8 июл
Из истории Иркутска: Иерусалимский мемориальный парк
Мемориальный парк, который находится на Иерусалимской горе уже стал привычной зоной отдыха в центральной части Иркутска. Но свой нынешний вид он получил всего пять лет назад.
Исторически с конца XVIII века (с 1772 г) в этом месте, которое было тогда окраиной города, было кладбище.
По указам императрицы Екатерины II 1771-1772 гг. было запрещено производить захоронения при церквях и монастырях в черте города, в связи с распространением заразных болезней (чума, холера, оспа и т.д.) Губернаторы обязаны были выделить под кладбища земли за городской чертой (не ближе чем 100 саженей от жилых домов, это 213 метров), оградить их забором и возвести при новых кладбищах церкви. По указу требовалось помимо забора оградить эти участки валом и рвом (прежде всего от скотины и для очистки воздуха).
К слову сказать, все немногие парки современного Иркутска - в прошлом были кладбищами. Дворянским усадьбам с пышным садами и парками для прогулок в европейском стиле здесь взяться было неоткуда. Всем в городе правило купечество. Как люди практичные, вышедшие из простого сословия, такое употребление земель они считали, видимо, пустой затеей.
*Единственная усадьба городского головы Владимира Платоновича Сукачева, сохранившаяся с конца XIX, имеет относительно скромные размеры).
Свое название кладбище, а позже и сама возвышенность Иерусалимская гора получили от церкви во имя входа в Иерусалим Иисуса Христа, построенной в 1793 году в центре погоста. Сначала часовня, затем каменная церковь позже была разрушена. Сейчас об этом извещает памятный знак.
У входа кладбища в 1830 -е годы была построена и ныне действующая Входо-Иерусалимская церковь.
Кладбище было условно разделено на четыре части в зависимости от вероисповедания усопших: православную, иудейскую, католическую и лютеранскую. Сейчас, после реконструкции в парке условно отмечены эти участки памятными знаками - кенотафами.
Позже нашлось место и для мусульманских захоронений. С 1772 по 1930 год здесь было похоронено более 120 тыс. иркутян. Сословия не разделяли. Крестьяне, купцы, мещане, священники, казаки нашли здесь покой. Захоронены здесь и декабристы, и польские повстанцы. Роскошные памятники, по воспоминаниям очевидцев соседствовали с простыми крестами. Кладбище было поистине всенародным. Территорию обнесли забором и закрывали на ночь. Но в следующие периоды иркутские газеты публиковали критические заметки о безобразном содержании кладбища.
Пришли революционные события и начались десятилетия развала и разрухи. Кладбище разорялось, памятники, особенно ценные, мраморные, часто крали, перевозили в другие места захоронений.
В 1932 году кладбище, которое к тому времени уже со всех сторон обросло улочками и жилыми домами, было решено переоборудовать в парк культуры, но средств, как водится, не доставало.
За 20 лет кладбище пришло в запустение, и было использовано различными организациями как источник сырья, с кладбища демонтировали и вывозили каменные памятники, металлические части надгробий и даже саженцы. Такие были времена.
Парк был образован здесь только в 1957 году и получил название "Парк культуры и отдыха имени «40-летия Октябрьской Социалистической Революции». Конечно, площадку под парк освободили от оградок и могильных плит. Но не от всех. С десяток надгробий из песчанника и сейчас встречаются вдоль аллей парка. Среди сохранившихся - надгробие декабриста Иосифа Поджио и известного в конце XIX века иркутского журналиста, издателя Василия Загоскина.
Часть надгробий пошла на строительство и облицовку строившихся в городе домов. И сейчас многие иркутяне знают, что здание авиакасс на улице Горького, построенное в 60-е годы ХХ века имело колонны выполненные из надгробий черного мрамора с характерными эпитафиями(правда не на лицевой стороне, а сбоку). Некоторое время назад колонны облицевали сайдингом.
В парке было обустроено множество качелей, каруселей, закусочных. Были даже парашютная вышка и танц-площадка.
Моя жизнь в Иркутске началась с 90-х. Тогда не принято было говорить, что это бывшее кладбище. Я об этом даже не знала. Сюда водили детей по выходным катать на каруселях, угощать сладкой ватой и мороженным. Делал это и я. Вот пара фотографий из семейного архива.
В парке было обустроено множество качелей, каруселей, закусочных. Были даже парашютная вышка и танц-площадка.
Моя жизнь в Иркутске началась с 90-х. Тогда не принято было говорить, что это бывшее кладбище. Я об этом даже не знала. Сюда водили детей по выходным катать на каруселях, угощать сладкой ватой и мороженным. Делал это и я. Вот пара фотографий из семейного архива.
Парк уже был не в лучшем состоянии. Аллеи заросли и превратились в пристанище опасных граждан и собак. Вечером по нему ходить мало кто решался. Но днем здесь по-прежнему бывало людно. Это был единственный парк культуры в центре города.
Однако, я помню ощущение неуютности и беспокойства, которое сопровождало каждую такую прогулку. Спустя десятилетия стало понятно, с чем это связано.
В 2010-е годы парк окончательно пришел в запустение. Было много обсуждений в прессе и на общественных площадках о недопустимости развлекательного характера этой территории. В 2004-2006 гг. все аттракционы вывезли. Парк признали объектом культурного наследия. Его площадь определили в 20 Га.
А в 2016 году было принято решение о его реконструкции и преобразовании в мемориальный комплекс – место памяти о покоившихся здесь когда-то иркутянах. С 2017 по 2021 здесь поэтапно шла реконструкция.
На аллеях парка установлены тумбы с информацией об известных иркутянах, похороненных здесь, которые много сделали для города. Это купеческие династии, военнослужащие, просветители, ученые.
В 2010-е годы парк окончательно пришел в запустение. Было много обсуждений в прессе и на общественных площадках о недопустимости развлекательного характера этой территории. В 2004-2006 гг. все аттракционы вывезли. Парк признали объектом культурного наследия. Его площадь определили в 20 Га.
А в 2016 году было принято решение о его реконструкции и преобразовании в мемориальный комплекс – место памяти о покоившихся здесь когда-то иркутянах. С 2017 по 2021 здесь поэтапно шла реконструкция.
На аллеях парка установлены тумбы с информацией об известных иркутянах, похороненных здесь, которые много сделали для города. Это купеческие династии, военнослужащие, просветители, ученые.
Сегодня Иерусалимский мемориальный парк - место для прогулок и отдыха, здесь всегда людно, но не шумно. Много мамочек с детьми и молодежи. И совсем другая атмосфера - ощущение покоя и равновесия. Верится, что обретено согласие между живыми и мертвыми.
А еще помню,как мы с подружкой и ее бабушкой ходили в парк на могилу деда,а может и прадеда подружки.Это была плита в траве...
Есть, Лисихинское, тоже закрытое, в черте города, где среди прочих, братские могилы погибших в революционных событиях расноармейцев.
Есть японские захоронения, появившиеся после окончания второй мировой. Здесь работали много пленных.
А есть мемориал недалеко от села Пивовариха, погибшим в годы репрессий. Там были массовые расстрелы. Даже для новых русских и современных знатных и состоятельных граждан есть свой погост. И это новые веяния.раньше по такому признаку не делили..
Всю историю Иркутска можно изучать..