Урок-дискуссия — это интересная форма учебного занятия.

Участвуя в обсуждении проблемы, школьники учатся доказывать свою точку зрения, искать ошибки в рассуждениях одноклассников, видеть сходство и различие своего мнения с мнением другого, находить компромиссы при выработке совместного решения.
Основные шаги при подготовке к дискуссии:
1. Выбор темы дискуссии
Тема должна иметь проблемный характер и содержать в себе противоречивые точки зрения.
2. Предварительная подготовка учеников
Выбранную тему удобно разбить на вопросы и дать ученикам список этих вопросов вместе с источниками, в которых есть материал для подготовки. Старшеклассникам можно предложить найти дополнительные источники самостоятельно. При этом важно объяснить, что для аргументированной дискуссии источники должны быть достоверными.
3. Начало урока-дискуссии
В начале урока педагог формулирует цели дискуссии и создаёт мотивацию к обсуждению.
Здесь можно использовать разные приёмы:
🔹 демонстрация видеосюжета;
🔹 демонстрация материалов (статей, документов);
🔹 ролевое проигрывание проблемной ситуации;
🔹 анализ противоречивых высказываний и т.п.
4. Совместная выработка правил дискуссии
Чтобы дискуссия не превратилась в неуправляемый поток криков, важно установить некоторые правила. Обсудить регламент и основные этапы. Например, сначала участники просто формулируют свою позицию и таким образом делятся на две-три группы. Далее каждой группе даётся время для перечисления своих аргументов. Затем наступает этап опровержения аргументов. В конце ученики подводят итоги.
5. Обсуждение проблемы
Цель этого этапа — собрать максимум мнений, соотнося их друг с другом.
Обязанности педагога (ведущего):
🔹 следить за соблюдением регламента;
🔹 обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов;
🔹 не допускать отклонений от темы дискуссии;
🔹 следить за тем, чтобы дискуссия не переходила в конфликт.
Приёмы, повышающие эффективность группового обсуждения:
🔹 уточняющие вопросы («Что вы имеете в виду, когда говорите, что?..», «Как вы докажете, что это верно?»);
🔹 повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»);
🔹 демонстрация непонимания — побуждение учеников уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);
🔹 сомнение — позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что говорите?»);
🔹 альтернатива — ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
🔹 доведение до абсурда — ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы.
6. Подведение итогов обсуждения
Хорошо, если в результате дискуссии получится выработать согласованное мнение и принять групповое решение. Однако если участники останутся на своих позициях, то это тоже хороший результат, который означает, что проблема требует дальнейшего осмысления.
🔹 Примеры тем для дискуссий на уроках истории и обществознания мы привели в статье: https://rosuchebnik.ru/material/diskussii-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya-article/ 🔹 А по ссылке ниже вы найдёте множество полезных материалов по организации школьных дискуссий: статьи, видео, памятки и многое другое.
Ссылка: https://parents.university/discussion/?utm_source=prosv&utm_medium=social&utm_campaign=parents_university&utm_content=discussion
#советы_просвещение

Урок-дискуссия — это интересная форма учебного занятия. - 930417853753

Комментарии

Комментариев нет.