Константин Маковский «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869 год

Этой масленичной картине Маковский придал невиданный монументальный размах — размер полотна составляет 215 х 321 см. В этой работе проявился талант художника–режиссёра, сумевшего придать своим вещам особый колористический лоск.
За «Народное гулянье...» Маковский получил звание профессора Академии художеств. Вот так писал об картине художественный и музыкальный критик В. Стасов:
«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков».
Так вспоминала масленичные гулянья того времени дочь Константина Маковского Елена Маковская:
«Она чувствовалась в воздухе, в разговорах, во вкусном запахе блинов, в ускоренной праздничной езде на снежных улицах. Шибко летали барские пары вороных и гнедых, покрытые сетками; прогуливались тройки, поджидая седоков: пристяжные змеями гнули шеи.
Масленица тревожила своей народной буйностью чинный Петербург, врывалась деревня, располагалась станом совсем близко от Зимнего Дворца. Чухны со своими мохнатыми вейками звенели колокольцами – бубенчиками, бойко зазывая прокатить на балаганы за «риццать копеек».
Сговаривались и мы, садились с гувернанткой, так смешно, прямо на сено, и лихо неслись по набережной. Встречные извозчики добродушно переругивались с чухонскими конкурентами, заливались бубенцы и наши и встречные, и звуком нарастающие издали, и удалявшиеся – целый милый перезвон…
Балаганы. Большие, круглые, коробкообразные с галереями и переходами и свежесооруженными лестницами «театры» всякого рода. Карусели, качалки, панорамы в палатках причудливо обросли площадь, как грибы. Там, на фоне страшных изображений – зверей, птиц, вулканов и арапов – происходило что-то загадочное: двигались, суетились ряженые: вот что-то вроде арлекина с сиплым голосом и повязанной шеей, рядом «казачка» с наигранными кокетливыми ужимками и пером на польской шапочке, а другой арлекин в бубен бьет. Все жмутся и приплясывают от холода, – на морозе легкий пар у рта, – и все громко говорят к народу, сыплют сверху дробные словечки, веселую чушь».
#масленица
Источник: Картины с историей

Константин Маковский «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869 год - 921064747684

Комментарии

Комментариев нет.