Комментарии
- Комментарий удалён.
- 15 апр 12:33Аллах1 г1азот къобал дойла мосо бусулба Нохчи вежари йижари. Амин Амин Амин йа Аллах1. Аллах1у акбар Аллах1у акбар Аллах1у акбар Аллах1у акбар
- 16 апр 15:1613 апреля 1794 года в застенках Шлссельбургской крепости погиб смертью мученика первый имам Кавказа шейх Мансур.
"Секретно.
Правительствующаго Сената в Тайную экспедицию от полковника и Шлиссельбурского коменданта Колюбакина
Рапорт.
Минувшаго февраля 24-го таковым же в объявленную экспедицию донесено было, что находящийся в Шлисельбурской крепости под арестом уроженец чеченский Ших Мансур заболел, а сего же апреля 13-го числа пополудни во втором часу от оной болезни помер, о чем Правительствующаго Сената Тайной экспедиции покорно прошу, чтоб благоволили означенного Ших Мансура ис крепости в ночное время на Преображенскую гору водою для зарытая в землю снабдить меня повелением. Присланные ему вышеписаннаго февраля 24 числа из упоминаемой экспедиции на производство кормовых денег дватцать пять рублев, ис которых и в дачу производилось по дватцать четвертагопо двадцати пяти копеек на день✍ и сего апреля по четвертое на десять число и того выдано двенатцать рублев и семьдесять пять копеек. Да из выдаваемой ему, Мансуру, порцыи оставалось у него день ото дня по нескольку и тех денег по день ево смерти в остатке дватцать Рублев. А собственново ево платья турецкая шуба ветхая крыта шелковою малиновой материей, чекмень коришневой ветхой, рубах две, тюфеков, набитых волосом два, подушек перовых две, одеяло набойчатое простое. О чем прошу покорно снабдить меня своим повелением; как оставшую порцию денег, равно и собственный: то ж и оставшей после его смерти, куда благоволите употребить.
Полковник и комендант Колюбакин.
Апреля 13 дня, 1794 года.
(Л. 43)
Правительствующего сената и Тайной экспедиции полковнику и Шлиссельбургскому коменданту Колюбакину.
Вследствие рапорта вашего от 13 числа сего апреля о смерти содержащегося во оной крепости секретного арестанта известнаго чеченца Ших Мансура, благоволите по получении сего немедленно похоронить его на прописанном в рапорте вашем месте, деньги же, оставшиеся от производимой ему порции, причислить к другим порционным, а оставшийся после него скарб оставить в пользу содержащихся там протчих арестантов до вашего распоряжения, по исполнению чего имеете в Тайную экспедицию рапортовать.
14 апреля, 1794 года.
(Л. 44)
Секретно.
Правительствующаго Сената в Тайную экспедицыю от полковника и Шлиссельбурского коменданта Колюбакина
Рапорт.
Сего апреля 14-го из объявленной экспедиции отпущенное повеление здесь мною оное получено 15 числа о погребении и о вывозе ис крепости на Преображенскую гору тела находящегося в сей крепости секретного арестанта Шиха Мансура. Исполняя оное повеление сего месяца в шестое на десять число пополудни в двенадцатом часу вышеписанного Ших Мансура тело ис крепости порутчиком Юхаревым вынесено и прямо водою на Преображенскую гору отвезено, где оное и погребено, о чем сим Правительствующего Сената Тайной экспедиции покорнейше имею честь донесть.
Полковник и комендант Колюбакин
Приказано уведомить графа Безбородко, о чем и нужно (нрзб.) письмо.
Посему его превосходительство граф Александр Андреевич Безбородко от генерал-прокурора в то же время уведомлен.
№ 17 апреля 16-го дня, 1794 года".
Опубликованы в книге Мусаева А. Н." Шейх Мансур", Москва,из - во "Молодая гвардия", 2007 г.
Шлиссельбургская крепость и место захоронения шейха Мансура. - 18 апр 16:44Я не пойду покорно к покаянью,
За всё, в чем не был жизни виноват.
Чеченец я, зовущий к созданью.
Я - боль, я - гнев, я выстрел, я набат. - Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- 23 апр 08:58ПОЭМА «ШЕЙХ МАНСУР»
Недавно в свет вышел замечательный труд Асламбека Тугузова – поэма «ШЕЙХ МАНСУР». Автор не только продемонстрировал мастерство слова, но и сумел поэтично сложить столь непростую судьбу выдающегося чеченца и предводителя Кавказа Ушурмы из Алдов в рамках одного стихотворного произведения. Асламбек Тугузов дарит нам возможность познакомиться с поэтико-романтическим взглядом автора на судьбу первого Имама Кавказа.
ЧИТАЙТЕ на Телеграм-канале Амина Тесаева: https://t.me/amintesaev - 25 апр 02:06
- 25 апр 09:10Х.А.Хизриев. О ВРЕМЕНИ И ПУТЯХ ПРОНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА В ЧЕЧНЮ.
При этом прослеживаются четыре пути проникновения ислама в Чечню – с востока (Дагестан), с севера и запада (Хазария и Золотая Орда), с юга (Азербайджан и Ближний Восток). Например, еще до нашествия Тимура в 1395 году социальные верхи Чечни уже приняли мусульманство, на что указывает имя сына повелителя Симсима (Чечни) – Мухаммед, и то, что жители плоскости и восточной части страны не только проповедовали ислам, но и выступали воителями за веру (газиями).
Вместе с тем, в источниках сообщается, что во время боевых действий войска Тимура в горных районах Симсима (Чечни) разрушали «церкви и капища идолов (бухтане)» . Наличие в области Симсим (территория Чечни и Ингушетии) городов и замков, правителя, носившего по восточному титул хана (эмира) и подвластных ему владений и владельцев, которые порой выступали против своего сюзерена и сталкивались в междоусобицах, исповедование монотеистических верований свидетельствует, на наш взгляд, о существовании в этот период на территории современной Чечни и Ингушетии классового общества и феодального государственного образования, которое завоеватель Тимур разрушил.
В XVI веке в русских письменных источниках упоминаются чеченский князь Ших-мурза и владелец с. Ларс Султан-мурза, которые присягают на Коране, что свидетельствует о том, что в их сознании и в глазах соседних народов Коран уже стал святыней. К тому же периоду относятся датированные чеченские подмогильные памятники – чурты. А для появления письменности на арабской основе и для превращения Корана в святыню нужно было несколько сот лет, что опять ведет нас к VII-X и XIII-XVI вв., периоду, не позднее которого начинается распространение ислама в нашем крае. Как известно шейх Мансур и Шамиль пытались утвердить шариат в Чечне. Некоторые исследователи путают процесс распространения ислама с попытками утверждения шариата и доводят окончательное распространение мусульманской религии в Чечне до XVIII – 1 пол. XIX вв., что на наш взгляд не соответствует действительности.
Литература и источники.
25. СМИЗО, т.2, с. 123-124, 183, 185. 26. См.: Белокуров С.А. Сношения России с народами Кавказа. М., 1889, с. 63-65.
(В сборнике: Народы Северного Кавказа в общероссийском пространстве: история и современное состояние. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хасавюрт, 2011, с. 258-264). - 25 апр 17:30Письмо кадия Кабарды Боруки, кабардинских старшин и Аджимамета Запушаева старшему князю Мисосту Баматову с информацией о том, что к шейху Мансуру примкнули многие северокавказские кадии и муллы, а также с требованием признать Мансура шейхом. Конец апреля 1785 г.
«На сем и том свете избави вас господь бог за прегрешени должнаго возмездия, и желаем вам со всеми подвластными много лет здравствовать. Чрез сие уведомляем, что мы оказавшемся в Алдинской деревне шихе довольно от проезжающих людей наслышелись и не находили таковых, которые б ему не верили.
После того Аджимамет Запушев ездил к нему, которой не только что привес о нем уверительное письмо, но и сам чрез присягу уверял его, что он действительно ших, при коем находится де дагистанские, чиркеевские, кумыцкие, салатовские кады, муллы и другие учёные люди, кои чрез него прислали к нам письмо, чтоб точно почитали ево за шиха и имама, которои де у нас спрашивал о законе, но даказать ему не могли, разве такой же ших докажет, а протчие не хто.
А в присланном же с Аджимаметом письме значит, чтоб бога ради подавали милостыни, никого не обижали, абы так духовной суд учрежден, нежели хто кого убил прощать, не пьянствовать, табаку не курить, чему должны и вы повиноваться и подвластным вверять ничто иное, как только, что ших приказывает наблюдать совершенно доброе, а не дурное, ибо все что кто ни делает, то зделавший добро остаётся с похвалою, и зделавшие дурно взводит сам себе предосуждение. Мы же, верующи, все раскаелись, разве только малая часть осталась, но ежели господь бог пожелает зделать добро, то оно збудется». (ЦГА РД. Ф. 379. Оп. 3. Д.13, Т. 1. Л. 190) - 25 апр 17:30ШЕЙХ МАНСУР В КНИГЕ "100 ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ ИСЛАМА"
В популярной на востоке и известной в мире книге "100 великих людей Ислама", написанной Ат-Турбани, можно найти знакомые имена. Так, в нее включена личность чеченца — "Шейха Мансура Шишани". Для интересующихся мы сфотографировали текст очерка о Мансуре. Ат-Турбани пишет, что в сражении, которое Мансур дал полковнику Де Пиери летом 1785 года, погибло 600 солдат и сотни были взяты в плен. "Никому не удалось спастись... кроме нескольких солдат", — заключает он.
По мнению автора, противникам удалось пленить Мансура "благодаря предательству и вероломству". Тут, видимо, речь идет о гарнизоне и паше Анапской крепости.
Еще примечательна другая деталь из очерка: Ат-Турбани утверждает, что знаменитый "эмир поэтов" Ахмад Шауки имел кавказские корни, как и его учитель, "возродивший арабскую поэзию в современную эпоху после сотен лет застоя". Этот учитель — Махмуд Сами аль-Баруди, черкес.
В общем, много интересного!
ЧИТАЙТЕ на Телеграм-канале Амина Тесаева: https://t.me/amintesaev - 25 апр 17:30ШЕЙХ МАНСУР В КНИГЕ "100 ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ ИСЛАМА"
В популярной на востоке и известной в мире книге "100 великих людей Ислама", написанной Ат-Турбани, можно найти знакомые имена. Так, в нее включена личность чеченца — "Шейха Мансура Шишани". Для интересующихся мы сфотографировали текст очерка о Мансуре. Ат-Турбани пишет, что в сражении, которое Мансур дал полковнику Де Пиери летом 1785 года, погибло 600 солдат и сотни были взяты в плен. "Никому не удалось спастись... кроме нескольких солдат", — заключает он.
По мнению автора, противникам удалось пленить Мансура "благодаря предательству и вероломству". Тут, видимо, речь идет о гарнизоне и паше Анапской крепости.
Еще примечательна другая деталь из очерка: Ат-Турбани утверждает, что знаменитый "эмир поэтов" Ахмад Шауки имел кавказские корни, как и его учитель, "возродивший арабскую поэзию в современную эпоху после сотен лет застоя". Этот учитель — Махмуд Сами аль-Баруди, черкес.
В общем, много интересного!
ЧИТАЙТЕ на Телеграм-канале Амина Тесаева: https://t.me/amintesaev - 25 апр 17:41Письмо Шейха Мансура от 1786 года, с именной печатью "Имам Мансур". Это первый такого рода артефакт, в котором имеется оригинальная печать великого религиозно-политического деятеля второй половины XVIII века. Человека, ставшего знаменитым во всем мире.
_______________
В последнее время ичность Шейха Мансура оказалась в центре внимания не только чеченской общественности, но и соседей.
Разумеется, у отдельных категорий усиливается искушение употребить память об этом человеке в определенных политических интересах. Однако, это уже другая тема.
Сам Шейх Мансур, сыграл судьбоносную роль в истории Кавказа и Чечни, в частности. При нем произошел переломный момент, консолидация общества и даже были заложены основы политического мышления, приведшие к возвышению фигуры Бейбулата Таймиева. Именно Мансур своей беспрецедентно масштабной деятельностью вселил уверенность в соплеменников и дал возможность Ташу-Хаджи и Шамилю установить временное теократическое правление в Чечне. Значение и вклад Мансура в историю народа по-прежнему неоценены и ждут своих исследователей.
____________________
"Очень много чеченцев ушло с Ушурмой к черкесам, многие не вернулись обратно, кто погиб в боях, кто, женился и остался там."
Записки кумукского наследного князя Зурхая, во время его нахождения в гостях у чеченского племени Чинахи из Довта Мартана в 1841-1842 годах. Записки №8. Арсби.
_____________________
«Я называюсь Мансуром, – отвечал Мансур на допросе, – уроженец из Алтыкаевской деревни, владения чеченцев… Я беден, все мое имение состоит в двух лошадях, двух быках и одной хижине или крестьянском домике. Я не эмир, не пророк; я никогда таковым не назывался, но не мог воспрепятствовать, чтобы народ меня таким не признавал; потому что образ моих мыслей и моего жития казался им чудом… Мне приносили подарки деньгами, овцами, яйцами, быками, лошадьми, хлебом и плодами. Но не имея при умеренной своей жизни большой в том надобности, я немедленно раздавал все получаемое; и таким образом питал я бедных и последователей закона божия, которые со своей стороны наставляли народ, не знающий доныне ни повиновения, ни порядка, ни человечества».
(Взято у Хаджи Мурата Доного).
________________________
Умахан, аварский хан, из своей
резиденции в Хунзахе ответил шейху:
«Уважаемый имам шейх Мансур!... Ты предлагаешь мне и дагестанскому народу, чтобы, подобно населению подчиняющихся тебе чеченских районов, и отсюда народы пошли в Крым сражаться с русскими, чтобы послужили мусульманской религии. Но сила русского государства велика. Люди, выступающие войной против них, должны в противовес той силе по меньшей мере обладать организацией, необходимой для самоуправления. Как гласит Коран, «и воюйте с ними, когда это можете по силе» и т.д. Однако у дагестанского населения вовсе нет силы и организации... Но известно, что подобные действия перед русской державой не достигнут цели и станут причиной гибели для дагестанцев. Поэтому в твоем деле я не могу быть тебе союзником»
ШЕЙХ МАНСУР (УШУРМА) КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. (Гасаналиев Магомед)
_______________________
Святой был не Шамиль, а Мансур, — сказал Хан-Магома. — Это было настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был другой. Он ездил по аулам, и народ выходил к нему, целовал полы его черкески и каялся в грехах, и клялся не делать дурного. Старики говорили: тогда все люди жили, как святые, — не курили, не пили, не пропускали молитвы, обиды прощали друг другу, даже кровь прощали. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах. Тогда и Бог давал успеха народу во всем, а не так, как теперь, — говорил Хан-Магома.
https://ilibrary.ru/text/1006/p.12/index.html - 29 апр 13:44
- 29 апр 13:46...Далее Т.Х. Муталиев, ссылаясь на Нарта, сообщает, что у Мансура были две дочери Серижа и Азхарий, скончавшиеся в детстве, и сын Мисарби, доживший до преклонных лет. У последнего родился Садо, у Садо – Солтахан, являющийся отцом автора «Очерков». И, таким образом, выясняется, что знаменитый Садо Мисирбиев, друг Льва Толстого, неоднократно спасавший жизнь великому писателю, являлся внуком шейха Мансура. Добавим от себя, что в 1934 году писатель А.Виноградов выпустил небольшую книжку «Шейх Мансур», сведения для которой почерпнул из неоднократных бесед с Л.Н. Толстым в 1909 году. Это является вероятным свидетельством того, что Л.Н. Толстой из бесед со своим другом Садо многое почерпнул о шейхе Мансуре и не обошел его личность в своем собственном творчестве. В повести «Хаджи-Мурад» писатель так описывает шейха Мансура и его правление:
«Это был настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был другой. Он ездил по аулам, и народ выходил к нему, целовал полы его черкески, каялся в грехах и клялся не делать ничего дурного. Старики говорили: тогда все люди жили, как святые – не курили, не пили, не пропускали молитвы, обиды прощали друг другу, даже кровь прощали. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах».
В завершение этой статьи хотелось бы отметить, что сведения об итальянце Джованни Батиста Боэтти, которые мы привели выше, ни в коей мере не умаляют заслуг великого сына чеченского народа шейха Мансура. Мы просто желали показать нашему читателю, что движение шейха Мансура, учитывая его последствия, имело поистине всемирное значение. Мы также намеревались доказать, что круг прямо или косвенно вовлеченных в это историческое событие лиц был гораздо шире, чем это отражено в нашей историографии.
(Из книги «Тайна Жерон-Канта», Варшава, 2013 г.) - 29 апр 22:15Выдающийся Ингушский, энциклопедист, филолог - арабист -переводчик, историк - востоковед, Нуреддин Ахриев, преподователь Московского государственного университета говорил о Шейхе Мансуре: Он гинеальный провидец.
- 29 апр 22:16Накшбандия тарикат (Шейх - Мансур).
https://youtu.be/pkWCcuI3MQk
1.Ушурм Шейх - Мансур. 1760 - 1794 гг.
2.Шейх Ташу - Хаджи. 1770 - 1843 гг.
3. Имам Шамиль. 1797 - 1871гг.
________________________________________
Шейх Мансур Ушурма 1760 - 1794г.
________________
Подвижники Екатерины II князь Потемкин, граф Александр Безбародко в 1768 году,предложили императрице план по воссозданию Византийской империи - она с восторгом его приняла. В результате началось активное освоение Причерноморья и подготовка к очередному броску на юг. Завоевание и христианизация Кавказа считалось промежуточной целью на пути в Константинополь. Россия начала планомерное завоевание Кавказа.
______________
Выдающийся Ингушский, энциклопедист, филолог - арабист -переводчик, историк - востоковед, Нуреддин Ахриев, преподователь Московского государственного университета говорил о Шейхе Мансуре: Он гинеальный провидец. (то есть предвидел все на перёд, понимая чем грозит колонизация Россией Кавказа, для потомков). - 6 мая 16:26https://ok.ru/profile/591880501636/statuses/156402447059076
1.
"ЕХА БУЬЙСАНАШ" роман тlера.
Если даже Турция и Англия откажет нам в обещанной ими помощи,если даже мы исчерпав все свои силы и ресурсы останемся без сил,мы сожгём свои дома и имущество,умертвим детей и жён ,лишая их позора рабства и насилия диких вражеских полчищ и отступая в горы будем биться до последнего оставшегося в живых воина.
2.
Заявление Шейха Мансура : Мы сожжём своё имущество, удушим наших жён детей, отступая на наши скалы УМРЁМ ДО ПОСЛЕДНЕГО!
(Это был не фанатизм. Это было не желание того, чтобы дети и их жёны, не достались врагу и были поруганы).
«Мы не из тех, кого можно подчинить. У нас нет рабов и люди равны. Ни унизить, ни безнаказанно убить горца нельзя. Мы люди свободные, вольные. А Всевышний указывает верный путь и надежду на вечное спасение». Ушурма Шейх Мансур (первый Имам Кавказа) - 13 мая 18:45
️
️Сражения чеченцев с 1708-1796гг.
1. Поход 1708–1710 годов
В начале XVIII века русские войска начали свои экспедиции против горцев Кавказа, включая чеченцев. В эти годы происходят первые стычки, и российские войска пытаются установить свое влияние в регионе. В 1708 году они сражались с чеченцами на реке Терек, но горцы оказали сильное сопротивление, что показало, что чеченцы будут стоять за свою независимость.
2. Поход 1711 года
В 1711 году российские войска предприняли новую экспедицию в Чечню, с целью подчинить горцев и укрепить контроль над Кавказом. Несмотря на численное превосходство русских войск, горцы продолжали бороться за свою свободу и в этом году также оказали ожесточенное сопротивление.
3. Поход 1722 года (Донские казаки)
В 1722 году русское командование организовало экспедицию против чеченцев, в которой принимали участие донские казаки. Эта операция была направлена на подавление чеченцев, но несмотря на отдельные победы, полный контроль над Чечней установить не удалось. Чеченцы продолжили использовать свою мобильность и партизанскую тактику, что позволяло им эффективно сопротивляться.
4. Сражение при Эндери (1722 год)
В 1722 году в ходе военных операций на Кавказе русская кавалерия, под командованием Петра I, потерпела поражение от чеченцев в районе Эндери, который находится на территории современной Чечни. Это поражение произошло из-за сложных горных условий, в которых кавалерия не могла проявить своей силы. Чеченцы использовали партизанскую тактику и хорошо знали местность, что позволило им одержать победу над русскими войсками. Это сражение показало, как горцы Кавказа использовали преимущества горного ландшафта для обороны.
5. Экспедиция 1730-х годов
В эти годы проводились новые военные операции с целью подчинить Чечню и другие горные районы Кавказа. Экспедиции 1730-х годов сталкивались с упорным сопротивлением местных народов, в том числе чеченцев, которые использовали свою осведомленность о местности и горные особенности для ведения успешных оборонительных действий.
6. Поражение крымского хана Каплан-Гирея в 1733 году
В 1733 году крымский хан Каплан-Гирей был послан турецким султаном для открытия военных действий против Персии со стороны Дагестана. Во время похода через Хан-кальское ущелье чеченцы нанесли крымским войскам сильное поражение. В память об этом событии чеченцы построили в ущелье башню, известную как Хан-кале (ханская крепость), и перекопали сам проход глубоким рвом, чтобы затруднить возможные будущие вторжения. Это поражение стало важным эпизодом в истории сопротивления чеченцев и их способности защищать свои территории.
7. Экспедиция 1758 года
В 1758 году российские войска предприняли поход против чеченцев на реках Сунжа и Аргун. Этот поход завершился некоторым успехом для русских войск, которые захватили несколько важных территорий. Тем не менее, полное подавление сопротивления чеченцев так и не было достигнуто.
8. Экспедиция 1770 года
В 1770 году генерал-де-Мель возглавил экспедицию, которая привела к захвату некоторых чеченских поселений. Однако, несмотря на эти успехи, чеченцы продолжали сопротивляться, и экспедиция не привела к окончательному подчинению их территорий.
9. Экспедиция 1785 года и восстание Шейх-Мансура
В 1785 году российские войска вновь предприняли крупную экспедицию против чеченцев, поднявших восстание под предводительством Шейх-Мансура. В этом году русские войска пытались подавить восстание, но экспедиция не увенчалась успехом, и сопротивление горцев продолжалось.
10. Экспедиция 1796 года
В 1796 году русские войска под командованием генерала Гудовича предприняли новое наступление в Чечню. Эта операция также не привела к полной победе, и чеченцы продолжали бороться за свою независимость. - 28 мая 18:44В этот день
1992 году.
///
28 мая. 10 ч. 59 м. Сегодняшние события в Чеченской Республике начались не с августа прошлого года, а как минимум 200 лет назад, считают участники открывшейся сегодня в Грозном международной научной конференции «Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети 18 века». В её работе участвуют учёные из Великобритании, Израиля, Турции, ряда регионов СНГ.
Сын видного крестьянина Шаабаза из чеченского селения Алды – Ушурма, вошедший в историю под именем Шейха Мансура (1760–1794 гг.), был, по единодушному мнению историков, фигурой не менее колоритной, чем Болотников, Разин, Пугачёв.
Но наша идеологизированная историография его либо вообще не замечала, либо преподносила как лжепророка и агента Османской империи.
А на самом деле этот свободолюбивый, не по возрасту аскетичный и миролюбивый по духу человек сумел поднять на борьбу за свою независимость практически все народы Северного Кавказа и вести её в течение шести лет — с 1785 по 1791 год.
При этом Шейх Мансур не делил людей по национальности, языку или другим признакам.
///
По материалам хроники корреспондента ИТАР-ТАСС Шарипа Асуева - 4 июл 13:42В этот день, 23 августа, в 1305 году был казнён Уильям Уоллес.
Джон де Ментит, шотландский рыцарь, верный Эдварду (английскому королю), выдал Уоллеса английским солдатам в Робройстоне за восемнадцать дней до этой даты.
Уоллес был перевезён в Лондон и, в конечном счёте, доставлен в Вестминстерский зал, где его судили за государственную измену и за насилия против мирных жителей во время войны.
Ему надели венок из дубовых листьев, намекая на то, что он являлся королем бандитов.
(Надпись на фотографии, на которой запечатлен памятник в виде башни Уильяму Уоллесу в шотландском городе Стерлинге, гласит: "Я не мог предать Эдварда, поскольку я никогда не был его подданным".)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Шимоха Дадаев
Российкая царица, Екатерина вторая пыталась подкупить шейха Мансура.
«Статься может из обиженных князей, тогда спросите пойдет ли на золото, на высокий чин в свиту ее величества»
(Виноградов А. Шейх Мансур, Москва,1934, с.12 - 13).