Друзья!

Скоро ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Поддержим наш волшебный русский язык собственным примером грамотной речи и грамотного письма.
Любой человек (как взрослый, так и подросток) в этой заметке и моих статьях в разделе найдёт для себя возможность совершенствовать свою речь и грамотность с помощью несложных занимательных упражнений.
Сначала хочется отметить, что русский язык не имеет себе равных, потому что дарит человеку, его носителю, многостороннее и глубокое понимание жизни, возможность выражения любого настроения, чувства и ощущения фразами, содержащими идиомы, афоризмы, сравнения, метафоры и т.п. Вот что писал о русском языке французский писатель Проспер Мериме, который одним из первых во Франции оценил достоинство русской литературы и овладел русским языком, чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя: «Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».
В русском невероятные чудеса словообразования! В каком еще языке можно найти такое количество производных корня? Например, корня "вет": "ответ", "привет", "завет", "совет", "беззаветный", "соответствие", "ответственность", "советовать", "советский", "приветливый" и т.д.
Начнём с УПРАЖНЕНИЙ ПО ВЫРАБОТКЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1. Найдите такие существительные (нарицательные, в именительном падеже и единственном числе), которые после добавления к ним в конце слова одной буквы превратились бы в новые существительные, тоже нарицательные, в именительном падеже и единственном числе, например:
вол – волк; рот – рота; стол – столб; пара – парад; гость – гостья; верста – верстак (специально оборудованный рабочий стол для столярной, слесарной и другой ручной работы)
2. Закончите фразу:
Здоров, как __________ Голоден, как _________
Хитер, как ___________ Колюч, как ___________
Болтлив, как _________
Нем, как _____________
Упрям, как ___________ Труслив, как _________
Старо, как____________
Быстрый, как _________
Уставший, как ________
Острый, как __________
Дрожит, как __________
Бьется, как __________
3. Найдите такие существительные (нарицательные, в именительном падеже и единственном числе), которые после добавления к ним в начале и конце слова по одной букве превратились бы в новые существительные, тоже нарицательные, в именительном падеже и единственном числе, например:
ум – дума; кот – икота; ива – диван; кон – икона; пар – опара; олово – половой (лакей в трактире); ваза – квазар (очень далекий космический объект, источник мощного радио- и оптического излучения); рост – трость – ярость
4. Продолжите пословицы:
Сытый голодному ___________ Жили в тесноте, _____________
Большому кораблю __________ Куда ниточка, _______________
Яблоко от яблони __________ Лучше один раз увидеть, _____
Старый друг _______________ Семь раз отмерь, ____________
Своя рубашка ______________ Слово – серебро, ____________
Семеро одного _____________ Начал за здравие, ___________
5. Найдите такие слова и цепочки слов, существительных (нарицательных, в именительном падеже и единственном числе), которые после добавления к ним в начале слова одной буквы превратились бы в новые существительные, тоже нарицательные, в именительном падеже и единственном числе, например:
омар – комар; пион – шпион; устав – сустав; город – огород; еда – беда – ябеда; ель – мель – шмель; ёлка – чёлка – пчёлка; дочка – удочка – дудочка; ад – лад – клад – оклад – доклад
Подлинному, полноценному усвоению правописания слов способствуют специальные техники совершенствования орфографического навыка, заставляющие «работать» множество операций мышления и стимулирующие наш интерес к непростой деятельности. Со словами нужно «поиграть», включая их во всевозможные связи и отношения, а это все делают с удовольствием.
Работа по усвоению орфографии слов должна проводиться в несколько этапов. Покажем это на примере. Возьмем слова, трудные в написании, например, из учебника 3-го класса:
вестник, восток, горизонт, горячий, готовить, грамм, группа, запад, коллектив, коллекция, лестница, окрестность, пассажир, потом, праздник, рассказ, расстояние, север, чувство, юг.
На первом этапе необходимо провести работу по прояснению смысла этих слов. Вот специальный прием: https://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/tehnika-sovershenstvovaniya-orfograficheskogo-navyika.html https://www.zanimatika.ru/v-podderzku-russkogo-yazyka.html https://ok.ru/profile/574704642124/statuses/153594411690828 #заниматика #русский_язык

Комментарии