СВЯЗАН ЛИ ТЕНГРИАНСКИЙ ОБРЯД БАТА СО СУРОЙ КОРАНА "ФАТИХА"? Тему подготовила Гүлзат Аалиева УЛУТУМ КЫРГЫЗ, УРААНЫМ МАНАС! Одним из самых древних и важных обычаев кыргызского народа является "Бата берүү" - "Благословение". Одна из пословиц кыргызов гласит: "Жамгыр менен жер көгөрөт, бата менен эл көгөрөт" - "Благодаря дождю земля зеленеет, благословением просцветает страна". Издавно в нашем народе жила непоколебимая вера в силу благодатного слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "Бата берүү" - "Благословение". Издревле люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека можно достичь поставленных целей и желаний. И, считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала, а также примерной матери, получившей статус Умай Эне за то, что она смогла родить и вырасти много благовоспитанных детей и внуков. Как обычно, мои радикально настроенные оппоненты-исламисты, ненавидящие свои корни, традиционно высказав и выложив весь запас самых вульгарных инвективных слов (от латинского invrctive oratio - матерные слова, бранные слова, слова-проклятия), в качестве аргумента будут акцентировать свое внимание на первую суру Корана - "Фатиха". То есть, согласно им, бата берет свои истоки от этой суры. Однако, здесь возникают историко-логические вопросы: 1. Как известно, кыргызы - один из самых древних народов в мире, а ислам - самая молодая религия. Значит, по исторической хронологии "Фатиха" никак не может быть истоком бата. 2. Древние кыргызы практиковали бата как архиважный элемент национальной культуры и этикета. Это исторически подтверждено. А, до возникновения ислама арабы пребывали в состоянии джахалийа (эпоха тотальной темноты, всеобщей невежественности, безкультурья и падения нравов). А это значит, "Фатиха" была придумана не арабами, а была заимствована ими у тюркоязычных тенгриан. 3. Мусульманскому миру известна только одна "Фатиха", тогда как кыргызы знают достаточно большое количество бата, связанных с различными экзистенциальными случаями в жизни и деятелтности человека. Зачастую бата-благословение дается в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины или женщины. Мужчину-медиума, который дает бата-благословение, кыргызы называют "батакөй", а женщину-медиума - "тилекчи". Значит, "эркек бата берет, ал эми аял тилек айтат" ("мужчина медиум дает бата-благословение, а женщина медиум - тилек-добрые пожелания"). Отсюда пословица: "эркектин билеги күчтүү, аялдын тилеги күчтүү" - "у мужчины сильные запястья, а у женщины сильные пожелания"). Основная задача медиума - провести ритуал благословения. Во время бата медиум выполняет функцию контактера или проводника между миром людей и кайып дүйнө (трансцендентный мир сверхъестественного). Бата дают ата-бабалардын арбагы или Манастын арбагы, то есть духи предков, причисленные к лику святых: "Ата-бабанын арбагы колдосун!" - "Да поддержить нас дух предков!", "Манас бабамдын арбагы колдосун!" - "Да поддержить нас дух моего предка Манаса!". Ритуал включает в себя элементы предсказания. Святые передают наказы, которые необходимо выполнить, чтобы мечта материализовалась. А также святые указывают на ошибки, дают информацию, помощь, предосторежение. Цифры, факты, имена - иногда поражают своей точностью и достоверностью. Например, когда Манас Великодушный женился на Каныкей, кыргызские сынчы (знатоки качеств, свойств, черт, признаков, судьбу людей, животных и элементов окружающего мира по определенным приметам) дали ей оценку следующего содержания: "Она красавица и умница, спору нет. Однако, как правило, такие писаные красавицы и редкие умницы либо не рожают, либо рожают только достойного сына". Так и случилось. В течение долгих 13 лет Каныкей не могла беременеть. И только после бата-благословения особого медиума Кошоя она забеременела Семетеем. Обряд бата способствует реализации проекта в личной жизни, оздоровлении, успешной карьере, политике, бизнесе, избавлении от пагубной привычки и т.д. Таким образом, обряд бата-благословение - это мощная энергетическая очистка, омоложение. В данное время в кыргызском обществе пышным цветом расцветает риторическое искусство тамады. В историческом прошлом кыргызы тамаду называли "Тойдун Эрке Уулу". Кстати, тамада тоже имеет право дать бата-благословение. Интересный случай: недавно я была в мазаре Кайып-Булак, где встретила своего единомышленника, талантливого сына кыргызского народа, певца, поэта, композитора, режиссера и тамаду Бакыт Мамаев. К нему подошла супружеская пара почтенного возраста и напомнили ему, что в 2002 году Бакыт Мамаев был тамадой на свадьбе их сына. Тогда тамада благословил новобрачных с пожеланием, чтобы у них было много сыновей (они на фото). Счастливая супружеская пара сообщила Бакыту Мамаеву добрую весть о том, что у сына родилось 5 сыновей. Теперь они хотят внучку. В связи с этим супружеская пара пригласила Бакыта Мамаева домой в гости, чтобы он благословил на внучку. Сам Бакыт Мамаев сказал, что у всех пар, на свадьбе которых он был тамадой, рождаются одни мальчики. Так что, если хотите побольше сыновей или внуков, приглашайте Бакыта Мамаева в качестве тамады. Он - действительно профессиональный тамада и талантливый батакөй. Чем же отличается бата-благословение и тилек - добрые пожелания от понятия "тост"? Главное отличие состоит в том, что бата-благословения и тилек - добрые пожелания не содержат в себе пожелания, связанные с низменными, преходящими ценностями материального мира, такие как "эки машинаң болсун!", "эки комогуң болсун!", "пулуң көп болсун!". Как правило, бата-благословения и тилек - добрые пожелания сопровождаются со следующими благочестивыми словами: "Теңирим жалгасын!" ("Пусть благословит тебя мой Теңир"!), "Кудай тилегиңди берсин!" ("Пусть Бог исполнит твою заветную мечту!"), "Көшөгөң көгөрсүн!" ("Пусть твоя ширма, предназначенная для новобрачной, зеленеет", т.е. "будь счастлива!", "стань счастливой женой и матерью много детей!"), "Өмүрлүү бол!" ("Живи долго!") и т.д. Современные кыргызы практикуют следующие формы бата-благословения и тилек - добрых пожеланий: 1. Рождается ребенок и ему выбирают имя - жентек той, бешикке салуу. 2. Ребенок начинает ходить - тушоо кесүү. 3. Ребенка впервые сажают на седло. 4. Малыш идет в школу или имеют успехи в учебе. 5. Во время кудалашуу - сватовство. 6. Келин көрүү - церемония открывания лица невесты. 7. В начале любого тоя. 8. Когда собирается урожай. 9. Во время проведения траурных церемоний - Куран окутуу, кыркын берүү, ашын берүү. 10. Перед сражением с врагами или во время проводов сына в армию. 11. Перед дальней дорогой. 12. Бывает, родители просят благословить детей или мастера своих учителей, баатыров и т.д. Обычно благословляют слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца. Все вокруг, и стар, и млад, тоже подобным образом держат руки. После того, как заканчивается благословение, все проводят ладонями лицо. Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. Обычно бата совершали высоко подняв обе руки вверх. Кстати, настоящие кыргызы никогда не сидели на обоих коленях и не стучали своим челом о землю, что считалось позорной позой для рабов. Только в исключительных случаях, например, когда просили разрешения, прощения или руку красавицы, кыргызские джигиты элегантно сидели на одном колене и держали правую руку на сердце.
А Г
ЧТО ТАКОЕ БАТА И КОГО НАЗЫВАЮТ БАТАКӨЙ И ТИЛЕКЧИ?
СВЯЗАН ЛИ ТЕНГРИАНСКИЙ ОБРЯД БАТА СО СУРОЙ КОРАНА "ФАТИХА"?
Тему подготовила Гүлзат Аалиева
УЛУТУМ КЫРГЫЗ, УРААНЫМ МАНАС!
Одним из самых древних и важных обычаев кыргызского народа является "Бата берүү" - "Благословение". Одна из пословиц кыргызов гласит: "Жамгыр менен жер көгөрөт, бата менен эл көгөрөт" - "Благодаря дождю земля зеленеет, благословением просцветает страна".
Издавно в нашем народе жила непоколебимая вера в силу благодатного слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "Бата берүү" - "Благословение".
Издревле люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека можно достичь поставленных целей и желаний. И, считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала, а также примерной матери, получившей статус Умай Эне за то, что она смогла родить и вырасти много благовоспитанных детей и внуков.
Как обычно, мои радикально настроенные оппоненты-исламисты, ненавидящие свои корни, традиционно высказав и выложив весь запас самых вульгарных инвективных слов (от латинского invrctive oratio - матерные слова, бранные слова, слова-проклятия), в качестве аргумента будут акцентировать свое внимание на первую суру Корана - "Фатиха". То есть, согласно им, бата берет свои истоки от этой суры.
Однако, здесь возникают историко-логические вопросы:
1. Как известно, кыргызы - один из самых древних народов в мире, а ислам - самая молодая религия. Значит, по исторической хронологии "Фатиха" никак не может быть истоком бата.
2. Древние кыргызы практиковали бата как архиважный элемент национальной культуры и этикета. Это исторически подтверждено. А, до возникновения ислама арабы пребывали в состоянии джахалийа (эпоха тотальной темноты, всеобщей невежественности, безкультурья и падения нравов). А это значит, "Фатиха" была придумана не арабами, а была заимствована ими у тюркоязычных тенгриан.
3. Мусульманскому миру известна только одна "Фатиха", тогда как кыргызы знают достаточно большое количество бата, связанных с различными экзистенциальными случаями в жизни и деятелтности человека.
Зачастую бата-благословение дается в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины или женщины. Мужчину-медиума, который дает бата-благословение, кыргызы называют "батакөй", а женщину-медиума - "тилекчи". Значит, "эркек бата берет, ал эми аял тилек айтат" ("мужчина медиум дает бата-благословение, а женщина медиум - тилек-добрые пожелания"). Отсюда пословица: "эркектин билеги күчтүү, аялдын тилеги күчтүү" - "у мужчины сильные запястья, а у женщины сильные пожелания").
Основная задача медиума - провести ритуал благословения. Во время бата медиум выполняет функцию контактера или проводника между миром людей и кайып дүйнө (трансцендентный мир сверхъестественного).
Бата дают ата-бабалардын арбагы или Манастын арбагы, то есть духи предков, причисленные к лику святых: "Ата-бабанын арбагы колдосун!" - "Да поддержить нас дух предков!", "Манас бабамдын арбагы колдосун!" - "Да поддержить нас дух моего предка Манаса!".
Ритуал включает в себя элементы предсказания. Святые передают наказы, которые необходимо выполнить, чтобы мечта материализовалась. А также святые указывают на ошибки, дают информацию, помощь, предосторежение. Цифры, факты, имена - иногда поражают своей точностью и достоверностью.
Например, когда Манас Великодушный женился на Каныкей, кыргызские сынчы (знатоки качеств, свойств, черт, признаков, судьбу людей, животных и элементов окружающего мира по определенным приметам) дали ей оценку следующего содержания: "Она красавица и умница, спору нет. Однако, как правило, такие писаные красавицы и редкие умницы либо не рожают, либо рожают только достойного сына". Так и случилось. В течение долгих 13 лет Каныкей не могла беременеть. И только после бата-благословения особого медиума Кошоя она забеременела Семетеем.
Обряд бата способствует реализации проекта в личной жизни, оздоровлении, успешной карьере, политике, бизнесе, избавлении от пагубной привычки и т.д. Таким образом, обряд бата-благословение - это мощная энергетическая очистка, омоложение.
В данное время в кыргызском обществе пышным цветом расцветает риторическое искусство тамады. В историческом прошлом кыргызы тамаду называли "Тойдун Эрке Уулу". Кстати, тамада тоже имеет право дать бата-благословение.
Интересный случай: недавно я была в мазаре Кайып-Булак, где встретила своего единомышленника, талантливого сына кыргызского народа, певца, поэта, композитора, режиссера и тамаду Бакыт Мамаев. К нему подошла супружеская пара почтенного возраста и напомнили ему, что в 2002 году Бакыт Мамаев был тамадой на свадьбе их сына. Тогда тамада благословил новобрачных с пожеланием, чтобы у них было много сыновей (они на фото).
Счастливая супружеская пара сообщила Бакыту Мамаеву добрую весть о том, что у сына родилось 5 сыновей. Теперь они хотят внучку. В связи с этим супружеская пара пригласила Бакыта Мамаева домой в гости, чтобы он благословил на внучку. Сам Бакыт Мамаев сказал, что у всех пар, на свадьбе которых он был тамадой, рождаются одни мальчики. Так что, если хотите побольше сыновей или внуков, приглашайте Бакыта Мамаева в качестве тамады. Он - действительно профессиональный тамада и талантливый батакөй.
Чем же отличается бата-благословение и тилек - добрые пожелания от понятия "тост"? Главное отличие состоит в том, что бата-благословения и тилек - добрые пожелания не содержат в себе пожелания, связанные с низменными, преходящими ценностями материального мира, такие как "эки машинаң болсун!", "эки комогуң болсун!", "пулуң көп болсун!".
Как правило, бата-благословения и тилек - добрые пожелания сопровождаются со следующими благочестивыми словами: "Теңирим жалгасын!" ("Пусть благословит тебя мой Теңир"!), "Кудай тилегиңди берсин!" ("Пусть Бог исполнит твою заветную мечту!"), "Көшөгөң көгөрсүн!" ("Пусть твоя ширма, предназначенная для новобрачной, зеленеет", т.е. "будь счастлива!", "стань счастливой женой и матерью много детей!"), "Өмүрлүү бол!" ("Живи долго!") и т.д.
Современные кыргызы практикуют следующие формы бата-благословения и тилек - добрых пожеланий:
1. Рождается ребенок и ему выбирают имя - жентек той, бешикке салуу.
2. Ребенок начинает ходить - тушоо кесүү.
3. Ребенка впервые сажают на седло.
4. Малыш идет в школу или имеют успехи в учебе.
5. Во время кудалашуу - сватовство.
6. Келин көрүү - церемония открывания лица невесты.
7. В начале любого тоя.
8. Когда собирается урожай.
9. Во время проведения траурных церемоний - Куран окутуу, кыркын берүү, ашын берүү.
10. Перед сражением с врагами или во время проводов сына в армию.
11. Перед дальней дорогой.
12. Бывает, родители просят благословить детей или мастера своих учителей, баатыров и т.д.
Обычно благословляют слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца. Все вокруг, и стар, и млад, тоже подобным образом держат руки. После того, как заканчивается благословение, все проводят ладонями лицо.
Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. Обычно бата совершали высоко подняв обе руки вверх. Кстати, настоящие кыргызы никогда не сидели на обоих коленях и не стучали своим челом о землю, что считалось позорной позой для рабов. Только в исключительных случаях, например, когда просили разрешения, прощения или руку красавицы, кыргызские джигиты элегантно сидели на одном колене и держали правую руку на сердце.