Комментарии
- 3 мар 2021 16:58Людмила Глебова (Романюк)Еще одна версия романса "Моя душечка". Легкая и задорная стилистика романса сделала его совершенно неувядаемым, а озорство и юмор, бьющие в нем, позволяют артистам варьировать его по-своему и даже создавать маленькие шуточные мини-спектакли.Не лукавьте.Романс.
- 3 мар 2021 19:50Екатерина Гусева (Курдакова) ответила Людмиле Глебовой (Романюк)Восхитительно!
- 13 мар 2021 14:48Людмила Голубчикова
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Музыкальная классика
Александр Иванович Дюбюк.
Блестящий пианист, талантливый композитор, крупнейший фортепианный педагог, он был и великим романсистом. Его романсовое творчество началось в пушкинскую эпоху и закончилось во времена Чехова и Чайковского.Однако в отличии от своих старших современников Алябьева и Варламова, он не удостоился внимания биографов: в отличии от Гурилева и Булахова, его романсовое наследие даже и не собиралось.
Выяснилось, например, что долгие годы он был главным "цыганским" композитором. Его сочинения составляли добрую половину репертуара знаменитых цыганских хоров и их солистов. Они звучали в увеселительных садах и ресторанах,в императорских театрах и концертных залах, их заигрывали шарманки и пели нищие уличные певцы. Поющая и веселящаяся Россия прошлого века была обязана Дюбюку в большей степени, чем кому-либо.
В свое время неслыханный успех его романсов заслонил от историков музыки его заслуги пианиста и педагога, автора множества ярких фортепианных сочинений. Многие просто не могли простить Дюбюку его явного пристрастия к цыганам и бытовому романсу, к популярной и жизнелюбивой музыке.
Но он ведь и в жизни был незаурядной личностью: добродушный юморист и проницательный мудрец, всеобщий любимец и организатор самых веселых застолий. В приятельском письме к М.И. Глинке легендарный проказник К.А. Булгаков назовет Дюбюка несравненным гулякой. Невольно вспоминается, что"гулякой праздным" числился и великий Моцарт и знаменитый Фильд, музыканты, определявшие творческий путь и эстетику Дюбюка. особенно близки Дюбюку. С музыкой он тоже связывал самые светлые и радостные мгновения жизни, а не что-то рассудочно-заумное и заунывное.
Началась же его артистическая карьера при Александре I, когда еще пела, обласканная Екатериной Лиза Сандунова, в Большом театре звенел заливистый тенор Булахова и Москва с ума сходила от жемчужной игры ирландского пианиста Джона Фильда. единственные воспоминания, которые Дюбюк по просьбе своего ученика М.Балакирева написал в последние годы жизни, были посвящены как раз Фильду. С одной стороны, ему и самому хотелось отдать дань благодарной памяти своему великому учителю, с другой - он не мог пренебрегать даже маленьким гонораром в годы своей малообеспеченной старости. https://youtu.be/hREtqyt0lPs Валентина Левко Не брани меня, родная (А.Дюбюк - А.Разорeнов)
М.Л. Пресман. "Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов"
В 1886 году Зверев тяжело заболел. Казалось, что ни о чём, кроме своего здоровья, он думать не мог. Но он всё же продолжал заботиться о нас. Предстояли весенние зачёты. Николай Сергеевич, опасаясь, что из-за его болезни мы не будем достаточно хорошо к ним подготовлены, разместил всех нас к разным педагогам, своим друзьям.
Не помню сейчас, у кого занимались Рахманинов и Максимов, но меня Николай Сергеевич отправил к своему бывшему учителю, знаменитому в своё время пианисту и композитору Александру Ивановичу Дюбюку. Дюбюк был в то время глубоким стариком — ему было уже года семьдесят четыре.
Помню, что от всей обстановки его квартиры и от него самого веяло какой-то застоявшейся плесенью и пылью, как бывает в квартирах, которые долгое время не проветривались. Сам Дюбюк, по-видимому, тоже уж давно носа на свежий воздух не высовывал. Ходил он в стоптанных мягких домашних туфлях, в старом полинявшем и потёртом халате, из кармана которого выглядывал громадный с красными разводами носовой платок.
https://youtu.be/frgCqshmImI ДУШЕЧКА музыка и слова Александр Дюбюк исп. Б.Штоколов
Папирос Дюбюк не курил, но зато нюхал табак, следы которого были у него особенно ясно видны под носом, а также на халате, о который он всегда после понюшки табака вытирал свои пальцы. Весь он был пропитан специфическим запахом нюхательного табака. Дюбюк был среднего роста, широкоплечий и тучный. Своим круглым, полным, гладко выбритым лицом, с хорошо сохранившимися волосами на голове он походил скорее на старую женщину, чем на мужчину. По его внешнему виду никак нельзя было сказать, что он имеет какое-либо отношение к пианизму. Трудно было себе вообще представить его играющим на фортепиано.
Помню, что в программу, данную мне Зверевым, входили Этюд A-dur № 18 Клементи — Таузига, Прелюдия из Английской сюиты g-moll Баха, Концерт As-dur Фильда и этюд «Les mouches» самого Дюбюка.
Обстановка квартиры и самый вид Дюбюка ни к какой художественности не располагали. С первого же урока, когда я во время непродолжительной паузы опустил левую руку на ногу, Дюбюк резко мне заметил:
— Ты бы уж лучше руку в карман клал и вынимал её каждый раз, когда нужно играть!
Тут же он поднял меня с места у рояля и сел за него сам.
https://youtu.be/FoMpsKgB2Z4 Сергей Яковлевич Лемешев исполняет песню "Ах, мороз, мороз, удалец ты русский", музыка А. Дюбюка, слова И. Ваненко.
Фортепиано: Н. Вальтер
То, что я услыхал, так поразило меня, что я, затаив дыхание, с раскрытым ртом и удивлённым лицом весь превратился в слух. Меня глубоко поразило то, что у этого тучного старика его толстые, как огурцы, пальцы бегали с такой лёгкостью и чёткостью, а старый, вдребезги разбитый инструмент поразительно красиво пел. Заметив произведённое на меня его игрой впечатление, он самодовольно улыбнулся и снова посадил меня за рояль. Особый интерес представляла для меня его трактовка Концерта Фильда, который сам Дюбюк проходил ещё с Фильдом. Он внёс в его исполнение много интересных, даже не напечатанных в нотах деталей, а исполнением своего этюда «Les mouches» просто поразил меня: я никак не мог себе представить, что в таком возрасте и при такой внешности можно было нарисовать такую картину полёта и жужжания мух.
Дюбюк вообще, я заметил, очень охотно садился за рояль, чтобы показать каждую фразу, которая его в моём исполнении не удовлетворяла. Не удовлетворяло же его многое, ибо — это чувствовалось — он пользовался всяким малейшим поводом, чтобы остановить меня и самому поиграть.
Помню, что на экзамене я получил отличную отметку, и исполнение мною Концерта Фильда было замечено. Рахманинов даже сказал:
— Да ты просто герой Концерта Фильда!
Я, конечно, и теперь не представляю себе — как можно быть «героем»-исполнителем и возможно ли это вообще.
Но я склонен считать рахманиновское выражение детским определением моего неплохого исполнения Концерта Фильда, чем я был, конечно, обязан прежде всего замечательному тал
Дюбюк переложил для фортепиано романсы и песни Ф.Шуберта, А. Алябьева и А.Варламова. Он написал несколько сотен романсов и фортепианных пьес. И просто трудно представить, что в России когда-нибудь будут забыты его замечательные песни «Течет речка по песочку», «По-над Доном сад цветет», «Сарафанчик — расстеганчик», «Не брани меня родная», и романсы «Птичка», «Кубок янтарный», «Приголубь меня, моя душечка», «Улица, улица, ты брат, пьяна»…
Дюбюк был трижды женат. Из его 16 детей до взрослого возраста дожили лишь шестеро.
Свою концертную деятельность композитор закончил довольно рано, но продолжал сочинять музыку до конца своих дней. Популярнейший музыкант, кумир московской богемы, забытый так восхищавшейся им публикой, тихо и незаметно скончался на руках своей любимой младшей дочери Машеньки 27 декабря 1897 года. Ему было 85 лет. Музыканту довелось жить при пяти российских царях. Ваганьковское кладбище в Москве стало его последним приютом,ему поставили белый мраморный крест и мраморную лиру. .
Песенному творчеству Дюбюка был посвящён сборник под названием "Романсы московсковского гуляки". Авторы-составители Елена и Валерий Уколовы.
http://old-romance.ru/cgi-bin/index.cgi?npage=33