Борис Кустодиев Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова. 1921 год Мемориальный музей-кабинет академика П.Л. Капицы, ул. Косыгина, 2, Москва
В 1920 году Б. М. Кустодиев из-за туберкулёза позвоночника был парализован уже четыре года, поэтому практически не выходил на улицу. Зимой 1919—1920 годов П. Л. Капица в течение месяца потерял умерших от эпидемии «испанки» жену, сына, дочь и отца. В мае 1921 года Капица писал матери из Англии: «Когда я оглядываюсь назад и вижу всё мною пережитое, меня берёт страх и удивление — неужели же, в самом деле, я всё это мог перенести?»
По воспоминаниям дочери Кустодиева, Капицу и Семёнова впервые привёл в их дом, осенью 1921 года, приехавший из Самары друг семьи архитектор Пётр Иванович Сидоров. «П. Л. Капица бывал неоднократно на наших вечерах, участвовал в шарадах, шалил, веселился, показывал фокусы — „глотал“ ножи и вилки». Капица и Семёнов полушутя предложили Кустодиеву написать их портрет: «Вот Вы пишете портреты уже знаменитых людей. А почему бы Вам не написать портрет будущих знаменитостей? Художник тоже шутя поинтересовался, не собираются ли молодые люди стать нобелевскими лауреатами, на что молодые люди сразу же ответили утвердительно».
По воспоминаниям Кустодиева, Капица и Семёнов в качестве гонорара за картину принесли мешок пшена и петуха, заработанные у крестьянина за починку мельницы. Оба молодых учёных со временем стали нобелевскими лауреатами — Н. Н. Семёнов в 1956 году по химии, а П. Л. Капица — в 1978 году по физике. Позднее, Капица и Кустодиев подружились, вели активную переписку и молодой учёный присылал художнику из Кембриджа масляные краски, а Кустодиев в 1920-х написал несколько портретов Капицы. Согласно завещанию П. Л. Капицы, картина была передана его вдовой Анной Алексеевной Российской академии наук и находится в Мемориальном музее-кабинете академика П. Л. Капицы в Москве.
В 1960-х годах Пётр Леонидович Капица, которому принадлежала картина, подарил на юбилей Н. Н. Семёнову копию портрета с надписью на обороте «Портрет хорошо сохранился, а мы здорово постарели. Но в душе мы оба такие же молодые и глупые, как выглядим на портрете».
Картина размерами 71×71 см выполнена на холсте масляными красками. Художник, страдающий от серьёзной болезни, в то время редко рисовал большие полотна. Искусствоведы отмечают «камерность» и «лаконичность» этой работы и фотографическую точность портрета. Фоном для картины является пустая стена, полотно выдержано в тёплых оливковых тонах. Лица молодых учёных обращены друг к другу, они увлечены беседой. В руках Семёнова рентгеновская трубка, а в руке Капицы — курительная трубка. Художнику удалось передать незаурядность, оптимизм молодых людей и свою симпатию к ним.
ПРОВИНЦИАЛЫ
История одной картины
Борис Кустодиев
Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова. 1921 год
Мемориальный музей-кабинет академика П.Л. Капицы, ул. Косыгина, 2, Москва
В 1920 году Б. М. Кустодиев из-за туберкулёза позвоночника был парализован уже четыре года, поэтому практически не выходил на улицу. Зимой 1919—1920 годов П. Л. Капица в течение месяца потерял умерших от эпидемии «испанки» жену, сына, дочь и отца. В мае 1921 года Капица писал матери из Англии: «Когда я оглядываюсь назад и вижу всё мною пережитое, меня берёт страх и удивление — неужели же, в самом деле, я всё это мог перенести?»
По воспоминаниям дочери Кустодиева, Капицу и Семёнова впервые привёл в их дом, осенью 1921 года, приехавший из Самары друг семьи архитектор Пётр Иванович Сидоров. «П. Л. Капица бывал неоднократно на наших вечерах, участвовал в шарадах, шалил, веселился, показывал фокусы — „глотал“ ножи и вилки». Капица и Семёнов полушутя предложили Кустодиеву написать их портрет: «Вот Вы пишете портреты уже знаменитых людей. А почему бы Вам не написать портрет будущих знаменитостей? Художник тоже шутя поинтересовался, не собираются ли молодые люди стать нобелевскими лауреатами, на что молодые люди сразу же ответили утвердительно».
По воспоминаниям Кустодиева, Капица и Семёнов в качестве гонорара за картину принесли мешок пшена и петуха, заработанные у крестьянина за починку мельницы. Оба молодых учёных со временем стали нобелевскими лауреатами — Н. Н. Семёнов в 1956 году по химии, а П. Л. Капица — в 1978 году по физике. Позднее, Капица и Кустодиев подружились, вели активную переписку и молодой учёный присылал художнику из Кембриджа масляные краски, а Кустодиев в 1920-х написал несколько портретов Капицы.
Согласно завещанию П. Л. Капицы, картина была передана его вдовой Анной Алексеевной Российской академии наук и находится в Мемориальном музее-кабинете академика П. Л. Капицы в Москве.
В 1960-х годах Пётр Леонидович Капица, которому принадлежала картина, подарил на юбилей Н. Н. Семёнову копию портрета с надписью на обороте «Портрет хорошо сохранился, а мы здорово постарели. Но в душе мы оба такие же молодые и глупые, как выглядим на портрете».
Картина размерами 71×71 см выполнена на холсте масляными красками. Художник, страдающий от серьёзной болезни, в то время редко рисовал большие полотна. Искусствоведы отмечают «камерность» и «лаконичность» этой работы и фотографическую точность портрета. Фоном для картины является пустая стена, полотно выдержано в тёплых оливковых тонах. Лица молодых учёных обращены друг к другу, они увлечены беседой. В руках Семёнова рентгеновская трубка, а в руке Капицы — курительная трубка. Художнику удалось передать незаурядность, оптимизм молодых людей и свою симпатию к ним.