Ференц Лист Пляска смерти - парафраза на `Dies Irаe` для фортепиано с оркестром Performer (Soloist): Ludwig Hoffmann (1925-1999)

Orchestra: Sinfonieorchester des Südwestfunks https://youtu.be/gj1w_fes84o?si=XWxTTsrZDrTnwjRC

F. LISZT - Totentanz for Piano and Orchestra S.126 (Ludwig Hoffmann)
Пляска смерти представляет собой парафразу,т.е свободную фантазию на тему мрачного средневекового напева "Dies Irae" - " День Гнева"(Судный день). На его создание Листа вдохновило знакомство с произведениями немецкой и итальянской живописи XIV – XVI веков, в которых отображена мысль «о бренности всего земного». Знаменитый напев Dies Irae звучит на протяжении всего концерта, исключая небольшую лирическую середину.
Мистическая тема в творчестве Листа занимает очень важное место: большое количество его произведений пропитаны образами всеобщего равенства людей перед смертью с одной стороны, с другой - глубоко личными размышлениями о вечном. Сам композитор был вдохновлён на написание концерта фреской Орканьи (Andrea Orcagna) во флорентийской церкви Санта-Кроче. Прозвище художника, Орканья, означало на местном диалекте Архангел, его настоящее имя - Андреа ди Чони.
Ференц Лист  Пляска смерти - парафраза на `Dies Irаe` для фортепиано с оркестром                                                                                                                            Performer (Soloist): Ludwig Hoffmann (1925-1999)  - 858136287531
Андреа Орканья .Триумф смерти. Фрагмент фрески: Больные старики, молящие о смерти. 1344-45 ц. Санта Кроче, Флоренция.
Ференц Лист  Пляска смерти - парафраза на `Dies Irаe` для фортепиано с оркестром                                                                                                                            Performer (Soloist): Ludwig Hoffmann (1925-1999)  - 858136320811
Триумф смерти. Фрагмент фрески.1344-45 ц. Санта Кроче, Флоренция.

Второе произведение вдохновившее Листа -это серия гравюр на дереве "Триумф смерти" ("Пляска смерти") Ганса Гольбейна Младшего, который, сочиняя их, отступил от старинного типа подобных композиций и отнесся к сюжету совершенно по-новому. Он задался целью выразить не столько идею о том, что смерть одинаково нещадно сражает человека, каковы ни были бы его возраст и общественное положение, сколько представить, что она является нежданно среди житейских забот и наслаждений; поэтому вместо вереницы фигур или пляшущих пар он нарисовал ряд отдельных, не зависящих одна от другой сцен, обставленных подходящими околичностями и в которых смерть является непрошеной гостьей, например, к королю, когда он сидит за столом, уставленным обильными яствами, к знатной даме, ложащейся спать в своей роскошной опочивальне, к проповеднику, увлекающему своим красноречием толпу слушателей, к судье, занятому разбирательством тяжебного дела, к крестьянину, вспахивающему поле, к врачу, принимающему визит пациента и т. д.. 
https://pikabu.ru/story/plyaska_smerti_chast_1_6084657
Лето 1311 года было последним теплым летом средневековой Европы. Потом климат начал меняться. Четыре холодных и дождливых лета 1312-1315 годов принесли с собой неурожаи и голод, растянувшийся на 10 лет. Вместе с голодом пришли оспа, пеллагра и проказа. А потом и чума - Черная Смерть.
За неполные 40 лет умерло более половины населения Европы (все войны XX века вместе взятые не убили столько людей), резко упало количество грамотных людей, снизилось качество преподавания. В школах и университетах, в церквах стали служить невежественные люди, повсюду распространялись самые дикие суеверия, начались погромы и гонения на ведьм.
Произошел культурный, цивилизационный слом. Последний трубадур умер в конце XIII века, последний трувер - в начале XIV, во времена начала голода была написана последняя рукопись Ars Antiqua, содержащая принципы средневековой музыки.
Именно тогда в западноевропейскую культуру всерьез и надолго вошла тема смерти. Она звучит в литературе самых разных жанров и направлений - от "Триумфов" Петрарки и "Богемского землепашца" Иоганна фон Зааца до проповедей Савонаролы и "Корабля дураков" Себастиана Бранта, от стихов Эсташа Дешана до "Зерцала смерти" Пьера Шатлена и поэзии Франсуа Вийона. В изобразительной традиции ни одно столетие в истории европейской художественной культуры не породило такого изобилия мотивов, связанных с темой смерти, как XV в. Во фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, ксилографиях, гравюре на меди мы постоянно встречаем сюжеты "Трое мертвых и трое живых", "Триумф смерти","Пляски смерти", "Искусство умирать"
Ференц Лист  Пляска смерти - парафраза на `Dies Irаe` для фортепиано с оркестром                                                                                                                            Performer (Soloist): Ludwig Hoffmann (1925-1999)  - 858136766763
Пляска смерти
Михаэль Вольгемут, 1493
Тема смерти широко проникает и в иллюстрации первопечатных изданий - разного рода листовок, религиозно-дидактических сочинений, а также в произведения светской литературы: примером может служить гравюра "Imago mortis" с танцующими скелетами во "Всемирной хронике" Гартмана Шеделя. Смерть предстает здесь то как старуха с косой, проносящаяся над землей на перепончатых крыльях летучей мыши, то в виде мертвецов с остатками плоти на костях, то в виде скелетов. Триумфальные танцы скелетов, погоня мертвецов за людьми, нескончаемые хороводы, куда мертвые вовлекают живых, гримасничающие черепа кладбищенских оссуариев, леденящие кровь картины тления - таков неполный репертуар макарбических образов в искусстве второй половины XIV-XV столетий.
На этом фоне в Центральной Германии возник жанр "Пляски смерти". Сначала это был текст, созданный вюрцбургским доминиканцем около 1350 года, который вскоре был переведен на средневерхненемецкий язык: каждому латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и новопреставленного, составляющих танцующую пару. Всего в тексте дается слово 24 персонажам. Это: папа, император, императрица, король, кардинал, патриарх, архиепископ, герцог, епископ, граф, аббат, рыцарь, юрист, хормейстер, врач, дворянин, дама, купец, монахиня, калека, повар, крестьянин, ребенок и его мать. У покаянной литературы вюрцбургская Пляска смерти позаимствовала принцип соотнесения текстового и иллюстративного рядов, а также композицию - последовательность речитативов различных персонажей. Но в отличие от неё, речитативы произносятся теперь не живыми людьми, а покойниками, насильно вовлеченными в ночную пляску на кладбище. В качестве их партнеров выступают посланцы Смерти — скелеты. Сама Смерть аккомпанирует им на духовом инструменте (fistula tartarea). В поздних изданиях, в частности парижском 1485 г., она заменена оркестром мертвецов, состоящим из волынщика, барабанщика, лютниста и фисгармониста.
https://youtu.be/EWruBwPNBOs Средневековая музыка в исполнении группы Corvus Corax (музыкальный коллектив из Германии). Группа играет в жанре "средневековый фолк".
#ладик #лист #микеланджели #гавадзени #ПляскаСмерти
Corvus Corax - TOTENTANZ

Комментарии

Комментариев нет.