Тысячи иномарок могут снять с регистрации в ГАИ. Мы выяснили причины

Испытательные лаборатории, проверяющие ввезенные частными лицами автомобили на соответствие требованиям безопасности, попались на обмане: они выдавали документы без осмотра машин. Autonews рассказывает, каким автомобилям грозит снятие с учета
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Суть проблемы

О проблеме выдачи «левых» документов, подтверждающих соответствие ввезенных частными лицами автомобилей, было известно давно, однако о масштабах бедствия судить было сложно. Эксперимент «Национального автомобильного союза» (НАС) подтвердил, что угроза аннулирования учета висит над тысячами транспортных средств, ввезенных в страну частниками.

Союз смог получить свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на машины, которые в испытательные лаборатории не заезжали в принципе (подтверждающие документы есть в распоряжении Autonews). В одной организации буквально за минуты были оформлены СБКТС на автомобили, находящие в автосалоне в Шанхае, и даже на разбитую Tesla на аукционе в США.
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Зачем нужен СБКТС и как должна проходить проверка

СБКТС выдаются на машины, ввозимые в страну частными лицами. Этот документ подтверждает, что конструкция автомобиля или другого транспортного средства отвечает требованиям технического регламента Таможенного союза. На основании этого документа оформляется электронный паспорт транспортного средства, дающий право на регистрацию в ГАИ и эксплуатацию на дорогах.

Согласно действующему законодательству, проверка этих требований должна проводиться только при предоставлении автомобиля в испытательную лабораторию. Непредоставление машины есть нарушение закона. При выявлении фактов нарушений при оформлении СБКТС они могут быть исключены из реестра, то есть аннулированы.
Фото: BCS Custom accesories & more / Facebook
Фото: BCS Custom accesories & more / Facebook

Кто в зоне риска

По итогам проверки одной лишь упомянутой в заметке лаборатории могут быть аннулированы СБКТС на более чем тысячу автомобилей, и такого рода организаций в стране, видимо, немало.

Президент НАС Антон Шапарин обратил внимание, что речь идет о частных лабораториях, за которыми осуществляется минимальный контроль. В ответ на запрос в поисковике интернет-браузера выдается множество адресов компаний, готовых оперативно оформить СБКТС «под ключ удаленно».

«Росаккредитация потратила немалые усилия, чтобы прикрыть такие лаборатории. Но новые появились недавно: они были аккредитованы государством в суперкороткие сроки, что в реальности невозможно сделать, и начали, абсолютно не скрываясь, выпускать документы без осмотра. Число проблемных машин исчисляется тысячами», — пояснил Шапарин.

По словам эксперта, владельцев автомобилей, на которые были с нарушениями выданы СБКТС, теперь ждут правовые проблемы.

«Будет аннулирован СБКТС, на основании которого выдан электронный ПТС, он тоже будет аннулирован. Дальше машина будет снята с регистрационного учета Госавтоинспекцией или при перепродаже следующий собственник не сможет поставить ее на учет. Эти машины превращаются в клумбы либо в «вечный учет», пока не будут устранены проблемы с документами. По большому числу автомобилей устранить проблемы и не получится, потому что они на Россию непроходные», — конкретизировал глава НАС.
Тысячи иномарок могут снять с регистрации в ГАИ. - 1005451393521

Закрыть или улучшить

✍️ Максим Шелков, криминалист.

«Многие лаборатории — это конторки, которые лишь торгуют документами. Там же рядом пасутся брокеры, которые эти кривые СБКТС и другие нарисованные документы потом отправляют в таможню».

Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews поприветствовал инициативу Национального автомобильного союза по выявлению незаконных схем.

«Фактически мы видим прямую поддержку незаконной деятельности недобросовестных сертификационных лабораторий со стороны государственных органов, ответственных за контроль в этой сфере, но вместо этого извлекающих из нарушений свою административную ренту. К сожалению, рост числа незаконного оформления автомобилей физическими лицами в коммерческих целях вызван самим государством в результате избирательного подавления легальности параллельного импорта», — уверен эксперт.

По его словам, произвольное ограничение перечней товаров, разрешенных для параллельного импорта, в приказах Минпромторга лишают законопослушных предпринимателей возможности удовлетворения платежеспособного спроса граждан Российской Федерации на нужные им марки автомобилей.

«Именно эта «госполитика» финансирования нужных лоббистов из числа «дружественных» Минпромторгу за счет российских граждан и является стимулом для возникновения подобных схем», — уточнил Семенов.

Эксперт напомнил, что СБКТС — это документ, не предназначенный для параллельного импорта автомобилей, последний осуществляют предприниматели в коммерческих целях на основании другого документа — ЗОЕТС.

Собеседник отметил, что государство само делает невозможной законную деятельность испытательных лабораторий при оформлении СБКТС: пропускная способность всех испытательных площадок в машинах в час меньше количества СБКТС, которые необходимо оформить. В связи с этим Семенов предложил увеличить количество испытательных лабораторий, ужесточив контроль за их деятельностью, или снизить уровень требований к транспортным средствам при выдаче СБКТС, увеличив пропускную способность.

Было полезно? Подпишитесь!

Комментарии

  • вчера 19:42
    Минпpиpoды coбиpaeтcя yвeличить cтaвки экoлoгичecкoгo cбopa c 2026 гoдa в 2,5-5 paз… Нy кoнeчнo, вoйнa дeнeг тpeбyeт, бюджeт тpeщит пo швaм, вoт и вытягивaют пocлeдниe из людeй. Вecь этoт «экoлoгичecкий cбop» — пpocтo eщё oднa зaвyaлиpoвaннaя фopмa пoбopoв. Пoкa oни тaнки клeпaют и coлдaт нa Укpaинy oтпpaвляют, мы зa нocки и кacтpюли бyдeм плaтить вдвoe дopoжe.