Седельными тягачами называют вид автомобилей, работающих с полуприцепами, которые прикрепляются к шасси седельно-сцепными устройствами (ССУ). Именно к такому классу транспортных средств относится КАМАЗ-5410.
Без малого 50 лет машина колесит по дорогам нашей страны и еще четырех десятков государств мира. Таким «рабочим стажем» может похвастаться разве что советская «копейка» (ВАЗ-2101). Почему так живуч седельный тягач КАМАЗ-5410? Разберемся.
Об истории КАМАЗ-5410 Изначально предполагалось производить тягачи на площадке ЗИЛ: в начале 70-х даже приступили к испытанию опытных образцов. Но «что-то пошло не так» – проект передали Камскому автогиганту.
Машину построили на базе трехосного большегруза, сходившего с конвейера под индексом 5320. Серийное производство седельного тягача КАМАЗ-5410 началось в 1976 году. Но увидеть первый экземпляр советским гражданам удалось двумя годами раньше: на демонстрации 7 ноября, к которой приурочили празднование 50-летия советской автомобильной промышленности. Машину собрали в экспериментальном цехе завода на Каме.
В 1975 году страна праздновала 30-тый День Победы, и на параде прошла колонна из 10 тягачей – по числу городов-героев СССР. Грандиозное зрелище и трогательная история, ведь рабочие добровольно отстояли 100-дневную вахту, чтобы в том же экспериментальном цехе собрать машины.
Но не за это, а за технические характеристики и надежность КАМАЗ-5410 дважды удостоился Государственного Знака Качества. Такая машина априори не может быть плохой. Остро востребованная в народном хозяйстве она продержалась на конвейере рекордных 30 лет. Автопарк из тягачей составил бы около 280 тыс. единиц. Седельный тягач Камского автозавода выделяется на дорогах старомодной лаконичной внешностью: бескапотная кабина строгой прямоугольной формы, огромное, вертикально установленное лобовое стекло с молдингом посередине для улучшения аэродинамики. Также отметим небольшие круглые фары, массивный металлический бампер (элемент пассивной безопасности), классическую пластиковую радиаторную решетку с фирменным логотипом завода. Довершают картину крупные зеркала заднего вида с возможностью регулировки угла обзора.
Брутально-аскетичный экстерьер продолжается и внутри. Здесь все просто: водительское сидение, которое можно подогнать по росту пилота, два пассажирских места и спальник (не во всех модификациях). Аналоговые приборы расположены удобно, в зоне досягаемости. Убранств и украшений нет, зато много света и пространства. Минимализм был присущ советским инженерам: они предпочитали технические параметры потребительским качествам. Модель 5410 анонсировали как универсальную, многофункциональную, мощную и надежную машину с большим будущим.
Так и вышло: тягач таскал самосвальные прицепы, рефрижераторы, даже лесовозы, а в связке с дополнительными прицепами ходил как автопоезд. Применение в стране нашлось: аграрный сектор, спасательная сфера, транспортировочная деятельность, армейская «служба».
Грузы были жидкими, твердыми, сыпучими, габаритными. Высокий клиренс позволял преодолевать бездорожье, дизельные моторы отлично выдерживали арктическую стужу и южный зной.
Однако прошедшее время – не для КАМАЗа серии 5410: он и теперь на скорости до 85 км/ч рассекает по асфальту и грунтовкам, задействованный в малом и крупном бизнесе.
Технические характеристики Заднеприводный тягач построен на рамной конструкции из 8-миллиметровой листовой стали. Седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 8 100 кг, обладает двумя степенями свободы, то есть полуприцеп только что не вращается вокруг «пальца». В сочетании с колесной формулой 6х4 это придает автомобилю хорошую маневренность, возможность с грузом преодолевать 18-процентные уклоны.
Модель с индексом 5410 компонуется двумя V-образными 8-цилиндровыми дизелями объемом 10,85 л:
✅ КамАЗ-740.10. – 210 л. с. Мотор не отвечает современным экологическим нормам ✅ КамАЗ-740.11 с турбонаддувом – 240 л. с. Класс экологичности – Евро-1
Третий, 9,5-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат БМЗ-31.06.01, отдает 260 л. с. Экологический класс современного двигателя – Евро-2.
Моторы работают с 5-скоростной МКПП. Но в конструкцию трансмиссии внедрен делитель (дополнительная 2-ступенчатая коробка), поэтому на выходе получается 10 скоростей.
Тормоза большегруза по кругу барабанные с пневмоприводом. Подвеска жесткая, но на прогулочное авто седельный тягач и не претендует. Спереди установлены полуэллиптические листовые рессоры, сзади продольные рессоры с реактивными штангами. Колебания в вертикальной плоскости нивелируют гидравлические телескопические амортизаторы.
Габаритные размеры 5410-ой модели в мм:
✅ Длина – 6 180 ✅ Ширина – 2 500 ✅ Высота – 2 830
Поднятая кабина увеличивает высоту до 3 360 мм. Колесная база равняется 3 350 мм. Топливный бак на первых моделях вмещал 250 л солярки. Но непомерный «аппетит» тягача (41 л/100 км) вынудил конструкторов установить 350-литровый бак, а затем емкость увеличили до 500 л.
Заложенный производителем ресурс седельного тягача КАМАЗ-5410 был реализован в модификациях:
✅ 54112 Tropical – для жарких климатических зон ✅ 54112HL – для работ в холодных регионах ✅ 54101 – специальная версия для самосвального прицепа ГКБ-9575 ✅ 54102 – для бортового полуприцепа ОдАЗ-9385
Существовал и гидрофицированный вариант для полуприцепов спецназначения. Преимущество тягача Камского автозавода – в упрощенной эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Модульная конструкция позволяет менять автокомпоненты в сборе. Топливные и гидравлические узлы надежны, расходники износоустойчивы. Запасных частей, как и предложений продажи тягача с пробегом, на рынке хватает. Подводит эргономика салона и большой расход топлива. Но всегда есть возможность доработать машину «под себя»: установить дополнительный топливный бак на 80 л, систему предпускового обогрева, прочие привычные современные опции. Советские инженеры смотрели далеко вперед, заложив в конструкцию первого седельного тягача мощный потенциал. Модель 5410 считается самой удачной разработкой советского автопрома и по праву носит звание легендарной.
Mister X
КАМАЗ-5410: неубиваемый, как «копейка»
Без малого 50 лет машина колесит по дорогам нашей страны и еще четырех десятков государств мира. Таким «рабочим стажем» может похвастаться разве что советская «копейка» (ВАЗ-2101). Почему так живуч седельный тягач КАМАЗ-5410? Разберемся.
Об истории КАМАЗ-5410
Изначально предполагалось производить тягачи на площадке ЗИЛ: в начале 70-х даже приступили к испытанию опытных образцов. Но «что-то пошло не так» – проект передали Камскому автогиганту.
В 1975 году страна праздновала 30-тый День Победы, и на параде прошла колонна из 10 тягачей – по числу городов-героев СССР. Грандиозное зрелище и трогательная история, ведь рабочие добровольно отстояли 100-дневную вахту, чтобы в том же экспериментальном цехе собрать машины.
Седельный тягач Камского автозавода выделяется на дорогах старомодной лаконичной внешностью: бескапотная кабина строгой прямоугольной формы, огромное, вертикально установленное лобовое стекло с молдингом посередине для улучшения аэродинамики. Также отметим небольшие круглые фары, массивный металлический бампер (элемент пассивной безопасности), классическую пластиковую радиаторную решетку с фирменным логотипом завода. Довершают картину крупные зеркала заднего вида с возможностью регулировки угла обзора.
Брутально-аскетичный экстерьер продолжается и внутри. Здесь все просто: водительское сидение, которое можно подогнать по росту пилота, два пассажирских места и спальник (не во всех модификациях). Аналоговые приборы расположены удобно, в зоне досягаемости. Убранств и украшений нет, зато много света и пространства.
Минимализм был присущ советским инженерам: они предпочитали технические параметры потребительским качествам. Модель 5410 анонсировали как универсальную, многофункциональную, мощную и надежную машину с большим будущим.
Грузы были жидкими, твердыми, сыпучими, габаритными. Высокий клиренс позволял преодолевать бездорожье, дизельные моторы отлично выдерживали арктическую стужу и южный зной.
Однако прошедшее время – не для КАМАЗа серии 5410: он и теперь на скорости до 85 км/ч рассекает по асфальту и грунтовкам, задействованный в малом и крупном бизнесе.
Технические характеристики
Заднеприводный тягач построен на рамной конструкции из 8-миллиметровой листовой стали. Седельно-сцепное устройство, выдерживающее нагрузку в 8 100 кг, обладает двумя степенями свободы, то есть полуприцеп только что не вращается вокруг «пальца». В сочетании с колесной формулой 6х4 это придает автомобилю хорошую маневренность, возможность с грузом преодолевать 18-процентные уклоны.
✅ КамАЗ-740.10. – 210 л. с. Мотор не отвечает современным экологическим нормам
✅ КамАЗ-740.11 с турбонаддувом – 240 л. с. Класс экологичности – Евро-1
Третий, 9,5-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат БМЗ-31.06.01, отдает 260 л. с. Экологический класс современного двигателя – Евро-2.
Моторы работают с 5-скоростной МКПП. Но в конструкцию трансмиссии внедрен делитель (дополнительная 2-ступенчатая коробка), поэтому на выходе получается 10 скоростей.
Тормоза большегруза по кругу барабанные с пневмоприводом. Подвеска жесткая, но на прогулочное авто седельный тягач и не претендует. Спереди установлены полуэллиптические листовые рессоры, сзади продольные рессоры с реактивными штангами. Колебания в вертикальной плоскости нивелируют гидравлические телескопические амортизаторы.
Габаритные размеры 5410-ой модели в мм:
✅ Длина – 6 180
✅ Ширина – 2 500
✅ Высота – 2 830
Поднятая кабина увеличивает высоту до 3 360 мм. Колесная база равняется 3 350 мм. Топливный бак на первых моделях вмещал 250 л солярки. Но непомерный «аппетит» тягача (41 л/100 км) вынудил конструкторов установить 350-литровый бак, а затем емкость увеличили до 500 л.
✅ 54112 Tropical – для жарких климатических зон
✅ 54112HL – для работ в холодных регионах
✅ 54101 – специальная версия для самосвального прицепа ГКБ-9575
✅ 54102 – для бортового полуприцепа ОдАЗ-9385
Существовал и гидрофицированный вариант для полуприцепов спецназначения.
Преимущество тягача Камского автозавода – в упрощенной эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Модульная конструкция позволяет менять автокомпоненты в сборе. Топливные и гидравлические узлы надежны, расходники износоустойчивы. Запасных частей, как и предложений продажи тягача с пробегом, на рынке хватает.
Подводит эргономика салона и большой расход топлива. Но всегда есть возможность доработать машину «под себя»: установить дополнительный топливный бак на 80 л, систему предпускового обогрева, прочие привычные современные опции.
Советские инженеры смотрели далеко вперед, заложив в конструкцию первого седельного тягача мощный потенциал. Модель 5410 считается самой удачной разработкой советского автопрома и по праву носит звание легендарной.