#4_класс ✒ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (3 четверть). ДИКТАНТЫ. Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения. ✔НА ПОЛЯНЕ. Долго ждёшь прихода весны. И вот она на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи. Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат дальше. У старого пня опустели зимние квартиры. Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут его жители. Они несут в дом травинки, сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из лужицы и скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна! Слова для справок: пригревает, наполнена. Грамматические задания: 1. Предпоследнее предложение разобрать по членам. 2. В пятом предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных. ✔ЦВЕТЫ. Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес. Тёплые лучи растопили снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб. Появились первые проталины. Из-под снега стали показываться зелёные стрелки. А вот и первые подснежники! Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На лесных полянках появилась молодая травка. Наступает поздняя весна. Запели над ручьями голосистые соловьи. В тиши леса проснулся ландыш. Он издает нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их! Грамматические задания: 1. Третье предложение разобрать по членам. 2. У имен существительных определить падеж. ✔ВЕСЕННИЙ ЗВОН. Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы. Слово для справки: прислушался. Грамматические задания: 1. Шестое предложение разобрать по членам. 2. В третьем предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных. ✔ВЕСНА В ЛЕСУ. Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревало землю. Теплый ветер пробегал в высоких вершинах. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянках зацвели белые и голубые подснежники. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель. На припеке паслись лоси. Слова для справок: звенят, на припеке, ласково. Грамматические задания: 1. Третье предложение разобрать по членам. 2. В четвертом предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ. Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы. ✔АИСТ. Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к дереву. На вершине чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох. Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста. Грамматические задания: 1. Указать падежи у выделенных имен существительных.2. Можно ли утверждать, что все выделенные существительные относятся ко 2-му склонению? (Записать ДА или НЕТ.) ✔Озаглавьте текст. Закатилось солнце. Угасает день. Смолкают голоса птиц. Но вот в тишине из оврага послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист. Помолчал минуту, вновь засвистел, рассыпался трелью. Кто же это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам темный, серый, ростом с воробья, только потоньше и постройнее. Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно полились звуки соловьиной песни. Грамматические задания: 1. О какой птице говорится в тексте? Как по-разному называет ее автор? 2. Указать время, лицо и спряжение глаголов во втором и третьем предложениях; выделить окончания. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ ✔Обучающее ИЗЛОЖЕНИЕ. ПОСЛЕДНЯЯ ЛЬДИНА. Лёд на реке лопнул. Большая грязная льдина поплыла вниз по течению. Речка вышла из берегов, и льдину понесло в луга. Раз около льдины вынырнул чёрный зверёк и залез на неё. Это был крот. Льдина задела одним своим краем сухой холмик. Крот соскочил на него и живо зарылся в землю. Льдину гнало в лес. Она наехала на пень и застряла. Тут на ней, как на островке, собрались зверьки. Это были лесные мыши, маленький зайчишка. Зверьки дрожали от страха и холода. Они жались друг к другу. Беда у них была общая. Но вот вода стала быстро спадать. Солнце сожгло льдину. Зверюшки попрыгали на землю и разбежались в разные стороны. (По В. Бианки) Слова для справок: вниз, соскочил, на ней, как на островке, друг к другу. ЗАЙЧАТА. Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих и чужих зайчат. Показалось над лесом солнышко. Ярким светом залилась поляна. Обрадовались теплому солнышку малыши, высунулись из сухой прошлогодней травы. Заметила зайчат суетливая птица. Перелетает она от ветки к ветке, осматривает местность. Большими и страшными зверями кажутся ей робкие зайчата. Со страхом смотрят они на птицу. Птица взлетела и скрылась в молодом осиннике. Зайчата успокоились. ✔СОЧИНЕНИЕ-повествование по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». План 1. «Февральская лазурь» – одна из лучших картин И.Э. Грабаря. 2. Описание березы на переднем плане. 3. Описание березовой рощи на заднем плане. 4. Цветовое решение картины. 5. Настроение, которое вызывает картина. Материал к сочинению Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое. День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный. Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом. Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная береза. ✔Продолжите описание цветов так, чтобы можно было их узнать. Этот жёлтый цветок очень похож на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Весь день следом за солнцем поворачивают цветы свои золотые головки. Уйдёт солнце за тучи, и луговое солнышко тоже спрячется. Это ... Слова для справок: ромашки, ландыши.
Развитие и подготовка ребёнка к школе
В ПОМОЩЬ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКУ❗
#4_класс
✒ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (3 четверть).
ДИКТАНТЫ.
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
✔НА ПОЛЯНЕ.
Долго ждёшь прихода весны. И вот она на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи. Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат дальше. У старого пня опустели зимние квартиры. Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут его жители. Они несут в дом травинки, сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из лужицы и скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна!
Слова для справок: пригревает, наполнена.
Грамматические задания:
1. Предпоследнее предложение разобрать по членам.
2. В пятом предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных.
✔ЦВЕТЫ.
Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес. Тёплые лучи растопили снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб. Появились первые проталины. Из-под снега стали показываться зелёные стрелки. А вот и первые подснежники! Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На лесных полянках появилась молодая травка. Наступает поздняя весна. Запели над ручьями голосистые соловьи. В тиши леса проснулся ландыш. Он издает нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их!
Грамматические задания:
1. Третье предложение разобрать по членам.
2. У имен существительных определить падеж.
✔ВЕСЕННИЙ ЗВОН.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
Слово для справки: прислушался.
Грамматические задания:
1. Шестое предложение разобрать по членам.
2. В третьем предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных.
✔ВЕСНА В ЛЕСУ.
Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревало землю. Теплый ветер пробегал в высоких вершинах. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянках зацвели белые и голубые подснежники. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель. На припеке паслись лоси.
Слова для справок: звенят, на припеке, ласково.
Грамматические задания:
1. Третье предложение разобрать по членам.
2. В четвертом предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.
Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
✔АИСТ.
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к дереву. На вершине чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох. Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.
Грамматические задания:
1. Указать падежи у выделенных имен существительных.2. Можно ли утверждать, что все выделенные существительные относятся ко 2-му склонению? (Записать ДА или НЕТ.)
✔Озаглавьте текст.
Закатилось солнце. Угасает день. Смолкают голоса птиц. Но вот в тишине из оврага послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист. Помолчал минуту, вновь засвистел, рассыпался трелью. Кто же это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам темный, серый, ростом с воробья, только потоньше и постройнее. Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно полились звуки соловьиной песни.
Грамматические задания:
1. О какой птице говорится в тексте? Как по-разному называет ее автор?
2. Указать время, лицо и спряжение глаголов во втором и третьем предложениях; выделить окончания.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
✔Обучающее ИЗЛОЖЕНИЕ.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЬДИНА.
Лёд на реке лопнул. Большая грязная льдина поплыла вниз по течению. Речка вышла из берегов, и льдину понесло в луга. Раз около льдины вынырнул чёрный зверёк и залез на неё. Это был крот. Льдина задела одним своим краем сухой холмик. Крот соскочил на него и живо зарылся в землю. Льдину гнало в лес. Она наехала на пень и застряла. Тут на ней, как на островке, собрались зверьки. Это были лесные мыши, маленький зайчишка. Зверьки дрожали от страха и холода. Они жались друг к другу. Беда у них была общая. Но вот вода стала быстро спадать. Солнце сожгло льдину. Зверюшки попрыгали на землю и разбежались в разные стороны.
(По В. Бианки)
Слова для справок: вниз, соскочил, на ней, как на островке, друг к другу.
ЗАЙЧАТА.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих и чужих зайчат. Показалось над лесом солнышко. Ярким светом залилась поляна. Обрадовались теплому солнышку малыши, высунулись из сухой прошлогодней травы. Заметила зайчат суетливая птица. Перелетает она от ветки к ветке, осматривает местность. Большими и страшными зверями кажутся ей робкие зайчата. Со страхом смотрят они на птицу. Птица взлетела и скрылась в молодом осиннике. Зайчата успокоились.
✔СОЧИНЕНИЕ-повествование по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
План
1. «Февральская лазурь» – одна из лучших картин И.Э. Грабаря. 2. Описание березы на переднем плане. 3. Описание березовой рощи на заднем плане. 4. Цветовое решение картины. 5. Настроение, которое вызывает картина.
Материал к сочинению
Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое. День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный. Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом. Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная береза.
✔Продолжите описание цветов так, чтобы можно было их узнать.
Этот жёлтый цветок очень похож на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Весь день следом за солнцем поворачивают цветы свои золотые головки. Уйдёт солнце за тучи, и луговое солнышко тоже спрячется. Это ...
Слова для справок: ромашки, ландыши.