История одного гения: Ян Гиллан — «Скандал» и «Легенда» Deep Purple
Ян Гиллан, на сцене с Deep Purple, 70-е
Девятнадцатого августа 1945 года на свет появился тот, кого в последующем ознаменуют величайшим вокалистом современности, культовым гением, внёсшим неоспоримый вклад в развитие хард-рока...
03:27
Deep Purple - When A Blind Man Cries
Сегодня, он известен как один из лучших мастеров грудного вокала. Этот гений прославился благодаря знаменитым Deep Purple. Сегодня мы решили пролистнуть страницы истории и рассмотреть главные этапы в творческом восхождении Яна Гиллана...
Ян Гиллан, конец 60-х
Любовь к музыке была привита Гиллану с раннего детства. Окунаясь в тёплые воспоминания того времени, музыкант часто рассказывал, как любил собираться со всей семьёй в большой уютной комнате и наслаждать игрой матери на пианино.
Будучи подростком, Ян, как и большинство его сверстников, боготворил Элвиса Пресли. Несравненный Король рок-н-ролла даже вдохновил парня стать кинозвездой, однако данной мечте не было суждено обрести реальные очертания... Страсть к музыке оказалась гораздо мощнее.
Ещё в школьные годы Ян любил собираться со своими приятелями и устраивать настоящие импровизированные рок-шоу. Первой группой, ставшей для юного Гиллана трамплином к апогею всемирной славы, была Moonshiners. Бэнд представлял собой любительский коллектив, для выступления которого его участники тащили из дома всё, что только попадало под руку. Позже Гиллан вспоминал:
«Когда я пел, некому было играть на ударных, а когда я сидел за ударными, то всё было с точностью да наоборот».
Ян Гиллан, 70-е
Последующие несколько лет Гиллан выступал с Javelins, параллельно подрабатывая ремонтником морозильных установок. До середины шестидесятых Ян играл с Wainwright’s Gentlemen, и после того, как покинул группу, попал в ряды Episode Six, в которых задержался аж до конца всё тех же шестидесятых. За тот период Episode Six выпустили пару неплохих синглов.
Episode Six, 1966 : Харвери Шилд, Тони Ландер, Роджер Гловер, Шейла Картер, Грэм Картер, Ян Гиллан
Бэнд пользовался хорошей популярностью в Германии, так как много работал именно на территории этого государства. Несколько месяцев Episode Six выступали в далёком Бейруте, где они давали концерты в большом кабаре-зале. Все заработанные средства музыканты тратили на приобретение новой аппаратуры...
«Сегодня я понимаю, в чём заключалась наша ошибка — это была многогранность... Вечером мы могли взрывать танцпол ночного клуба, а днём играть для посетителей кафе... У нас не было конкретных убеждений касаемо музыки, какой-то собственной линии... В основном, наш репертуар был вдохновлён The Beach Boys, подражая которым мы смешивали классику с блюзом. Во многом, наше творчество зависело от спроса...» — рассказывал позже Ян.
Ричи Блэкмор и Ян Гиллан в Deep Purple, начало 70-х
Вскоре Episode Six начали испытывать серьёзные финансовые сложности... В это же самое время Блэкмор как-раз находился в активных поисках нового вокалиста для Deep Purple. Одним из первых, к кому гитарист обратился за помощью, был Мик Андервуд — старый приятель музыканта. Мику не пришлось долго думать, прежде чем зарекомендовать Блэкмору Гиллана. Так, в 1969 году состав Deep Purple потерпел изменения: его ряды пополнил сам Гиллан, а также Гловер, которого Ян забрал с собой из их прошлой малоуспешной группы.
Именно такой состав «лиловых» и считается классическим, так называемым Deep Purple Mark II. Позже Гиллан вспоминал, как при его первой встрече с группой он остался поражён интеллигентностью Джона Лорда: «Почему-то именно от него я ожидал самого худшего...» Что касается Гловера, то парень же напротив, очень испугался нового «семейства»: его напугала мрачность Purple, которые, как позже выразился Роджер: «...одевались исключительно в траурные вещи и всегда выглядели чертовски загадочно...»
Обложка «Concerto for Group and Orchestra»
04:02
Deep Purple Hush (Original Film Clip 1968)
03:51
Deep Purple -Hush (Live 1969)
Первым студийным опытом для Гиллана в составе нового бэнда стал Concerto for Group and Orchestra, альбом, сочинённый Лордом. Пластинка была записана во время концертного выступления в Альберт-холле, осенью 1969-го. Эта работа открыла щедрый список классических вещей, выпущенных группой за последующие три года.
Однако в начале нового десятилетия отношения Гиллана и Блэкмора резко ухудшились. Именно этот период ознаменовал первый уход Яна из группы... Последней пластинкой, записанной в семидесятые годы, для вокалиста стала Who Do We Think We Are.
Тем временем, накал страстей внутри коллектива, а вернее между Яном и Ричи, не спадал, а напротив — продолжал расти... Дело дошло до того, что во время гастрольных разъездов Гиллан путешествовал в одиночку... Осенью 1972-го Гиллан написал заявление об уходе из группы, но менеджерам удалось уговорить музыканта завершить Who Do We Think We Are, запись которого уже вовсю кипела.
В результате работа вышла на редкость для группы слабой... Пластинка удостоилась далеко не самой лучшей критики, причём и со стороны самих музыкантов. Так, запись окончательно испортила отношения участников, в следствии чего группа снова потерпела изменения в составе: Гловер и Гиллан покинули Purple.
Ian Gillan Ban
После ухода из «лиловых», Гиллан сделал небольшой творческий перерыв. Музыкант обратился к мотоциклетному бизнесу. Вновь, Ян вышел на сцену лишь спустя хороших три года, и сделал он это уже в составе Ian Gillan Band. Бэндом было выпущено три неплохих студийных работы, однако их музыка была нацелена на невостребованное тогда джаз-роковое звучание. Тогда, Гиллан решил реорганизовать коллектив, набрав новых участников, а также изменив название коллектива просто на Gillan и само звучание, обратившись к хард-роковым истокам.
Ян Гиллан в 1981.
06:52
GILLAN - Mr. Universe
В создании щедрой половины нового материала принял участие Колин Таунз. В результате пластинка Mr. Universe теперь уже «нового» бэнда достигла одиннадцатой строчки в британском топ-чарте. В начале восьмидесятых объявил о роспуске коллектива. Причиной тому стали серьёзные проблемы с голосом, которые появились у Гиллана под влиянием чрезмерного злоупотребления алкоголем и табаком... Спустя год вокал вернулся к музыканту, однако потерпел заметные изменения.
В восьмидесятых о Deep Purple постепенно уже было начали забывать, как ситуацию изменила встреча старых коллег в Коннектикуте, после которой «лиловые» вернулись на сцену во всеми полюбившемся классическом составе. За воссоединением последовала новая пластинка Perfect Strangers, а уже за ней — успешное мировое турне!
Обложка «The House Of Blue Light»
04:40
Deep Purple - The Unwritten Law (with subtitles)
Но «музыка» играла не долго. Уже под конец восьмидесятых, с выходом The House of Blue Light, стало очевидно, что союз будет, увы, недолгим... Летом 1988-го, к моменту релиза Nobody’s Perfect, Гиллан объявил о повторном уходе... Фактически, вокалист был уволен. Даже его верный товарищ Гловер, который всегда поддерживал Яна во всём, принял сторону остальных участников... Вот, что позже поведал Роджер журналистам:
«Как личность — Гиллан очень силён, поэтому стоит делам пойти как-то не так, как ему того хотелось бы, начинается настоящий эмоциональный взрыв! Со мной он был готов идти вместе, ибо был согласен на компромиссы, но вот с остальными парнями, особенно с Ричи... Это просто невозможно для Яна. Это даётся ему с большим натягом... Между ними всегда велась война двух сильных личностей, и её нужно было прекратить. Мы все приняли решение, что Яну пора покинуть группы. Может это и неправильно, но мы действовали, опираясь на интересы всей группы...»
Ян Гиллан Москва, СССР, 11 мая 1990 года Фото: Алексей Зайкин
На место Гиллана пришёл Джо Тёрнер. Новый вокалист записал с бэндом Slaves and Masters, однако ни публика, ни менеджмент, ни сами участники группы не были в восторге от характерного для Тёрнера попсового вокала. После того, как пластинка потерпела провал, звукозаписывающий лейбл потребовал вернуть Гиллана. И самое интересное, что с этим были согласны все участники, включая самого Блэкмора, так неистово испытывающего большую неприязнь к персоне Гиллана. Позже, гитарист признавался:
«Из-за своих глупых выходок и мягко говоря — дурного поведения, Гиллан мне чертовски неприятен... Я конечно тоже не полевая ромашка, однако по сравнению со мной Ян просто законченный псих! Поэтому, нашему личностному отношению никогда не быть. Но если рассматривать его со стороны творческой, то он — один из величайших вокалистов в хард-роке. На сцене Ян остаётся личность, и так должно быть. Мы — безупречное единое целое на сцене, и никому из нас не приходится копировать кого-то... Но за пределами сцены между нами всегда будет граница. Так было, и так будет, так уж получилось...»
05:47
Deep Purple - The Battle Rages On
И вот случилось то, чего многие так ждали... Второе возвращение блудного вокалиста! Уже летом в начале девяностых Гиллан и Deep Purple выпускают новый совместный альбом The Battle Rages On. Однако, история мало поменялась: союз с Блэкмором вновь не оказался долгоиграющим. Ричи покинул коллектив после выхода пластинки...
С тех самых пор Гиллан больше не покидал насиженное место, умудряясь отдельно от группы выстраивать свою сольную карьеру, а также периодически участвовать в проектах других своих коллег по сцене...
Борис Вовченко
История одного гения: Ян Гиллан — «Скандал» и «Легенда» Deep Purple
Девятнадцатого августа 1945 года на свет появился тот, кого в последующем ознаменуют величайшим вокалистом современности, культовым гением, внёсшим неоспоримый вклад в развитие хард-рока...
Любовь к музыке была привита Гиллану с раннего детства. Окунаясь в тёплые воспоминания того времени, музыкант часто рассказывал, как любил собираться со всей семьёй в большой уютной комнате и наслаждать игрой матери на пианино.
Будучи подростком, Ян, как и большинство его сверстников, боготворил Элвиса Пресли. Несравненный Король рок-н-ролла даже вдохновил парня стать кинозвездой, однако данной мечте не было суждено обрести реальные очертания... Страсть к музыке оказалась гораздо мощнее.
Ещё в школьные годы Ян любил собираться со своими приятелями и устраивать настоящие импровизированные рок-шоу. Первой группой, ставшей для юного Гиллана трамплином к апогею всемирной славы, была Moonshiners. Бэнд представлял собой любительский коллектив, для выступления которого его участники тащили из дома всё, что только попадало под руку. Позже Гиллан вспоминал:
«Когда я пел, некому было играть на ударных, а когда я сидел за ударными, то всё было с точностью да наоборот».
Последующие несколько лет Гиллан выступал с Javelins, параллельно подрабатывая ремонтником морозильных установок. До середины шестидесятых Ян играл с Wainwright’s Gentlemen, и после того, как покинул группу, попал в ряды Episode Six, в которых задержался аж до конца всё тех же шестидесятых. За тот период Episode Six выпустили пару неплохих синглов.
«Сегодня я понимаю, в чём заключалась наша ошибка — это была многогранность... Вечером мы могли взрывать танцпол ночного клуба, а днём играть для посетителей кафе... У нас не было конкретных убеждений касаемо музыки, какой-то собственной линии... В основном, наш репертуар был вдохновлён The Beach Boys, подражая которым мы смешивали классику с блюзом. Во многом, наше творчество зависело от спроса...» — рассказывал позже Ян.
Вскоре Episode Six начали испытывать серьёзные финансовые сложности... В это же самое время Блэкмор как-раз находился в активных поисках нового вокалиста для Deep Purple. Одним из первых, к кому гитарист обратился за помощью, был Мик Андервуд — старый приятель музыканта. Мику не пришлось долго думать, прежде чем зарекомендовать Блэкмору Гиллана. Так, в 1969 году состав Deep Purple потерпел изменения: его ряды пополнил сам Гиллан, а также Гловер, которого Ян забрал с собой из их прошлой малоуспешной группы.
Именно такой состав «лиловых» и считается классическим, так называемым Deep Purple Mark II. Позже Гиллан вспоминал, как при его первой встрече с группой он остался поражён интеллигентностью Джона Лорда: «Почему-то именно от него я ожидал самого худшего...» Что касается Гловера, то парень же напротив, очень испугался нового «семейства»: его напугала мрачность Purple, которые, как позже выразился Роджер: «...одевались исключительно в траурные вещи и всегда выглядели чертовски загадочно...»
Однако в начале нового десятилетия отношения Гиллана и Блэкмора резко ухудшились. Именно этот период ознаменовал первый уход Яна из группы... Последней пластинкой, записанной в семидесятые годы, для вокалиста стала Who Do We Think We Are.
В результате работа вышла на редкость для группы слабой... Пластинка удостоилась далеко не самой лучшей критики, причём и со стороны самих музыкантов. Так, запись окончательно испортила отношения участников, в следствии чего группа снова потерпела изменения в составе: Гловер и Гиллан покинули Purple.
После ухода из «лиловых», Гиллан сделал небольшой творческий перерыв. Музыкант обратился к мотоциклетному бизнесу. Вновь, Ян вышел на сцену лишь спустя хороших три года, и сделал он это уже в составе Ian Gillan Band. Бэндом было выпущено три неплохих студийных работы, однако их музыка была нацелена на невостребованное тогда джаз-роковое звучание. Тогда, Гиллан решил реорганизовать коллектив, набрав новых участников, а также изменив название коллектива просто на Gillan и само звучание, обратившись к хард-роковым истокам.
В восьмидесятых о Deep Purple постепенно уже было начали забывать, как ситуацию изменила встреча старых коллег в Коннектикуте, после которой «лиловые» вернулись на сцену во всеми полюбившемся классическом составе. За воссоединением последовала новая пластинка Perfect Strangers, а уже за ней — успешное мировое турне!
«Как личность — Гиллан очень силён, поэтому стоит делам пойти как-то не так, как ему того хотелось бы, начинается настоящий эмоциональный взрыв! Со мной он был готов идти вместе, ибо был согласен на компромиссы, но вот с остальными парнями, особенно с Ричи... Это просто невозможно для Яна. Это даётся ему с большим натягом... Между ними всегда велась война двух сильных личностей, и её нужно было прекратить. Мы все приняли решение, что Яну пора покинуть группы. Может это и неправильно, но мы действовали, опираясь на интересы всей группы...»
Фото: Алексей Зайкин
На место Гиллана пришёл Джо Тёрнер. Новый вокалист записал с бэндом Slaves and Masters, однако ни публика, ни менеджмент, ни сами участники группы не были в восторге от характерного для Тёрнера попсового вокала. После того, как пластинка потерпела провал, звукозаписывающий лейбл потребовал вернуть Гиллана. И самое интересное, что с этим были согласны все участники, включая самого Блэкмора, так неистово испытывающего большую неприязнь к персоне Гиллана. Позже, гитарист признавался:
«Из-за своих глупых выходок и мягко говоря — дурного поведения, Гиллан мне чертовски неприятен... Я конечно тоже не полевая ромашка, однако по сравнению со мной Ян просто законченный псих! Поэтому, нашему личностному отношению никогда не быть. Но если рассматривать его со стороны творческой, то он — один из величайших вокалистов в хард-роке. На сцене Ян остаётся личность, и так должно быть. Мы — безупречное единое целое на сцене, и никому из нас не приходится копировать кого-то... Но за пределами сцены между нами всегда будет граница. Так было, и так будет, так уж получилось...»
С тех самых пор Гиллан больше не покидал насиженное место, умудряясь отдельно от группы выстраивать свою сольную карьеру, а также периодически участвовать в проектах других своих коллег по сцене...