10 июл 2021
10 лет со дня гибели теплохода БУЛГАРИЯ.
10 лет назад – 10 июля 2011 года – в Куйбышевском водохранилище произошла самая масштабная катастрофа с речным транспортом в современной России. В тот день затонул теплоход «Булгария». На его борту был 201 человек, 122 из которых погибли.
Так получилось, что часть происходящего я видел своими глазами и увиденное до сих пор заставляет содрогаться.
9 июля мы на теплоходе ПЁТР АЛАБИН отправились в круиз Самара-Казань-Чебоксары.
Гроза и сильная волна застали нас не доходя Тольятти, еще до выхода в Куйбышевское водохранилище.
Сейчас точно не помню, но первую информацию о крушении теплохода БУЛГАРИЯ мы начали получать уже выйдя на просторы водохранилища. Тревожная информация начала поступать одновременно из интернета и с экрана телевизора.
Несмотря на увиденное и услышанное по телевизору , информация воспринималась нами как нечто неправдоподобное, непринимаемое разумом.
На другой день мы уже приблизились к району катастрофы в районе Камского устья.
В небе кружили вертолеты, по воде сновали моторки. Велись поисковые работы. Высота волн достигала почти метра.и мы впервые задумались о спасательных жилетах. Нашли место в каюте, где они хранились и примерили их согласно инструкции.
В районе крушения теплохода БУЛГАРИЯ наш теплоход был остановлен.
Маленький шустрый кораблик, с трудом борясь с волнами пришвартовался к нашему теплоходу.
Командир передал какие то пакеты с бумагами на борт катера( потом уже говорили, что это были судовые документы) и тот, переваливаясь на волнах, отошел от борта ПЕТРА АЛАБИНА.
От нас до затонувшей БУЛГАРИИ было достаточно далеко, но фотоаппарат с зумом позволил рассмотреть происходящее в районе спасательных работ и даже снять подъем погибших водолазами.
До Казани было недалеко, и наш корабль продолжил своё плавание.
Казань встречала как обычно-порт, речной вокзал, пристань.
И только большое количество людей на пристани говорило о том, что происходит что то необычное..
Суда уже с момента крушения доставляли спасённых. Каждое подошедшее судно встречали родственники и знакомые пострадавших в надежде увидеть знакомые лица или хотя бы получить какую либо информацию о них.
Всё это показывали по телевизору практически в режиме реального времени.Мне неоднократно звонили друзья и знакомые, которые знали, что мы отправились в круиз по Волге. Волновались-не был ли я на затонувшем теплоходе. А некоторые даже узнали в одном из спасенных меня.
Но это был не я.
Общего между крушением БУЛГАРИИ и прибытием ПЕТРА АЛАБИНА в Казань было только одно-оба судна были одного класса, точнее-полные копии.
С нами попросту не знали что делать. Я отлично понимаю, что было не до праздных туристов, но однако же желающих посадили в автобусы и повези на экскурсию по Казани.
Дальше наш путь лежал в Чебоксары, но наш теплоход ПЕТР АЛАБИН был арестован и оставлен в порту.
Причиной явилось именно то, что корабль был копией затонувшей Булгарии и не исключалась возможность аналогичного происшествия. ПЁТР АЛАБИН, чтобы освободить место судам , предназначенным для спасательных работ, был отведен на рейд, где и заночевал.
В это время на пристани у речного вокзала собирался народ. Люди шли и шли, несли цветы и игрушки к стихийно образовавшейся стене памяти...
Суда уже с момента крушения доставляли спасённых. Каждое подошедшее судно встречали родственники и знакомые пострадавших в надежде увидеть знакомые лица или хотя бы получить какую либо информацию о них.
Всё это показывали по телевизору практически в режиме реального времени.Мне неоднократно звонили друзья и знакомые, которые знали, что мы отправились в круиз по Волге. Волновались-не был ли я на затонувшем теплоходе. А некоторые даже узнали в одном из спасенных меня.
Но это был не я.
Общего между крушением БУЛГАРИИ и прибытием ПЕТРА АЛАБИНА в Казань было только одно-оба судна были одного класса, точнее-полные копии.
С нами попросту не знали что делать. Я отлично понимаю, что было не до праздных туристов, но однако же желающих посадили в автобусы и повези на экскурсию по Казани.
Дальше наш путь лежал в Чебоксары, но наш теплоход ПЕТР АЛАБИН был арестован и оставлен в порту.
Причиной явилось именно то, что корабль был копией затонувшей Булгарии и не исключалась возможность аналогичного происшествия. ПЁТР АЛАБИН, чтобы освободить место судам , предназначенным для спасательных работ, был отведен на рейд, где и заночевал.
В это время на пристани у речного вокзала собирался народ. Люди шли и шли, несли цветы и игрушки к стихийно образовавшейся стене памяти...
После ужина на нашем корабле в актовом зале , провели собрание отдыхающих. Нам объявили, что корабль наш больше никуда не пойдет, желающие могут на автобусах посетить Чебоксары, а оставшиеся могут распорядиться своим временем по усмотрению. Мои родственники пошли прогуляться по Казани, чтобы развеяться немного от увиденного, я остался на теплоходе.
С утра на ПЕТРе АЛАБИНе начала работать комиссия по расследованию крушения на БУЛГАРИИ.
Для журналистов была организована экскурсия по палубам, трюмам и коридорам ПЕТРА АЛАБИНА для того, чтобы те правильно представляли себе устройство БУЛГАРИИ.
Для журналистов была организована экскурсия по палубам, трюмам и коридорам ПЕТРА АЛАБИНА для того, чтобы те правильно представляли себе устройство БУЛГАРИИ.
Приехал Путин, в то время председатель правительства и глава республики Шаймиев,состоялся траурный митинг.
До сих пор вспоминаю гудки находящихся в порту и проходящих судов и почти физически ощущаю дрожь. По волнам плыли цветы и детские игрушки...
Очень оперативно работали средства массовой информации. Можно было дать интервью и через пару минут, вернувшись в каюту, посмотреть себя по телевизору.
К вечеру нам объявили, что дети и пожилые отправляются в Самару на теплоходе ГАБДУЛЛА ТУКАЙ, а остальные, наутро после завтрака отправятся автобусами в Самару и Тольятти.
Мы добирались до Самары автобусами.
Круиз завершился.
Прошло уже 10 лет, а все произошедшее я помню будто всё произошло совсем недавно.
В 2018 году мы вновь посетили Казань. Я безошибочно узнал место крушения БУЛГАРИИ. Там сейчас стоит буй под номером 82...
Прошло уже 10 лет, а все произошедшее я помню будто всё произошло совсем недавно.
В 2018 году мы вновь посетили Казань. Я безошибочно узнал место крушения БУЛГАРИИ. Там сейчас стоит буй под номером 82...
Проходящие мимо суда отдают дань памяти длинным гудком.
А в Камско-Устьинском районе Татарстана воздвигнут мемориал памяти погибшим на Булгарии.
P.S.Теплоход ПЕТР АЛАБИН до сих пор продолжает нести свою службу на Волге, но теперь уже как прогулочный.
Меня действительно очень тронуло всё происходившее, я впервые столкнулся с таким большим человеческим горем.