Комментарии
- 1 окт 2019 10:01Александр ЯкушОчень интересная статья, спасибо Вам!
- 1 окт 2019 18:43Галина Гаврилова (Михеева)Благодарю за такие интересные подробности, во многих городах как будто засыпан 1 этаж зданий, да и входы - будто переделанные окна. Интересная тема, и город мой любимый - Саратов.
- 1 окт 2019 18:43Галина Гаврилова (Михеева)Благодарю за такие интересные подробности, во многих городах как будто засыпан 1 этаж зданий, да и входы - будто переделанные окна. Интересная тема, и город мой любимый - Саратов.
- 1 окт 2019 21:53Дочь Солнца
- 4 окт 2019 13:07Марина Савинова
- 7 окт 2019 06:54Сергей ДенисовЩ
- 22 ноя 2019 19:01маргарита голдыбинаКогда то в этом доме была организация по набору людей на работу в разные районы нашей страны. дом по Университетской, что без крыльца
- 19 июл 2020 12:36Денис ЖабкинЛестницы в здании Окружного суда
- 5 апр 2021 17:58ღ๑ღ Ю Л И Яღ๑ღ ღКузьмина ღ
- 6 апр 2021 18:23маргарита голдыбина ответила маргарите голдыбинойСпасибо! Жалко , что все рушится!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Старый Саратов
:Ольга Матвеева (Куцан)
Саратовские дворы.
1. «Дом с солнцами», расположенный во дворе домов
по ул. Московской , 60-62.
1. «Дом с солнцами» во дворе, о котором идёт речь;
2. Дом Лисенко, 62;
3. Дом Лисенко, 60;
4. Бывшая табачная фабрика Штафа К. А. ( пл. кв. 232).
Из табеля домовладельцев «Адрес-календаря за 1901 год:
Купец Лисенко сделал состояние на продаже канцелярских товаров.
Из справочника «Вся Россия» за 1895 год:
В 1883 году её собственником стал выходец из г.Ревеля Фёдор Максимович Киммель. Из рекламы (см. выше) видно, что типолитография издавала "изящные картины, поздравительные ,визитные и обручальные карточки,свадебные билеты и меню", позже рекламу торговых заведений , товарные этикетки,всевозможные бланки.
На языке Шиллера и Гёте здесь печатали Библию, выпускали церковные календари и молитвенники, песенники церковных хоралов, книги.
Самым популярным и востребованным изданием был ежегодник «Волжский курьер»: календарь для немецких поселенцев на Волге, который издавался с основания типолитографии. В магазине при типографии покупателям предлагали специальные немецкие книги по различным отраслям знаний, иллюстрированные издания, детские книги, религиозную литературу. Удовлетворяя потребности немецких школ, предприятие печатало учебники и др. учебную литературу. В 1889 году был издан «Букварь для евангелическо-лютеранских церковных школ в немецких колониях Саратовской и Самарской губерниях».
напечатанный типолитографией Киммеля.
Фото с с. «Исторические документы», раздел «История России в документах».
В 1903 году типолитография перешла к жителю города Перну Лифляндской губернии, германскому подданному, мещанину Алию Фердинанду Винклеру, сыну столярных дел мастера. Сначала Винклер пробовал себя в торговле, торговал в Саратове дамскими шляпами и модными товарами.
Позже, с приобретением типолитографии, он стал представителем филиала и управляющим немецкой фирмы «Бертхольд-Бирт» (поставляющей машины, краски и товары для типографского дела) .
После революции, в 1919 году Винклер , имея германское подданство , уехал из Саратова на Родину- в Германию.
Фото с с. «Фото старого Саратова»
Фото с с. «Фото старого Саратова».
Этикетки на банки с консервами с различной маринованной рыбой для Торгово-промышленного предприятия «Фортуна» А.Н. Дубровина, владельца знаменитого московского трактира «Саратов» на Сретенке .
Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что помещики со всей России , привозившие в Москву своих детей для определения в учебные заведения , считали своим долгом отобедать в трактире «Саратов» у Дубровина.
В 1911 году Винклер отказался от аренды помещений, принадлежавших Лисенко и перевез оборудование типографии в собственный дом на улице Московской, 123, который находился между Ильинской (Чапаева) и Камышинской (Рахова) в пл. кв. 121.(дом не сохранился, на этом месте сейчас м-н «Руслан»).
В первом этаже дома по ул. Московской ,62 на арендованных площадях находились различные магазины, что видно из «Адрес-календарей разного времени:
1.Реклама из «Памятной книжки» за 1890 год.
4.
5.После того, как Винклер съехал в свой дом, помещения в доме Лисенко занял Степанов, разместив там издательство «Современник»:
На втором этаже располагались конторы и различные учреждения .
Если посмотреть на дом с обратной стороны ,со стороны двора по
ул. Соборной , то он выглядит так:
Из рассказов старожилов , проживающих в округе, в угловом доме 60 и пристройке к дому на втором этаже в советское время, тоже располагалась типография неизвестного издания ( уже никто не помнит), какие-то многочисленные склады аптечные и медицинского оборудования , а также «Бюро товарных экспертиз», о чём свидетельствуют забытые на здании таблички.
Источники:
1.-статья Е. В. Поздняковой «Саратов-центр немецкого книгоиздания в Поволжье (до 1917г.)»;
2. -материалы с. «Исторические документы», раздел «История России в документах;
3- материалы с. «Фото старого Саратова» ;
4.-«Адрес-календари Саратовской губернии» , «Памятные книжки Саратовской губернии», промышленные справочники «Вся Россия» за различные годы 19-20 в.в.
2. Крышки дореволюционных канализационных люков саратовских дворов.
-Крышка канализационного люка «чугунолитейного завода В.П. Павлова» в одном из дворов дома по ул. Московской.
Примечательно то, что крышки эти именные , на них содержатся надписи: кем и для каких колодцев они были выпущены. Крышки для люков водопроводных колодцев отличались от канализационных ,от телефонных. Конечно, люк это не произведение искусства и не художественное литьё, но всё же выпускали их те же заводы, которые занимались художественным литьём. Пользовались заводчики и тем, что в Саратове было расположено управление одной из крупнейших частных железнодорожной компании – Рязано-Уральской дороги и знакомство с нужными чиновниками давало возможность взять подряд на крупные партии чугунного литья для нужд различных станций непрерывно развивавшейся дороги.
Несмотря на то, что имена саратовских производителей крышек канализационных люков известны благодаря тому, что значатся непосредственно на люках, информации о них чрезвычайно мало.
Из «Адрес-календаря. Весь Саратов» за 1901 год о чугунном заводе Павлова В.П. , к сожалению, я смогла узнать только где находился завод.
А находился он на углу улиц Царёвской (Пугачёвской) и Кирпичной (Посадского) ,в доме камышинского купца Минаева Н.П ,который торговал спиртом и железом.
Ни одного дома того времени, ни на одном из четырёх углов улиц Пугачёвской и Посадского , не сохранилось.
- Крышка канализационного люка «чугунолитейного завода И.А. Колесникова» в одном из дворов дома по ул. Яблочкова.
И.А. Колесников в молодости был рабочим на заводе А.В. Чирихиной , поэтому знал хорошо кузнечное дело и всякую «железную работу». Через некоторое время он открыл собственную небольшую кузнечную мастерскую в Глебучевом овраге на Никольской улице (Радищева).
В 1909 году Колесников становится владельцем чугунолитейного завода, который был основан в 1876 году потомственным купцом, промышленником и предпринимателем Василием Семёновичем Парусиновым.
Завод чугунолитейный , как видно из сведений справочника , имел 1 паровую машину на 10л.сил, 2 вагранки,4 горна,1 плавильную печь и 35 разных станков по обработке металла.
На заводе трудилось 57 человек , производительность завода - 23000 рублей в год.Завод изготавливал сельскохозяйственное оборудование и ремонтировал различные машины.После 1905 года завод стал приходить в упадок, и спасаясь от разорения ,Парусинов продаёт завод Колесникову.
Завод располагался на ул. Казарменной, 29 (Университетской,37), в плановом квартале 42, между улицами Б .Казачьей и Михайловской (Вавилова).
Здание по ул. Казарменной, 29 (Университетской,37) сохранилось до наших дней.
Так дом выглядит сейчас. Дом необитаем, стоит закрытый на ключ, под негласной защитой городской пожарной части, расположившейся в бывшем дворе дома, как раз на территории этого самого чугунолитейного завода.
Возможно, оно приглянулось какому-нибудь «крутому дяде» и теперь служит по назначению на даче или в загородном доме, радуя узкий круг его семьи и друзей.
Узор крыльца был выполнен в растительных мотивах мелкого орнамента, симметричного относительно центра каждого элемента.
На литых богато декорированных ступенях крыльца легко читается клеймо чугунолитейного завода С. Г. Плотникова (какая ирония!), что и видно на фото пользователя «Ewgraf» с. «Фото старого Саратова».
Источники:
1. -«Художественное литьё и ковка в Саратове». Саратов .Культура;
2. -автор « sarlyng». «География под ногами . Все дороги ведут в Саратов» ч.7.;
3. -материалы с. «Фото старого Саратова»
4.-«Адрес-календари Саратовской губернии» , «Памятные книжки Саратовской губернии», промышленные справочники «Вся Россия» за различные годы 19-20 в.в.