Автомобили, которые победили: главные машины Красной армии

Вспомним модели, ставшие символами эпохи и внесшие огромный вклад в разгром нацизма
Фото: WarAlbum
Фото: WarAlbum

ГАЗ-АА/ММ: легендарная полуторка

Одним из главных символов победы стал автомобиль ГАЗ-АА (с 1932 года — ГАЗ-ММ), который мы обычно называем полуторкой, потому что он мог перевозить полторы тонны груза. Несмотря на устаревшую конструкцию (по сути, это был модернизированный Ford AA 1927 года), автомобиль оказался незаменим во время войны.

Хотя были у этой модели и недостатки (все-таки машина была придумана в 1920-х годах, когда мировой автопром только зарождался). Например, у полуторки не было бензонасоса, и топливо поступало в двигатель самотеком. А в военные годы автомобиль упростили по-максимуму: кабину делали из дерева и брезента, отказались от бамперов, правой фары и передних тормозов.

Всего с 1930 по 1951 год было произведено более 900 тыс. таких автомобилей. Полуторка участвовала в обороне Ленинграда, доставляя грузы по Дороге жизни, служила базой для автобусов, самосвалов и даже броневиков. Делали, кстати, и газогенераторные машины, которые ездили на угле и дровах.
Фото: Andrey68 / CC BY-SA 3.0 / Wikipedia Commons
Фото: Andrey68 / CC BY-SA 3.0 / Wikipedia Commons

ЗИС-5 и реактивные установки

Грузовик ЗИС-5, или «Захар Иванович», способный перевозить до 3 т, выпускался с 1933 по 1947 год на заводах в Москве, Ульяновске и Миассе. Именно ЗИСы стали платформой для первых «катюш» БМ-13. Правда, это был не ЗИС-5, а версия ЗИС-6, которая имела три оси. Всего было изготовлено более 587 тыс. единиц ЗИС-5.
Фото: Adam Jones / CC BY-SA 2.0 / Wikipedia Commons
Фото: Adam Jones / CC BY-SA 2.0 / Wikipedia Commons

Studebaker US6: основа для «катюш»

Несмотря на использование ЗИСов для первых реактивных систем залпового огня (РСЗО), основными носителями для «катюш» стали американские Studebaker US6. Их преимущества — полный привод, грузоподъемность 5 т и надежность — сделали «Студеры» незаменимыми..

В СССР поставили по ленд-лизу свыше 109 тыс. таких машин — больше, чем какую-либо другую модель. Интересно, что в США Studebaker US6 не получил признания, но в Красной армии он стал легендой (и именно Studebaker прошли по Красной площади во время Парада Победы 1945 года).

Ездили по нашим дорогам Studebaker и после 1945 года. «Копытин, милый, не отставай!» — говорил водителю Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». А тот ему отвечал: «Как же, Глеб Егорыч, не отставай! У «Студера» мотор втрое!»
Фото: Владимир Саппинен / CC BY 3.0 / Wikipedia Commons
Фото: Владимир Саппинен / CC BY 3.0 / Wikipedia Commons

Willys MB: прародитель внедорожников

К осени 1941 года СССР потерял значительную часть своего автопарка. Даже мобилизация гражданских машин не покрыла дефицит. Решающую роль сыграли поставки из США: в рамках ленд-лиза в Советский Союз прибыло свыше 400 тыс. автомобилей. Одним из самых известных стал «Виллис».

Американский Willys MB стал основателем всех современных внедорожников, включая Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol. Его полный привод, простоту и универсальность оценили во всем мире. Кстати, «джипами» эти машины назвали потому, что в официальных документах их именовали, как General Purpose или «общее назначение». Эти слова и превратились позднее в «джип».
Фото: Sicnag / CC BY 2.0 / Wikipedia Commons
Фото: Sicnag / CC BY 2.0 / Wikipedia Commons

ГАЗ М1 — знаменитая «Эмка»

ГАЗ М1 стал одним из символов советского автопрома. В его основе лежал Ford Model B 1934 года, хотя советские инженеры усилили раму и подвеску. «Эмка» оснащалась четырехцилиндровым двигателем мощностью 50 л. с., развивала скорость до 105 км/ч и отличалась простотой конструкции.

С началом Великой Отечественной войны почти все ГАЗ М1 мобилизовали в Красную армию. В первую очередь они использовались как штабные и командирские машины, а также в качестве санитарного транспорта.
Фото: Музей отечественной военной истории / CC BY-SA 4.0 / Wikipedia Commons
Фото: Музей отечественной военной истории / CC BY-SA 4.0 / Wikipedia Commons

ГАЗ-67: наш ответ «Виллису»

ГАЗ-67 — это советский полноприводный автомобиль, созданный в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на скромные масштабы производства в военные годы (около 5 тыс. штук), машина стала одним из символов мобильности Красной армии.

Советский автомобиль уступал в комфорте американскому «Виллису» (например, у него не было привычных дверей, да и подвеска была жесткой), но зато выигрывал в ремонтопригодности, а двигатель ГАЗ-67 спокойно работал на низкокачественном топливе. Да и с русскими морозами наш внедорожник справлялся лучше.
Фото: AutoWP
Фото: AutoWP

А что еще

По ленд-лизу в СССР поставили автомобили 26 различных марок. Помимо Studebaker и Willys, это были такие модели, как Ford G8T, Chevrolet G7107/G7117 и Dodge WС-51 (внедорожников Dodge, который называли «три четверти» из-за грузоподъемности в 3/4 т, или 750 кг, в нашу страну привезли более 25 тыс. штук). А Ford G8T у нас было около 80 тыс. Мало того, эти машины даже собирали в СССР на заводе в Горьком под именем «Форд-6».
Фото: WarAlbum
Фото: WarAlbum

Комментарии

  • вчера 07:53
    Т-34.... победил.
  • вчера 08:50
    Пора Волгограду и Санкт - Петербургу без промедления, бесспорно, без всяких дискуссий, без всяких объяснений вернуть прежние известные всему миру исторические названия советских городов - героев, как Сталинград и соответственно, как Ленинград. Историческую правду, память и благодарность советскому солдату и советскому труженику тыла, которые ковали и приближали советскую великую и триумфальную победу в борьбе против фашизма ( нацизма ), не отменить и не забыть, гордиться и чтить.
  • 07:44
    Так Броня и нарезка ствола , американские .. Как и самолеты , топливо . медикаменты .. Все сместе победили !!! Главную роль конечно занимает СССР!!!!!
  • 07:50
    А я думал Магнитки и Уралвагонзавода. ... цЭ вЭрЭмо
  • 08:08
    По американским официальным данным, на конец сентября 1945 г. из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и другого. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, свыше 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.
    Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и другие товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 г. и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).
  • 08:09
    Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?". (с), Г.К.Жуков.
  • 08:10
    цЭ вЭрЭмо
  • 08:16
    Танк Т-34-85. Двигатель отлит из американского алюминия. Броня отлита на американских легирующих вольфраме и молибдене. Погон башни сделан на американском карусельном станке. Своих не было. 85-мм пушка рассверлена на американском оборудовании. Командир общался с подчинёнными по американской рации. Пушка стреляла снарядами, в гильзах которого американский порох. Латунная гильза сделана из американской латуни. В самом снаряде была американская взрывчатка. Резиновый бандаж на катках сделан с добавлением американского каучука. А так танк наш"
  • 08:25
    Победили кто?????? Где был российский фронт и кто им командовал, хоть одно российское недоразвитое фашисткое СТАДО в штанах и юбках на двоих ногах напишет, что это СТАДО воевало в есте с Гитлером и Власовым, в 1939 году проводила вместе парад с Гитлером. Фашисты празднуют победу над фашизмом,как всегда в рассеи ничего не меняется.