********************
Суммы, затраченные на общедомовые ресурсы, проверить всегда очень сложно. Косвенными признаками, что здесь «что-то не так» являются:
1) отсутствие в расчете показаний общедомового счетчика. Если он есть и срок его поверки не истек, плата должна начисляться по его показаниям, а не по нормативу. Поэтому, если вы видите в расчете нулевые показания ОДПУ — плату начисляют необоснованно,
2) при отсутствии ОДПУ в доме применяется норматив, но он вдруг резко повысился. Это повод проверить, не завысила ли УК этот норматив по своему усмотрению,
3) плату за общедомовые ресурсы начисляют не по площади, а по числу жильцов. Это явное нарушение порядка расчета.
А вот что касается платы за коммунальные услуги, поставленные непосредственно в квартиру, то ее легко проверить с помощью калькулятора на сайте ФАС или той же ГИС ЖКХ.
5. Зима была теплая, а плата за отопление не снизилась
**********************
Это актуально, если плата за отопление начисляется в течение всего года и в доме есть общий счетчик тепловой энергии.
В текущем году начисления делаются по средним показаниям счетчика за прошлый год, а в 1 квартале следующего года платежи корректируют, когда становятся известны показания ОДПУ за все 12 месяцев прошедшего года.
Поэтому если зима была теплой, а в 1 квартале следующего года плату за отопление вам не снизили, это повод подать запрос в УК или в жилинспекцию.

Комментарии