Этим постом мы запускаем новую рубрику: «Пятничный опрос».

Нам хочется больше общаться с подписчиками и узнавать ваше мнение по разным вопросам российского образования.
Сегодня хотим обсудить математическую тревожность. Её, согласно недавнему исследованию РАО, испытывают 53% российских школьников 5–11-х классов.
Что такое математическая тревожность? Это чувство напряжения и тревоги, которое мешает ребёнку решать математические задачи и примеры, причём не только в школе, но и в реальной жизни. Оно может быть выражено ярче или слабее. Одни ребята могут испытывать лишь лёгкое волнение при встрече с числами, другие будут паниковать от простейших примеров, а перед контрольными заболевать, причём по-настоящему — так их организм реагирует на стресс.
Точные причины возникновения этого феномена неизвестны. Большую роль играет опыт. Если в начале обучения в школе на уроках математики произошла какая-то конфликтная ситуация, это может отразиться на отношениях с числами в будущем. Ещё один вариант: ученик пропустил одну из тем, перестал понимать следующие и не получил в этот момент поддержки, пояснений, дополнительных занятий. Но не всегда причины так очевидны. Порой учёные просто разводят руками и предлагают принять такую особенность ребёнка как данность.
Могут ли учителя помочь ребятам с математической тревожностью справиться со сложностями? Есть несколько приёмов, которые снизят уровень стресса.
Во-первых, важно не усиливать чувство тревоги: предлагать решать примеры не у доски, перед всем классом, а самостоятельно. Не торопить, дать возможность ученику поработать в своём темпе. В случае затруднений можно дать небольшую подсказку, направить мысль школьника в нужное русло. Для каких-то ребят будет хорошим вариантом работа в паре с сильным одноклассником. Возможно, перед ровесником стресс будет меньше, чем перед учителем.
Во-вторых, стоит попробовать использовать игровые упражнения и онлайн-сервисы, то есть представить математику как что-то безопасное, близкое к развлечениям, где нужно набрать определённое количество баллов для победы.
В-третьих, можно создавать ситуации успеха и укреплять уверенность ученика в себе, обращать его внимание на то, что вчера он не мог решить задание определённого типа, а сегодня справился с ним.
А вы слышали о математической тревожности? Встречали ли её у своих учеников? А может быть, испытывали сами? Примите участие в опросе и поделитесь своими историями в комментариях.
Источники: «Учительская газета», «Российская газета».
#опрос_просвещение

Слышали ли вы о математической тревожности?
Участников 3. Результаты после участия
Да, слышал(а) и встречал(а) у учеников.
Да, слышал(а), но у учеников не замечал(а).
Не слышала(а), но что-то похожее встречал(а).
Не слышала(а) и не встречал(а).
Я сам(а) испытываю такую тревожность.

Комментарии

Комментариев нет.