МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – ВАРИАЦИИ

   Вариации, тема с вариациями или вариационный цикл – это такое произведение, которое состоит из темы и нескольких ее повторений.
Тему мы слышим в самом начале пьесы – она простая и легко запоминается.
Затем следуют друг за другом повторения темы, но уже в измененном виде, т.е. тема, но уже представлена в другом варианте.
   Вариации – одна из старейших музыкальных форм, которая появилась очень давно, и берет свое начало в народном музыкальном творчестве. Народные музыканты не знали нот, они играли по слуху. Наиболее изобретательные из них на все лады варьировали мелодию повторяющихся куплетов песни, обогащая ее разнообразными затейливыми подголосками. Такое сочинение «на ходу» называется импровизацией. Импровизируя, народные музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались вариации.
   В профессиональной музыке существует несколько разновидностей вариационной формы
1. Basso ostinato (итал.) – эта форма вариаций на неизмененный бас. Эти вариации называют старинными, так как они происходят от чаконы и пассакалии – медленных 3-х дольных танцев, вошедших в моду в Европе XVI веке. Часто в этой форме писали музыку скорбного, трагического характера, так как медленная поступь баса, все время повторяющего одну и ту же мысль, создает впечатление неотвязности, неотвратимости. Остинатную мелодию, повторяющуюся в басу, композиторы иногда временно переносили в верхний или средний голос – для разнообразия.
Например, «Пассакалия соль минор» Г.Ф. Генделя.
1.Пассакалия - Г.Ф.Гендель соль минор
2. Soprano ostinato (итал.) - еще один вид вариаций, в котором меняется только «окружение» темы, то есть, изменения происходят в сопровождении, а основная мелодия остается неизменной. Эта тема находится в сопрано. Сопрано – это верхний голос в музыкальном многоголосии. Значит, soprano ostinato – это неизмененный верхний голос.
Это вариации, которые появились в первой половине XIX века в музыке Глинки. Поэтому их также называют глинкинскими вариациями. Они наиболее характерны для вокальной музыки и получили широкое распространение в оперном, в частности русском вокальном творчестве. Например, «Персидский хор» М. Глинки из его оперы «Руслан и Людмила» или песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы М. Мусорского «Хованщина».
   В инструментальной музыке примером таких вариаций является произведение Э. Грига «В пещере горного короля» из музыки к драме «Пер Гюнт».
  • марек и вацек - в пещере горного короля
Пример таких вариаций есть и в «Детском альбоме» П.И.Чайковского в пьесе «Русская песня».
2.Русская Песня Детский альбом Чайковский
3. Строгие вариации (классические) - В XVIII столетии, отчасти параллельно с существованием basso ostinato, но в особенности к концу века, сформировался новый тип вариационной формы — вариации строгие (классические), иногда называемые орнаментальными . Тема — простая, легко узнаваемая, украшена всевозможными ритмическими узорами – фигурациями. В строгих вариациях не изменяются форма, гармония, очень редко изменяется тональность. В одной-двух вариациях может измениться лад при сохранении той же тоники (например, в ля- мажорном вариационном цикле может появиться ля-минорная вариация). Количество вариаций в цикле колеблется от 5-6 до 30 и более.
Яркий пример классических фигурационных вариаций — первая часть Одиннадцатой сонаты Моцарта. Она состоит из темы и шести вариаций. Тема написана в характере сицилианы — изящного старинного танца. Мелодия её очень напевна. В разных вариациях Моцарт подчёркивает то песенные, то танцевальные черты темы.
 В.А.Моцарт Соната №11 Ля мажор (тема и шесть вариаций)
  • Моцарт (Шифф) - Соната №11 A-dur, K 331 - 1ч. Andante grazioso
4. Свободные вариации - Композиторы продолжали развивать вариационную форму, и в XIX веке появились свободные вариации, в которых возможно изменение всех средств музыкальной выразительности в любой вариации. В свободных вариациях тема может изменяться так сильно, что ее бывает трудно узнать. Ряд вариаций приобретают настолько индивидуальные черты, что становится возможным написание их в различных жанрах, например вариации в жанре вальса, мазурки, марша. Примеры свободных вариаций:
-«Вариации на белорусскую песню» Н. Ракова;
-«Детские сцены» - Р. Шуман - цикл состоит из разных по характеру, форме, тональному плану миниатюр, объединенных лишь общим замыслом. Они раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картинки окружающей жизни. Пьесы называются так: «О чужих краях и людях», «Странная история», «Игра в жмурки», «Просьба ребенка», «Счастливое довольство», «Важное событие», «Грезы», «У камина», «Верхом на палочке», «Не слишком ли серьезно?», «Пуганье», «Засыпающий ребенок», «Слова поэта»;
-«Вариации на тему украинской народной песни» Е. Андреевой. Состоит из таких вариаций как: «Песня», «Полифоническая пьеса», «Этюд», «Волчок», «Мазурка», «Музыкальная игрушка», «Марш».  
-«Вариации и фуга на тему Пёрселла» Б. Бритена, имеющие подзаголовок: «Путеводитель по оркестру для молодежи». Тема здесь путешествует от одного инструмента к другому, знакомя слушателя с их тембрами и выразительными средствами.

Комментарии

Комментариев нет.