19 мар

Владимир Бурич

***
Жизнь –
искра
высеченная палкой
слепого
❓Чем это интересно: комментирует поэт Вячеслав Куприянов.
Если «Человечество» – афоризм с доказательством, то это чистый афоризм, без метафорического объяснения, смысл которого усилен вертикальным расположением текста. Чуть замедленно, но все же замедлено движение глаза мысли от «искры» к слепоте, ее породившей. «Жизнь» случайна, причем своей случайностью она обязана слепоте. Слепой «Демиург» не видит, что он «высек». И еще его афоризм из «Записных книжек»: «Жизнь – это свободное от смерти время». Я бы его тоже разбил на строчки, выделив особо слово «свободное»! Как-то мне Бурич назидательно сказал: «Ведь Бога нет!» Тогда хочется все свести к зримому, без всякого символа: «Распятие / только изображение / древней казни». Ничего легендарного или сверхъестественного. Зримое поэт переводит в вербальное, и на этом его взгляд замирает. Найдя симметрию в способе обитания голубей и крыс, он возвещает: «Я ищу идею, за которую бы меня распяли». За такое открытие не распинают. Отсюда и его «Теория адаптации», где человек всего лишь биологическое существо, живущее по законам таксиса и тропизма. «У жизни смысла нет, но есть цель…» И он выбрал поэзию как цель, как защиту от быта и бытия:
Стихи мои
профилактические прививки
от страха
отчаяния,
ужаса смерти.
Вспомним здесь Шопенгауэра: «Ужасы смерти главным образом зиждутся на той иллюзии, что с нею я исчезает, а мир остаётся. На самом же деле верно скорее противоположное: исчезает мир, а сокровенное ядро я, носитель и создатель того субъекта, в коем представлении мир только и имеет своё существование, остаётся». То есть «искра» не гаснет.
Бурич многое угадал, тем не менее, как философ в развитии нашего общества от социальности социализма с его призывом к взаимопомощи в сторону дикого капитализма, где принцип приспособленчества натыкается на зловещий призрак беспощадной конкуренции – ничего личного, только бизнес…

Комментарии

Комментариев нет.