Что значит быть идиотом?

Слово «идиот» греческого происхождения и переводится как «отдельный человек, частное лицо; простой, неопытный, несведущий человек». Идиотами называли людей, живущих в отрыве от общественной жизни, не участвующих в общем собрании граждан полиса; сегодня таких людей называют более толерантно — аполитичными. Достоевский значительно облагородил образ идиота в своем одноименном романе, изобразив князя Мышкина наивным и неприспособленным к жизни, но высоконравственным человеком, которого отторгает общество из-за его духовной чистоты. Другой известный литературный образ идиота — солдат Швейк. Он демонстрирует утрированное рвение и патриотизм, готовность сложить голову за «государя-императора», за что справедливо определяется окружающими как непробиваемый болван и дурак со справкой. При всём своём рвении Швейк раз за разом по «случайному» стечению обстоятельств уклоняется от исполнения «патриотического долга» погибнуть ради интересов немецкого империализма, а попав в итоге на фронт, сдается в плен русским. Таким образом, пражский торговец собаками Швейк оказывается не идиотом, а очень даже благоразумным человеком, в отличие от миллионов немцев, французов, англичан и русских, доблестно превративших себя в фарш ради того, чтобы кучка богачей набила карманы. Есть еще один, значительно менее популярный образ идиота: градоначальник Угрюм-Бурчеев из повести Салтыкова-Щедрина «История одного города». Этот персонаж узколоб и примитивен до такой степени, что утрачивает способность испытывать человеческие чувства и страсти: «То был взор, светлый как сталь, взор, совершенно свободный от мысли, и потому недоступный ни для оттенков, ни для колебаний. Голая решимость — и ничего более». Разума он не признает и считает его злейшим врагом, «опутывающим человека сетью обольщений и опасных привередничеств». Салтыков-Щедрин рассуждает об идиотах так:
«Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта — совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений».
Таким образом, с точки зрения сатирика, сущность идиота — в отсутствии мышления, неспособности понять устройство окружающего его мира. Я полагаю, это весьма полезное наблюдение. Можно сказать, что идиотизм — это крайняя форма невежества.
В медицине идиотия определяется как врожденная тяжелая форма умственной отсталости, когда человек не способен нормально говорить и обслуживать себя. Но что делать с людьми, которые прекрасно умеют разговаривать, обслуживать себя, имеют образование, но при этом несут несусветную ахинею, как, например, академик Сахаров на съезде народных депутатов в 1989-м? Или взять проект конституции СССР того же Сахарова, что это, если не образчик тяжелой формы умственной отсталости? Не говоря уже о речах Новодворской, Алексеевой, Латыниной, Ахеджаковой, Сванидзе, писаниях Млечина, Р. Медведева, Астафьева, Аксёнова, Рыбакова и прочих представителей демшизной фауны? Все они с формально-медицинской точки зрения совершенно здоровы, получили лучшее в мире советское образование, но по КАЧЕСТВУ сознания немногим отличаются от пускающего слюни дурачка. А главное, они, в отличие от такого дурачка, опасны для общества. Совершенно не безосновательно к подобным персонажам применяли меры «карательной» психиатрии. В.А. Подгузов писал:
«История отвергает односторонний подход к идиотии как к врожденной аномалии мозга и свидетельствует, что по отношению к идиотам, сформированным социальными условиями, т. е. к религиозным фундаменталистам, алкоголикам, демократам, наркоманам и т. п. персонам, общество, даже западное, на разных стадиях его развития проводило политику принудительной изоляции.
Идиотом следует называть не только того, кто лишен задатков для овладения алгеброй, а прежде всего того, кто, овладев ею, создал, например, ВОДОРОДНУЮ бомбу, руководствуясь только тем соображением, что сможет выполнить эту работу… быстрее Оппенгеймера, или чтобы отвести от себя угрозу преследования со стороны НКВД за свой антисоветизм. Ни о какой иной мотивации, заставившей их создать водородное оружие, академики Сахаров и Гинзбург в мемуарах не сообщили».
И если в советском обществе появление таких идиотов можно рассматривать как пережиток прошлого (подробно не станем останавливаться на этом вопросе, требующем отдельного разбора), то при капитализме «производство» идиотов поставлено на поток, на конвейерную ленту.
Фрагмент статьи "Идиотизм как гарант капитализма" - https://prorivists.org/88_idiots/

Комментарии