Друзья, в мы продолжаем нашу увлекательную рубрику "Прототипы художественных образов"

Иван Крамской « Неизвестная»
В 1883 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге была представлена картина Ивана Крамского «Неизвестная». Весь Петербург ходил смотреть на картину, о ней писали восторженные отзывы. И это не удивительно. Пожалуй, ни один человек на холсте не выглядит таким загадочным и закрытым для зрителя, как эта прекрасная незнакомка.
Возникало множество гипотез о том, кем была дама, послужившая моделью художнику. Достаточно популярна версия о собирательности образа и использовании черт различных женщин. Но есть и конкретные предположения. Среди них достаточно сенсационное, что на портрете изображена княжна Екатерина Долгорукова, светлейшая княгиня Юрьевская вторая, морганатическая жена Александра II, последняя пламенная любовь Императора. Екатерину Михайловну и ее детей не признавали родственники Императора, и это обстоятельство очень ее оскорбляло. Поэтому, когда Император заказал И. Крамскому портрет княгини, она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать ее коляска на картине. Это Аничков дворец, где жил наследник Императора с семьей.
Крамской долго работал над портретом, много раз переделывал его. И все равно изображенная очень похожа на сохранившиеся фотографии княгини. После гибели Императора княгиню с детьми выслали за границу, смысл работы был утерян.
Портрет долго стоял в мастерской художника, и только в 1883 году И.Крамской выставил его на обозрение.
Самое романтичное предположение, что на картине изображена бывшая горничная столбовой дворянки Бестужевой Матрена Саввишна. Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку возвращался с Кавказа в Санкт-Петербург и заехал к тете. Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной - взятой из соседней деревни крестьянки. Племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям.
Помещица сначала возмутилась - как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке? Но тот настоял на своем. В Санкт-Петербурге Бестужев представил свою избранницу родителям. Невесту стали обучать грамоте, этикету, танцам, она имела приятный голос. Ученица оказалась на редкость способной. Бестужев ввел ее в высший свет и впоследствии женился на ней. Среди многих почитателей красоты Матрены Саввишны оказался и живописец Иван Крамской.
Однажды Крамской, будучи в гостях у Бестужевых, увидел, как вернувшаяся с прогулки возбужденная, румяная Матрена Саввишна рассказывала о том, что встретила свою бывшую хозяйку-помещицу и проехала мимо с независимым и гордым видом. Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление, и он решил написать картину, на которой выразить не только привлекательность этой очаровательной молодой женщины, но и ее внутренний мир, независимость.
Наиболее вероятна версия, что художнику для этой картины позировала его дочь Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, а также с другими портретами Софьи Крамской, то внешнее сходство действительно бросается в глаза. Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание. Она всегда была самой любимой моделью И.Крамского.
Есть и другие версии, например, что портрет написан с жены художника Ярошенко Марии Павловны Ярошенко – обнаруживается внешнее сходство. Но сам Крамской ни в своих дневниках, ни в своих многочисленных письмах никогда не обмолвился ни словом, ни намеком, с кого писал этот замечательный портрет.

Комментарии