Комментарии
- 14 ноя 2022 18:16Надежда Гомзякова (Назаренко)
- 14 ноя 2022 20:35Софья Ильинская
- 15 ноя 2022 08:29Галина Кузякова (Офитова)
- 15 ноя 2022 10:56Валентина АндрееваСпасибо большое,за интересный пост!
- 15 ноя 2022 11:51Наталья Марсуверскихgif
- 17 ноя 2022 13:04Nadezhda Dogonkina
- 18 ноя 2022 20:47Мария Кисель
- 19 ноя 2022 04:47Елена БабаскинаМузыка не поддерживается
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Эксклюзив
Шопен и Жорж Санд - Великие мелодии любви
XIX век… Век красивой музыки, литературных гостиных и светских салонов.
Век очаровательных, романтических женщин и благородных, решительных мужчин
К моменту их встречи с Шопеном Жорж Санд уже исполнилось 33 года.
Писательница была старше его на 6 лет. Она успела пережить неудачное замужество и обзавестись двумя детьми. Возможно, именно неудачный брак сделал из Авроры Дюпен (таково было настоящее имя писательницы) Жорж Санд.
В восемнадцать лет Аврора вышла замуж за молодого артиллерийского поручика Казимира Дюдевана, который отнюдь не отличался тонкостью
натуры. О молодой супруге он вспоминал, лишь когда отправлялся в спальню.
Подобные супружеские отношения все чаще заставляли Аврору задумываться о
несправедливости «мужского мира» и в результате, по ее собственному
выражению, превратили ее в «Спартака среди рабынь». Постоянные ссоры между супругами делали свое дело. Их брак разваливался на глазах, и
спустя 12 лет после свадьбы 30-летняя Аврора Дюдеван уехала вместе с детьми в Париж. Муж не стал противиться ее решению и дал согласие на развод.
В столице Аврора решила заняться сочинительством. В 1832 году под
псевдонимом Жорж Санд вышел ее роман «Индиана», который тут же принес писательнице известность. Популярности немало способствовала личность автора произведения. Приехав в Париж, Аврора начала разгуливать по улицам в мужском костюме, шокируя публику высказываниями феминистского толка. Несмотря на мужской костюм, который вовсе не красил писательницу,
у Жорж Санд не было недостатка в поклонниках. Мужчины в ее спальне сменяли один другого, и при этом Жорж Санд признавалась, что большинство из них вызывают у нее материнские чувства.
салонов. Экзальтированные светские дамы бурно восхищались полонезами, мазурками и вальсами молодого гения.
Сын матери-польки и отца-француза, Шопен по праву рождения не принадлежал к
аристократии и всегда преклонялся перед людьми с титулами. Он не любил большие аудитории, предпочитая играть в салонах – для избранных.
улыбка тонкой и мягкой, но никогда горькой. Цвет лица нежен и прозрачен,
светлые волосы шелковисты, нос выразительно изогнут. Он был среднего роста и хрупкого телосложения, а его движения отличались грациозностью.
Держался же Шопен с таким благородством, что с ним непроизвольно обращались как с князем. Это был символ врождённого изящества и мужского
целомудрия.
Настоящий расцвет дарования придётся на 1838-1847 годы, именно тогда он создаст лучшие свои произведения, а в его жизнь войдёт одна из самых известных и скандальных женщин своего времени, писательница Жорж Санд.
Осень одолела Париж проливными дождями. Надо было куда-то пойти,
бороться с хандрой в одиночку становилось всё тяжелее. Шопен вспомнил, что у графини К. в этот день журфикс, и так как на часах было начало одиннадцатого, он, не раздумывая, отправился туда. Что-то необычное окутало его, когда он поднимался по лестнице. Это был тончайший запах фиалок.
рассматривать гостей хозяйки. Постепенно часть из них разошлись, остались только самые близкие друзья дома. Шопен согрелся, развеселился
и, сев к фортепиано, начал импровизировать.
Светлые прозрачные, как хрусталь, звуки музыки наполнили зал. Окончив свою музыкальную сказку, он поднял глаза от клавиатуры. Перед ним, опершись белоснежной красивой рукой об инструмент, стояла просто одетая
дама и внимательными тёмными глазами смотрела на него. От неё пахло фиалками, и она смотрела так, будто пыталась проникнуть Шопену прямо в душу.
Шопен был польщён, но она совсем ему не понравилась: «Какая
несимпатичная женщина эта Санд! Да и женщина ли она? Я сильно склонен считать, что нет!» Вскоре после этой встречи он даже написал родителям:
«Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но её лицо мне несимпатично и вовсе мне не понравилось. В нём даже есть нечто такое, что меня отталкивает».
удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему
непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым
композитором. Вскоре их встречи стали частыми – писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года.
притягательное, против чего не могли устоять даже те, кто явно не
симпатизировал ей и не любил её.
Они были очень разные. Интеллигентный, где-то даже робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм – в обществе Фредерика Жорж Санд старалась носить платья. Он был
единственным человеком во всем Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. Ей же не нравилась его консервативность и нерешительность. К тому же Шопен порой был невыносимо капризным – его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой). Иногда его мнительность переходила всякие границы. Он мог целыми днями лежать на кровати в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.
болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара.
Владелец потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. При этом было
необходимо заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен – по
испанским законам вещи, которыми пользовался заразный больной, требовалось немедленно сжечь. Найти новое жилье было практически невозможно – весть о болезни композитора распространилась по всему
городу и жители шарахались от Фредерика, как от зачумленного.
борт больного пассажира. Жорж металась по портовому городу, умоляя капитанов сжалиться над несчастным композитором. В итоге один владелец судна согласился. Правда, Шопену и Санд предоставили самую
отвратительную каюту с ужасной мебелью – сжигать хорошие вещи накладно.
Другими пассажирами судна была сотня свиней. При этом Шопен сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему.
Они проводили чудесные вечера вдвоём и творили, творили, творили.
Творчество Авроры Дюдеван приобретало всё большую глубину, вальсы и мазурки Шопена поражали силой своих чувств. Поистине эта близость была им обоим на пользу.
Майорка». Хотя ей было куда сложнее сосредоточиться на творчестве:
больной Шопен (в ту пору он уже болел туберкулёзом) капризничал, не мог привыкнуть к местной кухне, она готовила для всей семьи, ходила по лавкам, воспитывала детей.
В начале февраля 1839 года путешественники решили вернуться на родину. В это время Шопен уже был серьёзно болен туберкулёзом. Зиму и осень он будет проводить в Париже, а весну и лето в имении Жорж Санд в Ноане.
И Жорж станет для Фредерика заботливой медсестрой, подругой, поклонницей его таланта, но теперь это уже не любовная связь, которая прекратилась после прибытия с Майорки, а дружеская.
По возвращении в Францию в феврале 1839 года влюбленные поселились в поместье Жорж Санд. Здоровье Фредерика постепенно пошло на поправку. Но
вскоре после неудачного путешествия в Испанию Жорж Санд почти отказала
композитору в плотской любви. Обязанности сиделки не способствовали
пылким чувствам, к тому же Жорж убедила сама себя в том, что телесные наслаждения вредны Шопену. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице – она не раз признавалась, что в постели Фредерик ведет себя, как старая больная женщина. Но так или
иначе, влюбленные продолжали быть вместе. Санд порой говорила, что живет с тремя своими детьми – третьим ребенком она называла Шопена.
Их часто видели на прогулках – Жорж бегала по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, одетый, как на званый обед. Они
прожили вместе еще 8 лет.
стороны он тоже помогал Жорж советами. Когда она работала над романом «Консуэло», главная героиня которого была певицей, именно Фредерик выступал музыкальным консультантом
Их дом словно магнитом притягивал многих выдающихся людей. Частыми гостями были Бальзак, Гейне, Делакруа, Лист. По вечерам виртуозной игрой
Фридерика восхищались самые блестящие дамы парижского света. Именно им, герцогине Вюртенбергской, графиням Эстергази и Потоцкой, баронессе
Ротшильд, польщённый Шопен посвящал свои произведения. Ей же ни одной вещи он так и не посвятил. Возможно, сказывались его болезненная застенчивость и нежелание афишировать их связь. Впрочем, кто знает?
Здоровье Шопена продолжает ухудшаться. Малейшая физическая нагрузка вызывает одышку, и зимой 1843-1844 года его приходилось вносить на лестницу собственного дома. 1844 год как будто приносит облегчение, и друзья надеются, что его здоровье улучшится. Но это всего лишь надежды.
пренебрежения к своим нуждам. Когда он бывал чем-то раздражён, то мог дуться целыми днями. Порой проявлял чисто детское упрямство и обидчивость, но мог быть и резким, язвительным, даже грубым.
Жорж научилась не только терпеть его выходки, но и достаточно быстро гасить их. Вообще Санд с самого начала относилась к Шопену скорее как мать, нежели возлюбленная. Она всегда рядом с ним, но в августе 1847 года Жорж Санд разорвёт отношения с композитором.
Они расстались в 1847 году, спустя 10 лет после первой встречи.
Возможно, их связь продлилась бы дольше, если бы композитор не испортил отношения с сыном писательницы Морисом. Шопен пытался воспитывать
повзрослевшего юношу. Морис злился, Жорж Санд всегда вставала на его сторону. При этом к дочери Жорж Соланж Шопен относился совершенно иначе –
во время споров с матерью Шопен неизменно поддерживал Соланж. Жорж одно время даже подозревала, что Фредерик тайно влюблен в ее дочь. Начались
ссоры. Шопен поселился отдельно. Он перестал отвечать на письма Жорж Санд, считая ее виновницей разрыва.
«Прощайте, мой друг,- писала она.- Скорее поправляйтесь от всех ваших недугов. У меня есть все основания полагать, что так оно и будет. В этом случае я могу только благодарить Бога за такую странную развязку дружбы, которая в течение девяти лет поглощала нас обоих без остатка».
Их последняя случайная встреча состоялась в начале марта 1848 года в доме одного их общего друга. Встреча поразила обоих. Жорж Санд, полная раскаяния, желая помириться с ним, подошла и протянула руку. Он побледнел, отшатнулся и вышел из зала, не промолвив ни слова.
записную книжку 1849 года, последнего года своей жизни.
А болезнь вытягивает из Шопена последние силы. Происходит полное обрушение организма, и ни музыка, ни мужество композитора уже не в состоянии помочь ему. Шопен уничтожает всё, созданное им за последний период, признаваясь, что уже не может написать ни единой ноты.
Сохранились лишь две мазурки.
Жорж Санд никто не сообщил о последней болезни и смерти Фредерика. В его спальне, заваленной цветами, не было ее букета. Впрочем, так,
наверное, и должно быть. Те, кто скрывали от него, что она готова была
на крыльях лететь к нему, были правы. Она не простила бы себе, если б волнение от их встречи укоротило его жизнь на день или даже на час.
К
В 1849 году, за год до своего 40-летия, Фредерик Шопен скончался. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее
объятьях».
Сердце Фредерика Шопена перестанет биться в третьем часу утра 17 ноября …
Как и завещал композитор, во время вскрытия его сердце было извлечено из тела и доставлено на Родину, в Варшаву, где оно с тех пор хранится в церкви Св. Креста. А похоронен Шопен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Жорж Санд суждено было пережить Шопена на 27 лет. Забыла ли она его?
Лучший ответ, наверное, слова самой писательницы: «Жизнь – это глубокая рана, которая редко затягивается и никогда не заживает».
Их отношения были бурными и завершились отнюдь не счастливой развязкой.
Но без Жорж Санд не было бы самых проникновенных, самых пронизывающих душу шедевров Фредерика Шопена.
Да и её жизнь стала бы куда бедней. И автобиография Санд в отсутствие в её жизни Шопена читалась бы куда как менее интересно, а мы не узнали бы этой истории, которая не даёт ответа на вопрос, что такое любовь?, но в который раз убеждает нас, что «тайна сия велика есть»…