«Союз лагерных республик»: рассказываем читателям @Pravda_Gerashchenko, как заключенные создали советскую промышленность
Фундаментом советской индустриализации, о которой так любят вспоминать адепты «колбасы по 2,20», был не энтузиазм трудящихся, а принудительный труд миллионов заключенных. Грандиозные стройки, промышленные гиганты и освоение удаленных регионов стали возможны благодаря бесправной армии рабов, загнанной за колючую проволоку. Строительство промышленности проходило под лозунгом «Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства». Ну и чем не нацистский «Arbeit macht frei»? Рождение лагерной экономики 27 июня 1929 года Политбюро приняло постановление, передавшее ОГПУ (позже НКВД) право не только заключать в тюрьмы, но и использовать труд осужденных. Так родилась извращённая логика: чем больше заключённых, тем больше почти дармовой рабочей силы. Для большевиков зэк был идеальным работником: ему не нужно платить, он не мог отказаться или требовать безопасных условий труда. К 1940 году лагерная экономика охватывала двадцать отраслей: от цветной металлургии (32% всей продукции) до лесозаготовок и топливной промышленности. Заключенные рыли каналы, строили заводы, тянули железные дороги, добывали уголь, золото и уран. Вокруг индустриальных центров вырастали лагерные зоны, целые города за колючей проволокой. Так, например, на секретной стройке №203 (Архангельский судостроительный завод) из 42 964 рабочих лишь 9 720 были вольнонаемными, остальные – заключенные. Лагеря были окружены не только колючей проволокой, но и смертью Заключённые спали по 4–5 часов в сутки, питались отвратительно, а жильё часто состояло «из палаток, совершенно не приспособленных для жизни в условиях сибирской зимы». В некоторых лагерях смертность достигала 10% в год. Но пятилетние планы требовали «новых побед». И на каждую «великую стройку коммунизма» бросали всё новые человеческие ресурсы. Но принудительный труд – это не просто эксплуатация людей, это еще и консервирование технической отсталости. Зачем придумывать какие-то инновации, когда можно дать зэку лопату? Даже если и рождались высокие технологии, то происходило это в неволе. Атомная программа, первые реактивные самолеты и ракеты создавались в «шарашках», закрытых КБ, где инженеры работали в статусе заключенных. Такие символы советской науки, как Сергей Королёв, Валентин Глушко, Андрей Туполев, прошли через горнило ГУЛАГа. Великие стройки смерти Первый символ сталинской «мобилизации труда» Беломорканал был построен за 20 месяцев силами более 250 тысяч заключенных. Десятки тысяч погибли от голода, холода и болезней. Канал вышел слишком мелким для судоходства и быстро потерял значение. Ещё один монумент лагерной эпохи: Трансполярная магистраль или «Мёртвая дорога». Её строили в нечеловеческих условиях, при морозах до -50° C, без жилья, одежды и нормального питания. Подсчитать сколько умерло на стройке магистрали практически невозможно. Но речь идет о тысячах жизней. Железная дорога, задуманная как путь к будущему, так и осталась ржавой линией посреди вечной мерзлоты. Советская индустриализация состоялась, но ценой миллионов жизней Именно рабский труд стал основой «советского экономического чуда». Но экономика, построенная на страхе, не может быть устойчивой. Многие индустриальные города (Норильск, Воркута, Магадан, Инта), выросшие из лагерей, до сих пор несут на себе отпечаток своего происхождения: депрессивность и зависимость от государства. Журналистка и историк Энн Эпплбаум писала, что знание этой истории – единственный способ не повторить её и понять, каковы причины современной коррупции, хаотичной экономики, нестабильной политической системы. Но путинская Россия так и не осознала, что её «величие» стояло на костях. Возможно, потому что чекисты и сейчас у власти в РФ? 🔖 Об американском отце советской промышленности можно прочесть ▶️здесь.
Михаил Каганович
«Союз лагерных республик»: рассказываем читателям @Pravda_Gerashchenko, как заключенные создали советскую промышленность
Фундаментом советской индустриализации, о которой так любят вспоминать адепты «колбасы по 2,20», был не энтузиазм трудящихся, а принудительный труд миллионов заключенных.
Грандиозные стройки, промышленные гиганты и освоение удаленных регионов стали возможны благодаря бесправной армии рабов, загнанной за колючую проволоку.
Строительство промышленности проходило под лозунгом «Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства». Ну и чем не нацистский «Arbeit macht frei»?
Рождение лагерной экономики
27 июня 1929 года Политбюро приняло постановление, передавшее ОГПУ (позже НКВД) право не только заключать в тюрьмы, но и использовать труд осужденных. Так родилась извращённая логика: чем больше заключённых, тем больше почти дармовой рабочей силы.
Для большевиков зэк был идеальным работником: ему не нужно платить, он не мог отказаться или требовать безопасных условий труда.
К 1940 году лагерная экономика охватывала двадцать отраслей: от цветной металлургии (32% всей продукции) до лесозаготовок и топливной промышленности.
Заключенные рыли каналы, строили заводы, тянули железные дороги, добывали уголь, золото и уран. Вокруг индустриальных центров вырастали лагерные зоны, целые города за колючей проволокой.
Так, например, на секретной стройке №203 (Архангельский судостроительный завод) из 42 964 рабочих лишь 9 720 были вольнонаемными, остальные – заключенные.
Лагеря были окружены не только колючей проволокой, но и смертью
Заключённые спали по 4–5 часов в сутки, питались отвратительно, а жильё часто состояло «из палаток, совершенно не приспособленных для жизни в условиях сибирской зимы». В некоторых лагерях смертность достигала 10% в год.
Но пятилетние планы требовали «новых побед». И на каждую «великую стройку коммунизма» бросали всё новые человеческие ресурсы.
Но принудительный труд – это не просто эксплуатация людей, это еще и консервирование технической отсталости. Зачем придумывать какие-то инновации, когда можно дать зэку лопату?
Даже если и рождались высокие технологии, то происходило это в неволе. Атомная программа, первые реактивные самолеты и ракеты создавались в «шарашках», закрытых КБ, где инженеры работали в статусе заключенных. Такие символы советской науки, как Сергей Королёв, Валентин Глушко, Андрей Туполев, прошли через горнило ГУЛАГа.
Великие стройки смерти
Первый символ сталинской «мобилизации труда» Беломорканал был построен за 20 месяцев силами более 250 тысяч заключенных. Десятки тысяч погибли от голода, холода и болезней. Канал вышел слишком мелким для судоходства и быстро потерял значение.
Ещё один монумент лагерной эпохи: Трансполярная магистраль или «Мёртвая дорога». Её строили в нечеловеческих условиях, при морозах до -50° C, без жилья, одежды и нормального питания.
Подсчитать сколько умерло на стройке магистрали практически невозможно. Но речь идет о тысячах жизней. Железная дорога, задуманная как путь к будущему, так и осталась ржавой линией посреди вечной мерзлоты.
Советская индустриализация состоялась, но ценой миллионов жизней
Именно рабский труд стал основой «советского экономического чуда». Но экономика, построенная на страхе, не может быть устойчивой.
Многие индустриальные города (Норильск, Воркута, Магадан, Инта), выросшие из лагерей, до сих пор несут на себе отпечаток своего происхождения: депрессивность и зависимость от государства.
Журналистка и историк Энн Эпплбаум писала, что знание этой истории – единственный способ не повторить её и понять, каковы причины современной коррупции, хаотичной экономики, нестабильной политической системы. Но путинская Россия так и не осознала, что её «величие» стояло на костях. Возможно, потому что чекисты и сейчас у власти в РФ?
🔖 Об американском отце советской промышленности можно прочесть ▶️здесь.