Друзья!

9 февраля 1980 года в 6-00 перестало биться сердце выдающегося конструктора-судостроителя, создателя современных транспортных средств Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916-1980). Прощание проходило в Доме культуры УВД на улице Воробьева, ныне ул. Малая Покровская. Это было 44 года назад, но имя Алексеева уже было известно. Неудивительно, улица Воробьева, часть улицы Б.Покровской, территория у Дома связи и площадь Горького была заполнена народом, сотни людей пришли отдать дань памяти Р.Е. Алексееву.
«А около двух появился кто-то из партийных товарищей, – вспоминает дочь Алексеева. – Оказывается, в этот день в город приехал какой-то высокий московский начальник и поинтересовался, чем вызвано скопление народа на центральной улице. А когда узнал, что хоронят Алексеева, заставил тогдашних руководителей попрощаться с покойным и произнести соответствующую моменту речь.
Гроб с Алексеевым несли на руках до площади Горького, а потом с почестями похоронили на Бугровском кладбище. А дальше, по словам Татьяны Ростиславовны, начался настоящий шабаш...– Я как вспомню тот период, так вздрогну, – рассказывает дочь Алексеева. – Сейчас сама не понимаю, как смогла всё это пережить, выстоять...
На следующий же день после похорон, 13 февраля я поехала в Чкаловск – собрать вещи в служебной квартире отца. И застала там двоих уродцев – начальников, которые выхватывали друг у друга чертежи, сделанные отцом! А 14 февраля я прилетела в Каспийск и обнаружила в квартире полный разгром. Все вещи были свалены в кучу посреди комнаты, а чертежи и записи отца порваны в мелкие клочья. Причём, тот, кто это сделал, не открыл дверь ключом, а проник в квартиру через окно, как вор...
Порылись и в кабинете Алексеева в самом ЦКБ. Пропало много чертежей и разработок конструктора. Видимо, воспользовавшись ситуацией, уроды захотели присвоить себе идеи Ростислава Евгеньевича».
Отдельные факты
Алексеев Р.Е.: «Сейчас, когда суда на подводных крыльях стали видом транспорта, кажется, что всё это очень легко и просто, так и должно быть. На самом деле, я думаю цитату начать отсюда -
… процесс рождения нового, не имеющего аналогов, требует больших исследований, борьбы с отрицанием авторитетов, экспериментальных работ».
В одном из своих многочисленных интервью Ростислав Евгеньевич сказал, что движущей силой для него всегда были любовь к Волге, солнцу и друзьям, и если бы ему выпал шанс пройти свой путь заново, то он сделал то же самое.
Благодаря огромному творческому вкладу Р.Е. Алексеева наша страна заняла лидирующее положение в разработке пассажирских судов на подводных крыльях для речных, озерных и прибрежных морских линий. СПК отечественного производства получили широкую известность и за рубежом. Они экспортировались во многие страны, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, Грецию.
Руками он умел делать практически всё! – рассказывает Татьяна Ростиславовна, – Мог работать на токарном станке, владел слесарными навыками. Дело в том, что у деда Евгения Кузьмича для детей была организована мастерская, и мальчишки пропадали там целыми днями. Папе не было и шести, когда он смастерил паровоз и машинку. А потом, ещё до поступления в институт, отец работал слесарем на радиомонтажном заводе в Нижнем Тагиле.
Парусным спортом Ростислав Алексеев занимался до 32 лет. Он не только покорял волны, но и передавал знания молодым яхтсменам. В 1946 году конструктор получил звание мастера спорта СССР.
Спортивные интересы Ростислава Алексеева весьма широки — горные и водные лыжи, гребля, дайвинг, мотогонки, дельтапланеризм. Ему было все равно, какой вид транспорта подчинять своей воле, главное — мчаться быстрее ветра.
Серафима Павловна Алексеева отметила свой 100-летний юбилей, так и не узнав о кончине сына. По мнению врачей, правда убила бы женщину. Ей говорили, что Ростислав Алексеев не приезжает в гости, потому что уехал в длительную командировку.
В этой статье хочу вспомнить два судна. Это «Метеор» и «Спасатель».
Первый “Метеор” был построен на заводе “Красное Сормово” в 1959 году, а летом 1960 г. был принят в эксплуатацию. Теплоход осуществлял рейсы Горький-Казань-Горький. От Горького до Казани (расстояние около 415 км.) “Метеор” проходил за 7 – 8 часов. Осенью 1959 г. Алексеев принял решение совершить испытательный рейс Горький-Феодосия. Об этом можно прочитать в новой книге «Главный» Ю.П. Чернигина.
В 1981 году приказом Министра речного флота РСФСР одному из вновь построенных теплоходов “Метеор” было присвоено имя его создателя – “Конструктор Алексеев”. Судно бегает и поныне в акватории СПб, владельцы и окраска менялись, к счастью, имя сохранили.
1986 год – экраноплан «Лунь» с ударным ракетным оружием. Вооружение: ракеты «Москит» 6 ед.
7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». 42-м погибшим членам экипажа своевременно не была оказана помощь.
Правительством было принято решение о создании экраноплана-спасателя. В это время на стапелях завода «Волга» стоял второй недостроенный «Лунь», его предполагалось модернизировать в «Спасателя», оборудовать оптической, телевизионной, инфракрасной и радиолокационной поисковой аппаратурой, спасательным оборудованием и медицинским блоком. Он мог бы принять на борт 150-500 спасенных, дальность действия составляла 2160 миль. Помимо высокой скорости до 500 километров в час экраноплан может садиться на воду даже при сильном волнении моря (до 3,5 метра) и вдали от берегов. При этом между крылом и хвостовой частью корабля образуется спокойная поверхность моря, защищенная от воздействия волны и ветра, что крайне важно для работы в случае необходимости глубоководных спасательных аппаратов, отметил представитель ВМФ. В 90-х годах работы были прекращены из-за недостатка финансирования при 75% готовности.
«Это уникальная разработка наших конструкторов, в мире равных ей нет. Но если мы в ближайшие пять-семь лет не возобновим эту программу, то Россия рискует утратить свои лидирующие позиции в этой области», - сказал представитель главного штаба ВМФ РФ. Экраноплан «Спасатель», который мог бы стать хотя бы памятником достижений страны в то время, памятником Р. Е. Алексееву, но вопрос остаётся открытым с 2016 года, когда его поставили рядом с заводом «Волга» под розовый чехол. Время неумолимо летит, вечного ничего нет, « Спасатель» разрушается.

Комментарии