ВСТРЕВАНИЕ И ПЕРЕБИВАНИЕ

Давно, давно я хотел написать про распространённый и чудовищный пробел в человеческом воспитании, а также в культуре коммуникаций, который состоит в склонности перебивать собеседника, а также бесцеремонно встревать в чужой диалог.
Несомненно, люди часто перебивают друг друга и встревают в чужую беседу. Но это ещё было бы полбеды, а вот беда, и иже с ней коммуникативно - этическая проблема состоит в том, что такие вот перебивальщики и встревальщики часто, ничтоже сумняшеся, обесценивают вас в глазах окружающих.
Почему так происходит? В практической психологии существует понятие «метасообщения» - это передача скрытого смысла поступков или слов, который вы можете даже не анализировать и не осознавать. Оно может быть передано мимикой, жестами, либо элементами поведения и это, как правило, влияет на ваш статус в разговоре.
Так вот, когда вас кто-то бесцеремонно перебивает, то его метасообщение состоит в следующем: «Вы говорите ерунду, чушь, послушайте, что скажет вам настоящий специалист». А когда кто-то встревает в ваш диалог, то метасообщение будет примерно таким: «Вы тут какую-то ерунду обсуждаете, а у меня срочное и важное дело»!
Если вы будете допускать подобное поведение, то к вам быстро сформируется отношение, как к человеку, который не способен управлять полемикой, ведомому, притом с низким уровнем экспертности. Если вы эксперт, и выступаете в качестве специалиста в беседе, то вас следует слушать, а не перебивать!
А теперь к практике. Допустим, вы говорите, но кто-то бесцеремонно вас перебивает, что делать? Вот несколько заветных фраз из боевой риторики:
«Мне очень нравится, что Вы так живо реагируете на мои слова, но позвольте я закончу».
«Извините, Вы мне позволите договорить о том, о чём Вы сами меня спросили»?
«Вы сейчас перебиваете потому, что вы уже знали, что я окажусь прав, ведь так»?
«Ну вот, Вы опять перебиваете! Вы хотите озвучить мысль, как только она приходит к вам в голову»?
«Вы сейчас перебиваете меня потому, что не знаете то, о чем забыли»?
А против встревальщиков подойдёт стратегия игнорирования посредством обращения к собеседнику, диалог с которым они пытаются нарушить. Следует «не замечать» того, кто обратился к вашему vis-à-vis, а просто сказать ему (собеседнику), например:
«Иван Петрович, я вижу тут неотложное дело, давайте мы вернёмся к обсуждению позже, когда нас не потревожат, и у Вас будет время и возможность меня выслушать».
«Иван Петрович, простите, мы сейчас с Вами разговариваем, или мне подождать за дверью»?
Здесь не стоит давать волю эмоциям, чтобы не «перегнуть палку». Будьте хладнокровны, вежливы и корректны! Сдержанность – это лучшее оружие против хама.
У меня был показательный случай на телевидении. Когда я отвечал на вопрос журналиста, который он адресовал непосредственно мне, один из участников передачи решил вставить свои «5 копеек», перебив меня несколько раз. Вот тогда я и сказал ведущему эфира, что если меня будут перебивать, то я просто встану и покину студию.
Это сработало, и меня больше никто на эфирах не перебивает. Вот, как-то так!
К. Рязанцев

ВСТРЕВАНИЕ И ПЕРЕБИВАНИЕ - 953365245615

Комментарии

Комментариев нет.