Два "танкиста" без собаки.

Несколько лет уже не испытывал нас февраль метелями, давая повод для ,,мудрых" рассуждений о том, что погода меняется, ,,глобальное потепление" - вот оно! Красный спиртовой столбик на градуснике чуть ниже нуля и снега - только стерню на полях прикрыло... А нынче - как прорвало. Метёт и метёт, заравнивая дороги и пряча под сугробами сараи, заборы и стога сена. Как будто отыгрывается за прошлые бесснежные зимы. Из-за снежной круговерти не видно близкой дороги, но гул тракторных моторов и лязганье гусениц говорит о том, что мужики из дорожной службы не дремлют. Но, странное дело, эти звуки наводят на мысли не о снежных заносах, а о весне...

Во времена, о которых старшее поколение вспоминает с теплотой, среднее с ностальгией, а младшее - уже ничего о них не знает - во времена Советского Союза, у руководителей Партии и Народа бытовал действенный способ провести посевную или уборку в нужные сроки. Бросался КЛИЧ, писАлись ЛОЗУНГИ! И за рычаги тракторов или штурвалы комбайнов усаживалось всё трудоспособное мужское сельское население (а, иногда, разбавлялось и представителями городских аборигенов). Всё это напоминало мобилизацию на войну и, собственно, ею и являлось, т.к. районные, областные и республиканские СМИ пестрели призывами ,,ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ!", ,,ВЫИГРАТЬ БИТВУ!" и репортажи с полей назывались ,,СВОДКАМИ С ПЕРЕДОВОЙ".

Я, как сельский житель, после окончания учёбы и службы в рядах СА, не зависимо от того, где на данный момент работал (связистом ли, учителем или завклубом) весной неизменно оказывался за рычагами трактора ДТ-75 М, не имея при этом никакого права управлять этим агрегатом. На тракториста я никогда не учился и прав на управление трактором никогда не получал. Но этот факт никого не смущал: ни руководство совхоза, ни бригадира, ни инспекторов ГАИ, которые в упор не видели ,,весенних" трактористов и ,,осенних" комбайнёров, подобных мне, а было нас немало в рядах борцов за урожай. Отчётливо помню погожий майский день, когда впервые оказался в полеводческой бригаде. Яркое солнце, запах берёзового сока и тёплой земли, перебиваемые солярочным и масляным духом. Бодрый носатый бригадир Сашка широким жестом хлебосольного хозяина указал мне на два синеньких трактора, стоящих в сторонке: ,,Выбирай любой! Остальные уже вчера разобрали." Я неуверенно ткнул пальцем в первый попавшийся ( как потом выяснилось - неудачно ). И робко заблеял о своей тракторонепригодности по причине полного отсутствия понятия о том, как эта штука заводится и ездит. -,,Комсомолец???"- грозно вопросил бригадир. -,,Ну....да". -,,Вот и вперёд!" -логично закончил он и куда-то ушёл.

К нашему разговору с интересом прислушивался пожилой мужик в засаленном ватнике, отвисших на коленях штанах, майке-алкоголичке и кирзовых сапогах. Голову его венчала замызганная кепочка. Я тупо смотрел на гусеничного монстра. Тут сзади спросили: ,,Сигареты есть?". Я оглянулся - это был тот мужик в кепке. -,,Есть"-ответил я, хотя на языке вертелось: ,, Еду - есть. Сигареты - курить". Сдержал свои эстрадные замашки и не зря. - ,,Смотри- показал мужик - сюда - воду, сюда - солярку, сюда - масло..." По собственной инициативе он прочёл мне краткий курс по эксплуатации трактора, показав всё на ,,живом" примере, успев выкурить при этом десяток моих сигарет. Рабочие люди, мелькавшие мимо по своим делам, называли мужика Дядьвася и обращались с ним уважительно. Объяснял Дядьвася доходчиво, повторял, если я тупил. А способ запуска ,,пускача", и от него - дизеля, показал три раза. Когда у меня закончились сигареты, вздохнул и начал курить свои. До вечера я успел освоиться со своим новым местом работы: долил масла в картер, взяв его из соседнего трактора (так велел Сашка-бригадир, пока нам масло ещё не привезли), переставил себе с него же не рваное сиденье, выяснил, что мой агрегат числится под номером 24 и намалевал эту цифру на дверках, замазав на одной номер 75, а на другой - 53.

На следующее утро, заведя с помощью Дядьваси свою ,,ласточку", впервые в жизни поехал в поле. Правда недалеко. Мотор исправно урчал, а трактор не ехал. При переключении скоростей под сиденьем что-то хрустело, а трактор оставался недвижимым. Пришлось пешком вернуться в бригаду. Дядьвася, выслушав мои сбивчивые объяснения, заявил, что он так и знал, что эта ,,развалюха" в прошлом году вынесла ему все мозги со своей ,,коробкой", а зимой в МТМ ,,эти лодыри" отремонтировали только мотор, а мост не перебрали. На мой логичный вопрос - какого хрена он не сказал мне об этом вчера, ведь я мог взять другой трактор - Дядьвася только пожал плечами и сказал: ,,Дык, сейчас возьми". Я обречённо кивнул, представив, что все мои вчерашние действия по раскулачиванию придётся делать в обратном порядке. Но, в любом случае, сломанный трактор следовало притащить обратно в бригаду. Когда мы с Дядьвасей вернулись, таща серьга-в-серьгу трактор номер 24, возле бесхозной Дэтэшки стоял мотоцикл ,,Урал" Сашки-бригадира, он сам и два не известных нам персонажа. Судя по широким жестам бригадира, он привёз новых призванных. Сашка, выслушав мои жалобы на трактор, велел снимать кабину и вскрывать мост. А солярку, чтобы бак облегчить, перелить в соседний трактор, конечно же, вёдрами. Пока мы втроём таскали вёдра, новоприбывшие рассказали, что они из соседней деревни, расположенной километрах в пятнадцати, сразу за железной дорогой. В армии были танкистами. Так что рычаги ворочать - дело привычное. И про трактора знают всё, ибо имеют докУмент об окончании СПТУ. Решили вот подзаработать на посевной и приехали сюда. Солярки оказалось не много, просто текла медленно. Бак сняли дружно и перенесли в сторонку. Я принялся копаться с креплением кабины, а ,,танкисты", самостоятельно заведя трактор, махнули на прощанье и уехали зарабатывать.

Кабина, как оказалось, крепилась всего на двух болтах. Я их открутил довольно быстро и прошёлся по территории бригады, ища помощников для снятия. Нашёл двоих, что копались у своих тракторов и, вернувшись к своему, обнаружил там Дядьвасю и ,,танкистов". ДокУмент из СПТУ, как оказалось, не гарантирует обязательное измерение уровня масла в картере двигателя. Эти ,,олухи", как назвал их Дядьвася, проехались на сухом двигателе и он, естественно, заклинил. О том, куда девалось масло, я благоразумно промолчал. Могли бы, и в самом деле, посмотреть сами. Зато мою кабину скинули толпой запросто. Дядьвася притащил ,,танк", поставил его рядом с моей двадцатьчетвёркой. Пока я вскрывал мост, ,,танкисты" в четыре руки отвязали мотор. Приехал дядя Паша на ,,техничке", ,,воровайкой" снял заклинивший мотор и поставил другой, из капремонта. Пока я вытаскивал ,,лысую" шестерню, парни поставили мотор на место, залили воду и масло... И тут рабочий день закончился.

На следующий день, когда мы приехали в бригаду, трактор ,,танкистов" уже тарахтел, обкатываясь ( они ночевали в помещении при бригаде). Попили чаю, съели по куску хлеба с маслом (бесплатный завтрак) и расползлись по своим делам. Я пошёл к своей ,,ласточке" за сломанной шестерёнкой, чтобы отдать её бригадиру на образец. ,,Танкисты" промчались в погоне за баблом и скрылись за лесочком. Возвращаясь к столовой, увидел приплавленную пластмассовую пробку и густой масляный след, между гусеничными оттисками. Побежал в конторку и прокричал Сашке-бригадиру о своей находке. Тот вскочил на свой ,,Урал" и рванул вслед... Опоздал. Дядьвася объяснил мне-дилетанту, что на моторах из капремонта ставится пластмассовая сливная пробка, которую следовало заменить на железную. Но не заменили... Мотор нагрелся, пробка съёжилась и выпала, масло вытекло... А мотор, как мы уже знаем, без масла не работает. В общем, Дядьвася притащил ,,танк" обратно, дядя Паша привёз и поставил на место мотор из капремонта, танкисты заменили пластмассовую пробку на металлическую, залили воду и масло и завели мотор. Шестерни, которая была нужна мне , на складе не нашлось- Так сказал дядя Паша. Рабочий день закончился...

Четвёртый день начался привычно : тарахтящий ,,танк", бесплатный завтрак и ,,танкисты", рванувшиеся на заработки...(Вот сейчас будет заклинивший мотор). Но всё обошлось ,,малой кровью". Дядя Паша забыл козелки, сваренные из швеллера, на которые сначала ставил снятый мотор, ,,танкисты " их не заметили, наехали гусеницами и искорёженный швеллер пробил поддон картера. Масло хлынуло на землю, оставляя широкий след в пыли. Я , услышав скрежет и увидев масляный след, заорал, как сирена. Сашка-бригадир скрежета не слышал и масляного следа не видел. Но он слышал мой ВОПЛЬ! И рванулся наперерез и заглушил трактор. Мотор был спасён.

,,Танкисты" сняли поддон, выправили его, сварщик заварил дырищу. Ребятки, поставили поддон на место, оттащили искорёженные козелки под берёзку, залили масло и, наконец, убрались. За это время случились и другие события : приезжала автолавка - я купил сигареты и одеколон ,,Шипр", Клавка-повариха пыталась скормить нам прокисший суп (не на тех напала), Сашка-бригадир привёз мне, наконец, шестерёнку. Выяснилось, что я забыл, какой стороной она ставится на место. Ко мне подошёл Дядьвася и сказал, что меня ищет бригадир. Я отправился в конторку - Сашки там не было... Побродил по территории - бригадира не нашёл и вернулся к трактору. Мост был собран, шестерни на месте, на ватнике спал Дядьвася и дышал на природу ,,Шипром".

И тут со стороны леса вылетел взмыленный конь. На нём один из ,,танкистов", громко взывающий к бригадиру. Из воплей стало ясно, что ребятки решили съездить домой, помыться в баньке, но трактор заглох на переезде, на рельсах. Без солярки, как и без масла, он, оказывается, тоже не ездит. В одну сторону по рельсам побежал второй из ,,танкистов", в другую - их дружок из деревни, который и соблазнил их банькой посреди рабочего дня, с целью остановить железнодорожный состав и предотвратить столкновение с трактором. Бригадир с выпученными глазами вскочил в К-700, стоявший у столовой, врубил 4 Х 4 и огромный трактор, нещадно дымя чёрным дымом, умчался в сторону железнодорожного переезда.

Всё-таки удача не совсем отвернулась от парнишек и паровоза за это время на дороге не было. Иначе, за простой состава, с них последние штаны сняли бы. Бригадир притащил многострадальный трактор в бригаду, где его потом потихоньку растаскали на запчасти. ,,Танкистов" я больше никогда не видел. Видимо, заработали достаточно Вот такими богатыми на события были первые четыре дня моей первой посевной. Потом были другие вёсны и другие происшествия, но сегодня вспомнилась именно эта. А буря по прежнему воет за окном. Скорей бы весна! Читайте, ребята! Пишите , ребята! И счастье, уверен, найдёт нас когда-то!

Комментарии