В декабре 1941 года И.

И. Халимонов написал рапорт с просьбой отправить его на фронт.

Ему ответили: "Вы хорошо знаете Урал, и он для Вас является фронтом". Его назначили начальником штаба Уральского линейного аэропорта и командиром отряда специального применения в Свердловском (ныне Екатеринбург) аэропорту. Отряд базировался в Уктусе, в последствии - в Кольцово. Аэропорта, как такового, не было.
Все службы размещались в одном небольшом здании в невероятной тесноте.
Связь с самолётами велась телеграфом. Полёты зависели от 200-метровой высоты облачности. Но безотказно работающая приводная радиостанция позволяла находить посадочную полосу и при плохой видимости.
Перед аэропортом в годы войны стояли задачи: доставка военных самолётов авиационных заводов Сибири и Дальнего Востока, обеспечение полётов транспортных самолётов по заданию военно-промышленного комплекса Урала, обслуживание американских самолётов, поставляемых нам по ленд-лизу. Стояла задача перегнать бомбардировщики на фронт по маршруту, недосягаемому для противника. После всестороннего анализа нескольких вариантов был выбран воздушный путь: Фэрбенкс (Аляска), Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск, Киренск, Красноярск.
Для этих мест не было даже географических карт. Фотосъёмка участков маршрута и строительство велись в жестокие сибирские морозы. Основные и запасные аэродромы строили в расчёте на время полёта истребителя. Аэродромы строили организации ГВФ, наркомана обороны и Дальстроя НКВД. Помогали местные власти и местные жители. Строительные работы велись круглосуточно в основном вручную, лопатами и кирками. Гравий для взлетно-посадочных полос возили на лошадях, трамбовали колотушками. Основную рабочую силу составляли заключённые. ГУЛАГ внёс неоценимый вклад в нашу Победу, заплатив за неё самую высокую цену. Административным центром трассы стал Якутск.
В ноябре 1942 года началась регулярная перегонка самолётов из США в СССР. Фронты стали получать по 120-150 самолётов в месяц.
На аэродроме в Свердловске

Комментарии

  • 18 фев 2021 18:59
    Я бы на Вашем месте книгу написал, тем более с таким архивом.
  • 18 фев 2021 19:48
    И. И. Халимонов один из самых первых авиаторов командного корпуса, обеспечивавших работу в районах приравненых к Крайнему Северу, когда в районе р п Березово нашли первый ГАЗ и с этого момента Тюменская обл зашевелилась буквально как муравейник. Зимников не было или мало. Всё зависело буквально от АВИАЦИИ.
  • 18 фев 2021 20:12
    С утричка вэлеты ч з 1мин МИ 4,МИ 1,АН 2 ЛЕТОМ АН-2В, к вечеру уже все в обратном порядке, ночные полёты в порядке вещей. Базировки на точках сейсмики, нефтиразведка, строители, мерзлотники и др. Хорошо помню нашего КОМАНДИРА ОБЬЕДИНЕННОЙ ЭСКАДРИЛЬИ И. И. ХАЛИМОНОВА. как простого, но трнбовательного человека. То время было особой государственной важности.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.