В начале страстной недели предлагаю послушать замечательный концерт с музыкой Генриха Шютца, где объединены номера двух сочинений: Symphoniae sacrae, Ор.

6 и Psalmen Davids, Ор.2
В концерте произведения Шютца исполняет просто великолепно французский ансамбль Les Cris de Paris. В репертуаре музыкантов самая разная музыка: от мадригалов Ренессанса до самых современных сочинений. Поскольку репертуар ансамбля разнообразен, он имеет "переменную геометрию": количество певцов и инструменталистов не одинаково от одного выступления к другому. В выступлениях могут принимать участие артисты-немузыканты, такие как актеры, визуальные художники или танцоры. Например, в этом концерте участвует чтец со стихам «Песни песней» на французском языке.
«Псалмы Давида» - это сборник духовной хоровой музыки на библейские тексты. Шютц выбрал из Псалтири 20 псалмов в основном переводе Мартина Лютера, а также добавил к псалмам несколько мотетов и концертов. Каждый номер написан для разного состава: ансамбля от четырёх до восьми голосов, двух групп инструменталистов, и даже одновременно трёх или четырёх хоров. Сам Шютц писал об этой работе:
«…я сочинил несколько немецких псалмов на итальянский манер, к чему меня усиленно побуждал дорогой наставник Джованни Габриэли, весьма известный во всём мире».
В концерте также исполняются отрывки из большого опуса вокальной духовной музыки в двух томах «Symphoniae sacrae». Это латинские отрывки из псалмов и «Песни песней» для одного-трёх голосов в сопровождении баса континуо или инструментального ансамбля. В концерте исполняются только номера из «Песни песней».
Шютц сочинил первый том во время своей поездки в Венецию. Ранее он изучал венецианский полихоральный стиль у Джованни Габриэли. Во второй поездке, после смерти Габриэли, он учился у его преемника в базилике Святого Марка Клаудио Монтеверди. В этом сочинении очень чувствуется влияние итальянской школы, которую Шютц идеально сплавил с немецкой протестантской традицией. Произведение посвящено сыну курфюрста Саксонии Иоганна Георга I, у которого Шютц состоял на службе.
В отличие от «Псалмов Давида», в «Symphoniae sacrae» «Шютц использовал латинский язык, который объединял европейское христианство, а также часто был языком общения между лютеранами разных национальностей, и, следовательно, потенциально обращался ко всем христианам.
Шютц, следуя принципу Монтеверди, излагал библейские тексты не в старом полифоническом стиле, а в драматической декламации, близкой к опере того периода. Такой подход к изложению слов отражает идеи Реформации. В предисловии издателя музыка была описана как "красноречивая, чувствительная и часто чувственная". https://www.youtube.com/watch?v=c1h3Dest7Tc Генрих Шютц. "Псалмы Давида и Песнь песней".
Исполняет ансамбль Les Cris de Paris.

Комментарии