Воробушек

Глава 2.
Господи, да какое же счастье, что вернулась она в свою родную Елховку, в свой уютный дом. Да никакая квартира с ним сроду не сравнится! Хорошо, все-таки тут. И дорогу заасфальтировали! И люди у них в деревне свои, как родные. Ну, в смысле те, кто еще остался. Молодежь-то поразъехалась. За три года в деревне ни одной свадьбы не играли. Вот до чего дожили! А старики остались. Куда ехать старикам? Сейчас в Елховке жили около 270 человек. Работы тут практически не было, все кто еще не на пенсии, ездили работать вахтовым методом или в город. А так, основное население Елховки - пенсионеры, основное занятие которых хозяйство, без которого не выжить. Пенсии-то маленькие.
Такая хорошая деревня, а опустела. А ведь и школа у них есть, и фельдшерско-акушерский пункт, и дом культуры! Во многих других деревнях всего этого нет! Жить можно! Да когда она уезжала и так все крутили пальцем у виска - куда ты, мол, Валя на старости лет едешь? А куда денешься - Мишеньку нужно было ставить на ноги.
В свою родную деревню все эти годы Валентина не раз наведывалась. А как же? То Виктору с Альбиной памятник поставить, то поправить там чего. Валентина считала своим долгом. Муж! Несмотря на то, что в разводе они были. Да больше и некому ухаживать. Ну и Альбина, жена его, тоже, вроде, своя стала. Добрая баба была. Поминала их Валентина регулярно.
И вот, считай, доездилась. Ращупкины, соседи ее, что дом у нее когда-то купили, поставили новый. Купили новый участок возле леса, как раз рядом со свекровиным.


А дом Валентины остался пустым. И тогда, посоветовавшись с мужем, они решили, что переезжают. Продала она свою квартиру в городе, и выкупила свой домишко обратно. Даже деньги еще остались, часть Валентина на счет положила - мало ли что? А на остальные ремонт сделали потихоньку, крышу поправили. И зажили.

Муж ее, Володя, очень хозяйственный мужчина. Муж! Сама Валентина удивлялась, как в таком возрасте умудрилась еще и замуж выйти! Но Володя настоял на росписи, хотя она сомневалась. А Ольга-то тогда орала во все горло! А мамоньки! Ну как же! Валентина улыбнулась. Мало ли что с ней случись, так Володя же еще один наследник! А вот хрен им всем! Это ее жизнь. Она и так всю жизнь дочери и внукам отдала. Теперь все, ей жизни-то той сколько осталось? Вот они и проведут ее с Володей! Вместе!

Управлялись они на огороде летом, снег чистили зимой. Собаку завели. Все делали вместе. Это просто счастье ей на голову свалилось, что она под старость лет не одна. А как вспомнит те годы, когда Ольга уехала, Наташка, а муж ее, Витя к Альбине ушел. Волком ведь выла от тоски и одиночества. Только дела домашние и работа спасали ее. А теперь вечерком ужинали они, потом рядышком к телевизору садились. Смотрели, обсуждали. И пораньше спать. Уютно им было друг с другом. И Володя не жалел, что на старости лет он, городской, в деревню переехал. Жаль вот, что Миша вот не захотел с ними. Воспитывали они его как собственного сына. А зря не поехал! Была бы ему комната. Сиди себе, работай по этому...как его... интернету..

Да хорошо они зажили! Тишь, спокойствие, благодать. Эх, жаль что уже "с ярмарки" они, пожить бы еще!!! Сколько времени даром ушло!

Да уж, пора и отдохнуть, детей внуков вырастила. Считай троих. Мишу с пеленок. Мишенька, зернышко ее любимое. Уже взрослый парень! Слава Богу, человека из него сделала, а какие были прогнозы врачей! И ничего! Сам о себе заботится, но все-таки помощь нужна. Но там и Ольга и Даша. Справятся!

А ей уже 76, Володе чуть больше. Ничего, сколько им осталось вдвоем - они сами проживут! А хорошо на земле все-таки - куры, огород. Скотину, конечно, не потянули бы, и о здоровье надо подумать. Участок ее свекрови, Михалны, весь зарос бурьяном. Иногда Валентина ходила туда. За деньги нанимала соседа Ваську Большакова - косил траву. От дома давно ничего не осталось. Пожар сожрал. И дом и Виктора. Но деревенские помогли, разобрали, остатки обгоревшего дома убрали, участок расчистили. Пустой стоял участок. И какой! У леса! Красота! Вот ведь, стройся-не хочу. А некому. Оля категорически не хотела обратно в деревню, она ж у них городская барышня, ученая. Да и после того, что с Павлом случилось, какое уж там. Дашке сто лет ничего тут не надо - она городская с рождения.

Часто думала Валентина о Наталье, своей младшей дочери. Прежде чем оформить наследство от свекрови, узнала она, что младшая дочь ее, Наташа, умерла. Страшный удар это был. Не ожидала такого Валентина. Жила дочь где-то живая, здоровая, и ладно. А тут такое...В ссоре они были. Всю жизнь. Не смогла Валентина простить дочери, что сошла с дороги, стала себя продавать. Срам-то какой. Хоть бы в деревне не узнал никто, а то глаз не поднимешь. Сначала, пока она не знала, что дочки ее младшей больше нет, все думала -вот бы мужчину ей, Наташке, хорошего - да вон дом бы поставили и жили. В деревне работы мало. Но что-то да нашли бы! Но не сложилась. Не стало Наташки. И даже где похоронили никто не знал. Говорили ей, что вроде где-то под Волжским, в селе. На что денег хватило.

Про смерть Наташки узнала она случайно, от Сереги. Оказывается, внучка ее, Кристина, Наташина дочь, жила тут одно время. А Серега ж ее отец. Не к кому было видно совсем пойти, раз сюда вернулась. Потом уехала назад, в город, к парню своему, и не раз еще возвращалась. Пока отцу уже не надоели эти "качели". И "зять" этот чумной за ней приезжал, и клялся и божился, что больше пальцем не тронет. Но все одно - приезжала битая и в слезах. Бедная девочка! Что ж за любовь такая? И Серега учил этого горе-зятя. И бил не раз и выгонял. А она снова, как птичка к нему летела. Глупая... И ведь обижал он ее сколько, а она... Серега как понарассказывал, у Валентины волосы под косынкой дыбом вставали! Ох, видно Кристинка вся в мать! "Сей-вей"... Когда она звала так Наташку, ее мать в юности. Ветер в голове и любовь.

Где ее теперь искать? Жили они в последнее время в Волжском, Валентина писала запросы, все паспортные столы ответили, что Ерилкиной Кристины Сергеевны у них не значится. Или фамилию сменила? Где же ты внучка? Своим долгом считала теперь Валентина найти ее. Но нет прописки - нет человека! Господи...И Наташкину могилу найти невозможно! Но Валентина была не из тех женщин, которые боятся трудностей. Нашла она в ЗАГСЕ города Волжского информацию. И поехали они с Владимиром Николаевичем искать могилу дочери. И ведь нашли! Все заросло травой. Один деревянный крест торчит. Ни фотографии, ни цветочка, ничегошеньки. Никто, видать, не бывает. Валентина вздохнула. Слезы выкатилась из ее глаз.

-Вот и нашла я тебя, дочка, - всхлипнув, сказала она. Владимир Николаевич погладил ее по плечу. Валентина всплакнула, вытерла лицо носовым платком.

Они порвали траву, земля словно задышала, участок очистился.

-Ты прости меня, дочка, не права я была. И покаялась, да поздно. А Кристинку я все одно найду. Искать буду до самой смерти.

Они ехали домой молча. Где она теперь, ее внучка? Самая старшая...И самая недолюбленная. Не привечала ее Валентина в свое время. Из-за дочери, из-за ее поступка и беременности очень ранней. А потом уехали Наташка с Кристиной на Север, и виделись-то за всю жизнь пару раз отсилы...

Эх, вернуть бы все! Наверное у Кристины уже семья и дети. И фамилия другая. Ей уже за 30, конечно, замужем. А может, она вообще в другом городе живет, а она ее все в Волжском ищет..

Господи, а может в розыск ее объявить, где-то же она да найдется?

Владимир Николаевич поддерживал идею жены. Надо найти. А вдруг человек совсем один и помощь нужна, а они ничего не знают? Но главное, Валентина хотела помочь теперь уже внучке. Мало ли как у нее жизнь, а участок пустой есть, можно домик поставить...И жить всем вместе. И искупить этим свою вину и перед ней, и перед умершей дочерью своей, Наташкой.

Продолжение следует...

Комментарии