Продолжаем рассказывать о выдающихся российских и советских педагогах.

Сегодня в центре нашего внимания Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Он наверняка знаком вам по книге «Республика ШКИД», в которой был выведен под именем Виктор Николаевич Сорокин и прозвищем Викниксор.
Педагогическая деятельность Сороки-Росинского началась в 1908 году, когда он стал преподавать философию, историю и географию в гимназиях Санкт-Петербурга. Одновременно Виктор Николаевич изучал психологию, занимался исследованиями педагогических проблем и вопросами воспитания.
В 1920 году Сорока-Росинский возглавил особый детский дом для мальчиков-беспризорников — «Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых». «Сюда привозили со всех концов Петрограда самых отъявленных бузовиков и головорезов, процветали воровство, картёжные игры, ростовщичество». Виктор Николаевич решительно выступал против оценки этих детей как морально или психически дефективных. Он считал, что беспризорники — обычные ребята, попавшие в тяжёлые жизненные условия.
В их воспитании педагог делал упор на творческую деятельность, что было необычайно смело в то время, когда главной считалась трудовая школа. Оказавшись в ШКИД, бывшие воры и преступники много учились, создавали журналы, ставили спектакли. И это дало прекрасные результаты. Шкидовцы становились агрономами, журналистами, инженерами, режиссёрами.
Школа Достоевского воспитывала из беспризорников интеллигентов, однако главной задачей в то время считалась пролетаризация масс. Поскольку идеи Сороки-Росинского не вписывались в это, в 1925 году педагог был уволен, а с 1928 по 1936 год ему было вообще запрещено работать в средних общеобразовательных школах.
Однако Виктор Николаевич продолжал заниматься педагогической деятельностью до конца жизни — как методист отделения социально-правовой охраны, преподавал в классах для трудновоспитуемых, в школах, работал с трудными детьми.
Среди основных принципов его системы: демократичность, коллективное воспитание с учётом индивидуальности каждого воспитанника, переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности, использование игры как естественной потребности ребёнка.
Подробнее познакомиться с педагогическими взглядами Виктора Николаевича Сороки-Росинского вы можете по ссылкам ниже.
🔹 Сайт общества им. В.Н. Сороки-Росинского: http://vicnicsor.narod.ru/ 🔹 Книга «Педагогические сочинения» за авторством В.Н. Сороки-Росинского: http://elib.gnpbu.ru/text/soroka-rosinsky_pedagogicheskie-sochineniya_1991/go,0;fs,1/ 🔹 Книга Г. Белых, Л. Пантелеева «Республика ШКИД»: http://lib.ru/RUSSLIT/PANTELEEW/respublikashkid.txt 🔹 Фильм «Республика ШКИД» (1966): https://www.youtube.com/watch?v=Z_0LkC758Ao Источник: vp-ch.ru #ретроспектива_просвещение

Комментарии