Мог ли в 1930-ые годы быть НЕ снесен Храм Христа спасителя в советской Москве?

Многие либералы и фашисты иных разновидностей часто ставят в вину советским властям взрыв данного храма, причем утверждая, что снос церквей, мечетей и прочих храмов был характерен для советской власти. Во-первых необходимо четко понимать, что большинство каменных зданий церквей сохранилось за годы советской власти. Другое дело, что большинство из них закрылись в период с конца 1910-х до 1950-х годов. К 1960-м – середине 1980-х годов в России действовало оценочно около 10 процентов церквей от общего количества функционирующих на 1917 год. Большинство остальных зданий бывших церквей использовались либо по-другому назначению (под школы, клубы, кинотеатры, картинные галереи, для хозяйственных нужд колхозов и т.д. и т.п.), либо стояли заброшенными и никак не использовались. Небольшой процент зданий бывших церквей был снесен или серьезно поврежден, причем советские власти сносом церквей занимались в крайне редких случаях, в основном тогда, когда здание уже представляло угрозу безопасности (из-за физического износа или повреждения в ходе боев во время войны) для жизни и здоровья граждан или их имуществу, домашним животным и домашнему скоту. Заметно большее количество церквей, в т.ч. функционирующих, было подорвано фашистами на временно оккупированных советских территориях. Нужно отметить и что большинство церквей закрылось в период с 1918 до конца 1930-х годов, причем из-за недостатка финансовых ресурсов, которое в свое очередь стало следствием ликвидации в советской России класса помещиков, капиталистов и кулаков. Некоторая доля церквей закрылась из-за того, что в них попросту некому было работать в тех немногочисленных случаях, когда главный служитель соответствующей церкви отбывал срок заключения или был расстрелян за антигосударственную деятельность. Также необходимо заметить, что некоторые зданий церквей как из числа действующих, так и из числа недействующих, при советской власти были признаны памятниками архитектуры (но таких церквей было немного, несколько процентов). Мало кто знает, что советское социалистическое государство вкладывало ресурсы в поддержание зданий таких церквей по крайней мере в приличном виде, проводило реставрационные работы. Но строительство новых зданий церквей, мечетей и иных храмов в СССР разумеется не производилось. С конца 80-х началось постепенное восстановление недействующих зданий церквей в СССР. За последние 30 лет уже восстановлены почти все сохранившиеся церкви в Москве и Московской области и крупных городах России. Кроме того, в Московском регионе количество церквей сегодня уже примерно сравнялось с их количеством до социалистической революции 1917 года. В других регионах страны такого нет, главным образом по причине сосредоточения основных финансовых потоков капиталистов в Московском регионе и отчасти в крупнейших городах страны, а также по причине отсутствия жителей или их малочисленности во многих населенных пунктах российской провинции. Таким образом снос Храма Христа спасителя в Москве в 1931 году - это отдельная история со своими причинами. К тому времени здание Храма Христа Спасителя просуществовало около 70 лет. Срок крайне небольшой, в т.ч. учитывая, что в современной России сохранились здания церквей, которым примерно и по 500 лет. Помимо этого, ХХС не отличался и особой архитектурной ценностью. 1931 год – это время, когда в СССР уже был свернут НЭП и была проведена вторая волна национализации, началась активная коллективизация. По сути, Москва стала столицей государства, где трудящиеся одержали пока еще локальную победу над капиталистами. Храм же Христа спасителя был огромным, в те годы доминирующим над всем общественным пространством Москвы того времени. Он нависал как бы сверху над всем рядом стоящим. Это примерно как если бы сегодня в Москве находилось примерно 200-этажное здание кубической формы. Сталинская компартия совершенно логично называла религию пережитком капитализма, а храмы – очагом дурмана. При таких обстоятельствах Храм Христа спасителя просто не мог оставаться не снесенным в советской Москве. Снос данного храма ознаменовал собой победу науки и света над темнотой, нового над старым и отживающим свое время, прогресса над отсталостью, коммунизма
над капиталистической анархией. Снос данного храма был единственно верным решением по данному вопросу, которое и было принято Сталиным. Другой вопрос: почему Храм Христа спасителя в 1931 году именно взорвали? Взрыв огромного Храма в центре Москвы! Для особо впечатлительных и морально не очень устойчивых людей это вообще выглядит чудовищно. На тот момент еще не было технической возможности быстро и аккуратно разрушить или разобрать данное здание, как это, например, было сделано со зданием Ховринской больницы. Поэтому на тот момент, разрушение и снос путем подрыва был наиболее простой и относительно малозатратный для бюджета социалистического государства способ сноса здания данного храма. С 1960-х до начала 1990-х на месте снесенного Храма Христа спасителя существовал и круглогодично действовал открытый бассейн «Москвы», о котором обычно с теплотой отзываются москвичи и жители Московской области. В 1990-е годы, по мере укрепления капитализма в России, на месте бассейна «Москва» и месте прежнего нахождения Храма Христа спасителя был воссоздан другой Храм Христа спасителя. На фото: отдыхающие в бассейне "Москве", построенного на месте снесенного Храма Христа Спасителя.

Комментарии