Заметки
- сегодня 11:59Murat Naniz поделился темойЧеркесский круг07:18
От «зихов» к «черкесам»: как в XIII-XIV веках сложилось имя народа
В истории каждого народа есть момент, когда за ним закрепляется то имя, под которым его узнает внешний мир. Для адыгских племен, населявших Северо-Западный Кавказ, таким поворотным пунктом стала эпоха позднего Средневековья (XIII-XVI вв.). Именно тогда в исторических хрониках, дипломатической переписке и торговых документах прочно утвердился этноним **«черкес»** (Circassian), постепенно вытеснивший прежнее название — **«зих»**. Этот процесс был не просто сменой вывески. Он отражал глубочайшие геополитические сдвиги, изменение культурных ориентиров и становление новой, общечеркесской идентичности.
До монгольского нашествия в западноевропейской (греческой, латинской) и византийской традиции за народом закрепилось название **«зихи»** (Zichi), а их страна именовалась **Зихией**. Этот термин, вероятно, восходил к античной эпохе и был привычен для дипломатов, миссионеров и купцов, взаимодействовавших с Черноморским побережьем через призму Византийской империи. Зихи воспринимались как часть знакомого, хотя и периферийного, христианского мира.
Всё изменилось с приходом **монголов** в середине XIII века. Их нашествие не только перекроило политическую карту Восточной Европы и Кавказа, но и принесло новые слова, названия и системы обозначений.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что термин **«черкес»** имеет **тюрко-монгольское происхождение**. Существуют разные версии его расшифровки: от «следопыт» («чер-кес») до обозначения «разбойник» или «воин». Но самое важное не точная этимология, а сам факт его возникновения.
**Монгольские канцелярии** , обслуживавшие огромную империю от Китая до Руси, нуждались в единых, понятных для всех административных терминах. Именно они, столкнувшись с адыгскими племенами, **растиражировали название «черкес»**. Этот термин, подхваченный иранскими, арабскими, а затем и тюркскими авторами, стал **официальным именем народа в восточной, «ордынской»** системе координат.
Так, уже в сообщении персидского историка Рашид ад-Дина о событиях 1237 года фигурируют именно «черкесы», а не зихи. По сути, монголы стали «крестными отцами» нового этнонима, который быстро распространился в сферах их политического и культурного влияния — от Ирана и Египта до Руси.
Интереснейшим феноменом XIII-XV веков стало **длительное параллельное использование обоих терминов**.
* **В генуэзских нотариальных актах** из Каффы и Таны, датированных концом XIII века, можно встретить упоминания и **«Zychia»** , и **«Circassia»** , а купцов называют то «зихами», то «черкесами». Итальянские коммерсанты, ежедневно общаясь с татарскими партнерами, легко перенимали новое название, но при этом не отказывались от привычного старого.
* Эта двойственность отражала **«двумирность»** самой Черкесии того времени. Она существовала одновременно в двух культурно-политических пространствах:
1. **Западном (средиземноморском)** , где доминировали генуэзцы и венецианцы, наследовавшие византийской и античной традиции, и где говорили о **«зихах»**.
2. **Восточном (степном и исламском)** , где правила бал Золотая Орда, а позже — Крымское ханство и Османская империя, и где знали только **«черкесов»**.
Таким образом, выбор названия в источнике часто указывал не столько на объект описания, сколько на **культурный бэкграунд и источники информации самого автора**.
К XV-XVI векам термин **«черкес»** начинает явно преобладать. Этому способствовало несколько ключевых факторов:
1. **Крушение Византии (1453)** и закат генуэзского влияния в Причерноморье (1475) лишили «западную» традицию её главных носителей.
2. **Усиление Крымского ханства и Османской империи** сделало тюрко-исламскую систему координат доминирующей для всего региона. Османы, став сюзеренами Крыма, использовали именно название «черкес».
3. **Феномен мамлюкского Египта**. С 1382 по 1517 год в Каире правила династия черкесских мамлюков («даулят аль-джаракиса»). Слава черкесских воинов и правителей на Ближнем Востоке укрепила этот этноним в международном лексиконе как синоним элитного воинства.
4. **Внутренняя консолидация.** Противостояние внешним угрозам (Орде, затем Крыму), активные торговые и политические связи, общая погребальная обрядность (отказ от кремации в XIII-XIV вв. в пользу единого типа курганных захоронений) — всё это способствовало формированию более широкого, **надплеменного самосознания** , для которого внешнее имя «черкес» стало удобной и узнаваемой оболочкой.
**К началу XVI века процесс был завершен.** Название «Черкесия» и этноним «черкесы» стали общепринятыми в дипломатической переписке, на картах и в трудах историков от Москвы до Стамбула и Венеции. Прежнее имя «зих» сохранилось лишь как архаизм или в узком церковном контексте.
История утверждения этнонима «черкес» — это не просто лингвистический курьез. Это **зеркало глобальных перемен**. Смена названия с «зиха» на «черкеса» маркирует **переход Черкесии из орбиты христианско-средиземноморского мира в орбиту тюрко-исламской геополитики** , центром которой стали сначала Сарай, а затем Стамбул и Бахчисарай. Это был болезненный, но закономерный итог эпохи, начавшейся под копытами монгольских туменов и завершившейся под сенью османских бунчуков. Имя, данное степняками, стало визитной карточкой народа, вписав его под этим именем в большую историю Евразии.
https://vk.com/wall-2033613_52034