Что значит недоверие к науке?

В последнее время всё чаще приходится слышать о росте недоверия к науке. Разного рода антинаучные идеи набирают популярность, а авторитет ученых подвергается сомнению. Но почему так происходит? И к каким последствиям это может привести? Давайте разберемся.
Откуда берется нигилизм по отношению к науке
Парадоксально, но чем выше растет научно-технический прогресс, тем больше в обществе проявлений антинауки. Как это понимать?
Дело в том, что бурный технологический рост порождает и новые вопросы – этического, социального, экзистенциального характера. Люди начинают сомневаться в безграничности научного знания и его исключительно позитивном влиянии.
Эти сомнения усугубляют и сами ученые, нередко демонстрируя неспособность дать четкий и убедительный ответ на новые вызовы. А порой и вовсе занимая высокомерно-безразличную позицию по отношению к общественным запросам.
Наконец, свой «вклад» внесли и философы-постмодернисты, деконструировавшие само понятие истины и превратившие все знания в относительные нарративы.
В итоге у многих современных людей сформировалось глубинное недоверие к возможностям и компетенции науки в решении назревших проблем человечества. Отсюда – рост популярности всевозможных антинаучных идей и движений.
Основные разновидности современного антинаучного мышления
Какие же основные формы принимает недоверие к науке в наши дни? Рассмотрим главные из них.
1. Отрицание научной картины мира как таковой – убежденность в том, что Земля плоская, климатические изменения выдуманы, вакцины не работают и т.п.
2. Вера в паранормальные явления, не признаваемые официальной наукой, – телекинез, ясновидение, экстрасенсорику, уфологию.
3. Доверие всевозможным псевдонаучным и околонаучным концепциям – астрологии, френологии, расшифровке ДНК по фотографии и т.д.
4. Пренебрежение к методологии науки – отказ проверять гипотезы экспериментально, игнорирование критериев фальсифицируемости и воспроизводимости.
5. Наделение науки чертами иррациональной веры, религиозным статусом. Ожидание от неё утешения, спасения и обретения сакрального Знания.
Конечно, это лишь приблизительная типология, но она дает представление об основных трендах иррационализации сознания по отношению к науке.
К чему может привести рост антинаучных настроений?
Итак, мы выяснили, откуда берется и в каких формах проявляется нигилизм по отношению к науке в современном обществе. Но к каким последствиям для культуры и цивилизации это может привести дальше?
Во-первых, риск социальных потрясений от принятия популистских решений, игнорирующих научные рекомендации.
Во-вторых, снижение скорости технологического прогресса и замедление экономического роста.
В-третьих, деградация системы образования и науки при сокращении их финансирования государством.
В-четвертых, рост влияния религиозного фундаментализма и этнонационализма.
Наконец, общекультурная деградация общества, утрата им рационально-гуманистических ориентиров.
Как видим, последствия масштабного недоверия к науке могут обернуться весьма плачевно для судеб страны и даже цивилизации.
Что делать для восстановления авторитета науки?
Итак, ситуация достаточно серьезна. Что же делать для восстановления доверия общества к науке и научному сообществу?
Прежде всего, самим ученым нужно налаживать более тесный контакт с общественностью через популяризацию своих исследований.
Науке как социальному институту необходимо выработать этические принципы ответственности за последствия своих открытий перед человечеством.
Немаловажно и повышение уровня научного образования, приобщения к критическому мышлению с эпохи школьной скамьи.
И конечно, нужны решительные усилия государства по пресечению распространения антинаучных идей, особенно в сферах, связанных с жизнью и безопасностью людей.
Ну что ж, мы выяснили, что за недоверием к науке кроется целый комплекс социокультурных причин. И игнорировать эту тревожную тенденцию чревато самыми серьезными последствиями для будущего нашей страны и всего мирового сообщества.
Но эту проблему можно и нужно решать, консолидируя усилия государства, научного сообщества и институтов гражданского общества. Нам предстоит большая работа по восстановлению ценностного статуса науки и критического мышления. И в то же время - по гуманизации самого научного знания, обретения им этического измерения.
Только в диалоге и взаимодействии науки и общества возможно дальнейшее развитие нашей цивилизации на рационально-гуманистических началах. Альтернативой может стать скатывание в новое средневековье мракобесия и невежества. Какой путь мы выберем – зависит от каждого.
P.S.Пишите комментарии,ставьте лайки.

Комментарии

Комментариев нет.