♦ Я узнал, что у меня есть огромная семья.

На самом деле, я знал это давно. Сейчас же, честно говоря, даже с некоторой неожиданностью для себя самого, я осознал, что это было не просто знание, а один из краеугольных «камней» в моём мироощущении и самоидентификации.
Священный (прости, Господи!) Синод РПЦ МП постановил запретить евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. «Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в её храмах», — говорится в Заявлении Синода от 15 октября сего года.
Раз определено преступление, то придумано и наказание. «За неисполнение решения Синода священнослужителям грозит освобождение от должности, временное или пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана и отлучение от Церкви. Миряне должны будут покаяться на исповеди в непослушании Церкви».
Я не стану говорить про всю абсурдность этой ситуации в целом, не буду ковыряться в дебрях канонов, из которых можно наделать абсолютно любые выводы, которые нужны тебе сейчас. Речь о другом. 14 и даже ещё 15 октября я свободно мог зайти в любой храм КП, помолиться с братьями. Я мог стать крёстным какого-нибудь грека или турка. И, конечно, же я мог причаститься, соединиться во Христе со всеми православными мира, и прежде всего стоящими рядом со мной в храме. Всё это было возможно ещё буквально вчера. А сегодня, 16 октября, уже нет. Нельзя. Это грех непослушания Церкви. В нём надо каяться на исповеди.
Соответственно, Благодати в церквях КП больше нет. Ибо, если она там есть, то как же можно запрещать причащаться в них? Стало быть, раз наш Синод запретил, то больше Господь Благодать свою не посылает в храмы, поминающие патриарха Варфоломея. В частности, в одно мгновение, по решению Патриарха Кирилла и его прихвостней, весь Афон утратил свой священный статус. Теперь Святая гора это просто остров, населённый сборищем каких-то отщепенцев, молиться с которыми вместе западло.
Насколько я понимаю, другие поместные церкви, которые не разорвут общение с Константинополем, согласно канонам, так же станут для нас «закрытыми». Синод таких заявлений пока не делал, поостерёгся, но логика именно эта. А поскольку никто разрывать общение с Фанаром из-за Москвы не станет, то очень скоро (фактически уже сейчас) РПЦ МП останется единственной по-настоящему православной церковью, в которой присутствует Благодать Божья. Все остальные церкви и их храмы будут для нас закрыты, вчерашние братья станут врагами.
И вроде бы, какая мне разница? Живу я в России, на службы хожу во вполне «кошерный» приход, верующих родственников за границей не имею (прямо как в советской анкете!). Но по сути получается, что у меня отобрали огромную семью. Ещё вчера я лично был частью Вселенской Церкви, у меня было множество братьев во всех уголках мира. Подходя к Чаше, я соединялся с ними. Их храмы были моими храмами. Да, я об этом по большому счёту никогда не думал, не ценил. И в этом заключается отчасти и моя вина в том, что происходит этот раскол, а точнее откол РПЦ. Это я плохо молился «о мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех». Настолько плохо, что православные ни то, что с католиками ближе не стали, а и между собой перессорились. Это я плохо молился за Патриарха, чтобы Господь укрепил его и наставил. Я был беспечен, и я же теперь пожинаю классическое «что имеем не храним, потерявши плачем». Вот и потерял, вот и нет теперь у меня этой семьи.
Как уже было сказано, я не сильно много думал об этом, но сейчас вдруг с удивлением понял, что это ощущение общности, довольно сильно проникло в моё сознание, в мою сущность. Если пытаться понять, как так произошло и почему, то напрашивается мысль, что это следствие более-менее регулярного причащения, т. е. «соединения друг ко другу» во Христе. И теперь, когда Синод пытается разорвать это единство мне больно душевно, духовно и даже буквально — физически. Всё рушится, больше этой общности нет.
Или есть? Или можно наплевать на запрет вконец зарвавшегося в своей гордыне Патриарха Кирилла? (Ведь весь сыр-бор даже не из-за денег! РПЦ с Украины ничего не получает. Вся мышиная возня идёт из-за статуса.) Почему он решает, где есть благодать, а где нет? Почему он решает, могу я причаститься в храме церкви, с которой у нас, кстати, нет никаких догматических противоречий? Вот я всегда мечтал побывать на том же Афоне, посетить его монастыри. Да, я могу сделать это и сейчас. Как турист. Но думаю, любому воцерковлённому человеку очевидно, что быть там и не приступить к Чаше просто немыслимо. Я всегда мечтал побывать в греческих храмах, поучаствовать в их службах. Теперь это тоже становится невозможным. Или всё-таки возможно?
На самом деле, для меня это большой вопрос, как же быть? При всей абсурдности и глупости синодального запрета, я вроде как должен быть верен своей церкви, как солдат, дававший присягу. С другой стороны, я никаких обетов (присяг) на верность РПЦ МП при крещении не давал (и за меня их тоже никто тогда не давал, разумеется). Было отречение от сатаны, исповедание Христа «яко Царя и Бога», обещание верить Ему. А про Патриарха Кирилла ни слова не было.
Далее, если командир творит беззаконие, должен ли солдат участвовать в этом? Нет. Так и здравый смысл подсказывает и, например, нюрнбергский трибунал постановил. Я глубоко убеждён, что то, что сделал Патриарх Кирилл со своим карманным Синодом глубоко противно правде Божией, что это по сути хула на Духа Святого. Так почему я должен плясать под эту дудку и выступать сохулителем, считая теперь всю Церковь КП «поганой» (и все остальные поместные Церкви тоже)?
Но и молиться, причащаться в фанарском храме просто «в пику» тоже ужасно. А теперь для меня неминуемо всегда будет возникать вопрос, окажись я на том же Афоне, скажем: это ты к Господу так рвёшься, что решил к Чаше подойти, не смотря на запрет, или против Патриарха Кирилла бунтуешь? И вообще как ты дерзаешь причащаться, держа обиду на него?
В общем, вопросы, вопросы в темноте, как говорится.
Одно могу сказать точно. Мне больно и обидно, что моя Церковь откалывается от Вселенской, уходит в самоизоляцию, повторяя новейшую историю моей страны. Мне тошно и муторно от того, что мой Патриарх с зеркальной точностью повторяет ошибки моего Президента. Горько и стыдно перед миром, перед собой, перед Богом.
А вообще занятно. Вот встал вчера кто-то из наших на молитву на том же Афоне вместе с братьями, когда ещё решения Синода не было, а закончил, когда оно уже появилось. Т. е. начал совершенно нормальным православным, а закончил уже замаранным общением с еретиками и богоотступниками, осквернённым совместной молитвой, нуждающимся в исповеди. И Дух Святой посреди молитвы покинул там всех. И Христос отошёл, хоть и собрались там во Имя Его. И всё по решению Священного (прости, Господи!) Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата и лично его Святейшества Патриарха Кирилла. Вот такая казуистика.
P. S. Автор не является специалистом в вопросах канонов и т. п. Это частные размышления простого православного христианина в попытке осмысления сложившейся ситуации, не претендующие быть исчерпывающими и безошибочными.
#автокефалия #украина #разрывобщения #патриарх #православие #раскол

Комментарии

Комментариев нет.