Почему таинств всего семь?

И одним из самых драгоценных элементов Предания Церкви является учение о Таинствах Церковных. Таинство – это пункт встречи Бога и человека. Это узел, связывающий небо с землей. Нам кажется, что невозможно человеку связать, соединить небо с землей! Однако сила Божия совершается в немощи человеческой и Сам Христос, санкционировал таинственносовершительную жизнь Церкви. Посылая учеников в мир, дунув на них, Он сказал: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Как бы мы не интерпретировали данные слова, очевидно, что земной Церкви (пока существующей, лишь, в лице учеников Христовых) дана власть вязать и решить, т.е. совершать нечто, действенное и в потустороннем, Божественном плане бытия.
Именно поэтому не с опаской, не в смущении и как бы извиняясь, Церковь разрабатывала и вводила в свою жизнь различные чинопоследования Таинств, а «как власть имеющая», получившая на это небесную и неотменимую санкцию.
Когда человек рождается, Церковь имеет право, и с радостью пользуется этим правом, вводить человека Таинством Крещения в общение с Богом.
Через Таинство Миропомазания Церковь сообщает новокрещеному благодать Святого Духа, свидетельствует, что человек стал сыном или дочерью Божиими.
Через Таинство Покаяния, Церковь устами священнослужителей свидетельствует о прощении человека.
Через Таинство Брака двое людей навсегда соединяются для совместной жизни, становятся «одной плотью».
Через Таинство Евхаристии христианин соединяется со Христом, через Таинство Священства – поставляется Церковью на высокое евхаристическое и пастырское служение. Наконец, Таинство Елеосвящения – Таинство молитвы церковной об исцелении болящего ее члена.
Всего семь Таинств.
Почему семь?
Этот вопрос задают православным христианам уже 500 лет.
Уже пятьсот?.. Хотя, если Православная Церковь – преемница Церкви апостольского времени, то… почему всего пятьсот?
Потому что учение о семи Таинствах Православной Церкви принадлежит совсем не апостольскому веку, а более позднему времени.
Более того, возникло оно не на почве православия, а на почве стремящегося к полной додуманности всех богословских тем и желающего все привести к юридической точности католичества.
В начале XII века указание на семь Таинств мы встречаем в обращенном к жителям Померании завещании Оттона Бамбергского (ум. в 1139). Затем у Гуго Сен-Викторского (ум. ок. 1140) и у Петра Ломбардского (ум. 1164).
Впервые канонически учение о семи таинствах было выражено на Лионском Соборе (Католической Церкви) 1274 года.
В Православной Церкви точным числом Таинств в древности никто не интересовался. Что является Таинством, а что нет, можно ли провести границу по территории духовной жизни? Может быть, Таинства совершаются редко и с особой торжественностью? Едва ли. Соборование (Таинство исцеления), совершается хоть по несколько раз в год, а Великая Агиасма (Крещенское освящение воды) лишь в раз в году, а что говорить про монашеский постриг – поистине событие перерождения, совершающееся единожды в жизни, или про Чин Православного Погребения (отпевание)?
Если говорить о торжественности, то тоже Таинства, кажется, проигрывают некоторым другим церковным обрядам. Вспомним чин общей исповеди… Сотни людей, теряющиеся в гуле голосов слова священника… А теперь сопоставим с другим церковным чинопоследованием, например, освящением храма. Все ждут Архиерея. Храм наполнен светом, обязательные телекамеры. Громогласный хор, гудение колоколов, обилие священнослужителей, все сконцентрировано на событии! Ярком и запоминающемся навсегда событии освящении храма.
Действительно, определить, что является Таинством, а что нет – крайне сложно, если не невозможно.
Само слово Таинство – греч. мистирион,
уже указывает на некую сокрытость, таинственность. Это слово «уже
по своей этимологии закрыто для какого-либо определения» (К.Фельми).
(Напомню, что греческое слово, происходит от слова которое означает покрывать,
скрывать).
В это слово св. Отцы вкладывали широкий смысл. Таинством в первые века христианской эры называли все, что связано со спасительной миссией Иисуса Христа: Его Воплощение, рождение, Крестную смерть, Воскресение и другие события Его жизни.
Таинством называли и саму христианскую веру: ее учение, молитвы, священнодействия и обряды и проч.
В более частном смысле, слово таинство в Священном Писании, как отмечал автор дореволюционной Богословской Энциклопедии, «обозначает такое отношение Господа к верующим, в силу которого, «невидимая благодать Божия непостижимым образом сообщается им в видимом». (Вспомним ап. Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1)).
#ДОГМАТИЧЕСКОЕ_БОГОСЛОВИЕ

Комментарии

Комментариев нет.