ТАМ, ГДЕ КЛЕН ШУМЕЛ...

(Записки Пианиста)...
"По несчастью или к счастью
Истина проста:
Никогда не возвращайтесь
В прежние места..."
Геннадий Шпаликов, конечно, был прав, но...
Хотим мы того или нет, но в свое прошлое мы возвращаемся постоянно...
Возвращаемся, чаще всего, мысленно, конечно...
Особенно это проявляется на финишной прямой нашей жизни...
Да и как нам не возвращаться, если это наше родное прошлое, в котором остались друзья, родные и близкие, многих уже нет с нами, а нам так хочется с ними поговорить, как тогда, посмеяться над нашими проделками, вспомнить песни нашей молодости, да и просто посидеть и помолчать, глядя друг другу в глаза...
...
В советское время "злачных" мест для молодежи было не так уж и много...
Подвалы, подворотни, , подьезды, чердаки, беседки, лавочки...
Кто-то собирался там, кто-то здесь, но...
Было одно общее место в жизни у каждого из нас...
И это место называлось...
Танцплощадка!..
На танцплощадке в своих родных городах и сёлах хоть однажды, но каждый из нас побывал...
Для меня тема танцплощадки началась лет в девять-десять, так как наши бараки стояли рядом с Городским Парком и каждое лето можно было слушать по вечерам:
"За реко-о-ю в непоко-о-ое
Ви-и-и-ишня расцвела..."
Или:
"Пом-ню, в дет-стве я
Слу-шал у ог-ня
Пе-ву-чий ба-буш-кин рас-сказ..."
И я, тогда ещё только начинавший свою учебу в музыкальной школе, мечтал, что вот когда я вырасту, то я непременно буду играть на танцах!..
На красивой гитаре, на барабанах и, вообще, на всем...
"Если долго мучиться -
Что-нибудь получится!.."
Эту аксиому я проверил на себе и все сложилось именно так, как в ней и говорится...
Пять лет я мучился и ненавидел баян с его гаммами, арпеджио, этюдами и сарабандами, ненавидел непонятное до сих пор мне сольфеджио, все эти Сен-Сансы, Гендели и Майкапары не давали мне покоя ни днём, ни ночью, но...
Благодаря героическим усилиям моей мамы, закончил я эту свою "каторгу" без единой "тройки" и...
И напрочь забыл на три года, что такое музыкальный инструмент!..
А вот через три года, будучи студентом театрального училища, увлекся - тогда это было модно - игрой на гитаре...
Друзья, студенты-музыканты, жившие с нами, театралами, в общаге на одном этаже, играли целыми днями по очереди на единственной для всех гитаре и мне, неиграющему, чтобы заполучить вожделенный инструмент в руки, приходилось ждать...наступления ночи(!!!)...
В полночь по всем этажам отрубали свет, народ по-тихоньку отходил ко сну, разбредался по комнатам, гитара освобождалась и я отправлялся в...умывальник, в котором свет горел всю ночь, и почти до рассвета я пытался освоить то, что подсмотрел у друзей днём!..
До слез, до окровавленных пальцев я занимался самостоятельно, вот тут-то мне и пригодились знания, полученные в музыкальной школе!..
Самое главное, что я был абсолютно уверен в том, что когда-нибудь я создам свой ВИА и уж мы наведём шороху, будьте уверены, товарищи!..
И - что самое интересное - все вышло так, как я и мечтал...
Занесла меня судьба на исходе 70-х в сельский клуб, в котором была допотопная, но аппаратура, а уж желающих играть на этой аппаратуре было, хоть отбавляй...
И я - как полноправный хозяин-худрук - "отбавлял"!..
С первых дней ввел в коллективе строгую дисциплину и "сухой закон", превратив репетиционный период в настоящую трудовую смену...
Половина жаждущих играть - при моих требованиях - "отсеялась" в первую же неделю...
"Во всем мне хочется дойти до самой сути!.." - ещё одно крылатое выражение приходит на ум, когда я вспоминаю свой первый опыт руководителя нашего ВИА...
Надеяться было не на кого и я сам научился обращаться с паяльником и прочими канифолями-припоями, научился - спасибо баяну и пятилетней учебе в музыкалке - более-менее играть на "ионике", (была такая фисгармония в те годы, примитивный клавишный инструмент с душераздирающим звуком), научился играть на бас-гитаре и ударных...
И все это для того, чтобы потом обучить этим "азам" своих местных ребят, начинающих музыкантов... Так же я самостоятельно научился "сдирать", (копировать), гармонию и аккорды с магнитофонных записей популярных песен...
Сейчас даже самому не верится, что я все это проделал, практически, "с нуля"...
Плюс, я сам допер, что не только на концертах, но и на танцах необходим соответствующий свет, не говоря уже про цветомузыку, необходим хорошо отстроенный звук и необходимы концертные костюмы, чтобы выглядеть настоящими музыкантами, а не подзаборными гитаристами, коих тогда по дворам было, хоть пруд пруди......
...А потом меня прозвали Пианистом!..
Прозвище далеко не самое обидное, согласитесь?..
Ну, Пианист, так Пианист...
И начал я этому прозвищу соответствовать, как и подобает серьезному творческому человеку...
Первое, что я сделал - это запретил наливать спиртное во время стихийных банкетов нашему барабанщику, учившемуся тогда в...восьмом(!!!) классе!.
- Не обижайся, Серёга, вот тебе "Лимонад", пей на здоровье!..
Хотя "пахал" одаренный Богом Сережка, прозванный Ринго Старром, на репетициях ничуть не меньше нас, совершеннолетних...
Стал я уделять больше внимания своему внешнему виду, франтом, правда, не стал, но патлы постриг по-аккуратнее...
С пьянками завязал во время репетиций, а куда деваться, личный пример важнее любых нотаций!..
Запретил ругаться матом при нашей солистке Вере Мироновой, красивой и не по годам мудрой девушке...
Вот так...
А потом...
А потом начался мой первый в жизни "танцевальный марафон" с гитарой на плече до рассвета, в прямом смысле слова...
Играли мы на импровизированной "танцплощадке" - прямо на траве у клуба под окнами - всю ночь, и с рассветом в разряженном утреннем воздухе, огромный столб пыли стоял чуть ли не до самой Луны...
Пели все подряд, что считалось тогда модным:
Заводные "Облака в реке" и залихватского "Студента", спокойного "Невезучего" и тоскливейшее "Последнее письмо", блатняк "Поспели вишни в саду у дяди Вани" и заунывную тягомутину на шестнадцать куплетов "На старинном иркутском вокзале"...
Отдельной строкой можно выделить нашу солистку Веру с теплым душевным голосом, как у Майи Кристалинской...
Когда она пела "Нелетную погоду", то слезы наворачивались у всех присутствующих, замолкали даже самые отъявленные оболтусы...
Ну и, конечно, западные хиты, типа, битловских "Облади-облада" на русском и даже Джо Дассена на французком(!!!), не понимая абсолютно ничего, но на припев вызубрить сил хватило, а дальше шел речитатив на русском, уже было проще...
Кстати, о западной музыке в нашем репертуаре...
Замахнулись мы как-то на наш с вами ансамбль Бони М, музыка которого звучала тогда из каждого утюга...
Лихо бабахали мы пять куплетов на радость и удивление танцующей публике!..
На все восхищённые оценки, типа, нифига вы, ребята, даёте, целых пять куплетов на английском поете, мы загадочно улыбались и кивали, мол, да, мы такие...
А на самом деле...
На самом деле это был один-единственный куплет, который мы вызубрили с грехом пополам и повторяли его несколько раз!..
Простите нас, друзья!..
Это мы делали не корысти ради, а вашей радости для...
...А какие были на этой танцплощадке персонажи, братцы!..
Джонник и Гуга!..
Неразлучная пара местных патлато-косматых "хиппарей" с клешами, размахом с добрый пододеяльник, как у Волка в "Ну, погоди!"...
По ним, как по "лакмусовой бумажке" , или как по индикатору, можно было определить, удался "Вечер танцев" или нет...
Если в финале в круг танцующих - под неописуемый шквал оваций! - выходили этакой голливудско-вестерновской походкой Джонник и Гуга, то жизнь удалась!..
А уж если после танцев Джонник с Гугой подходили к тебе и "давали краба" - пожимали твою руку, то ты мог считать себя Полом Маккартни, не меньше...
...А первый наш настоящий фанат Петя Воробей!..
Он был первым и последним, на моей памяти, кто пришел на танцы с ...моим портретом на футболке(!!!)...
Это было нечто!..
Я долго не мог определить, радоваться мне этому факту или огорчаться, так как морда на его животе была неузнаваема, за исключением нарисованных на ней очков, но снизу стояла подпись PIANIST...
А ещё Петя Воробей поразил меня тем, что он знал весь репертуар нашего ВИА с текстами и аккордами, напевал наши "хиты" девчонкам по кустам и лавочкам, но вытащить его на эстраду к микрофону мне так и не удалось...
...А ещё...
А еще были Гена и Таня Поповы, очаровательная влюбленная пара, он всегда в костюме и при галстуке, она вся такая в белоснежном платье "в пол"...
Присутствующие любовались этими лебёдушками и восторгались, не смея занять их коронное место под выключателем...
Если вдруг, по каким-то причинам Гены с Таней не было на танцах, то их место никто не занимал!..
Причем, надо отметить, что никакими Поповыми они не были!..
Вернее, Гена был Попов, а вот у Тани была другая фамилия, и были они ещё не муж и жена, дело только шло к свадьбе...
Причем, что интересно: танцевали они ...всего один лишь танец!..
Всего один "медляк" за вечер!..
И танец этот был под легендарную песню "Клён", которую наш солист Славка Кошкин пел "на слезе", не хуже "Синей птицы", пел, как последний раз в жизни...
"Там, где кле-е-ен шумит...
Над речно-о-ой волной..."
Самый знаменитый советский "медляк" всех времён и народов повисал над пятачком под единственным фонарем и...
"Говорили мы...
О любв-и-и-и-и с тобо-о-о-й..."
Только одна пара выходила танцевать - Гена и Таня!..
Все остальные присутствующие стояли по стенам и только они, Гена и Таня...
Глядя друг другу в глаза...
Одни во всей Вселенной...
И пусть весь Мир подождёт...
А Мир и ждал!..
А потом, после танца, этот весь Мир им аплодировал... долго и радостно!..
Боже мой, как вчера...
...Ещё одними фанатами нашего ансамбля были ...женщины, выгонявшие по утрам в стадо своих коров, коз и овец!..
Передав свою живность пастуху, они, возвращаясь с околицы, тут де отбрасывали в сторону свои кнуты-хворостины и кидались в пляс, под заготовленные нами для этих случаев залихватские "Виновата ли я" или "Во солдаты меня мать провожала" в стиле уже упомянутой заморской группы Бони М...
...Все это было, конечно, здорово, но...
Но ведь были ещё и минусы, друзья, так сказать, обратная сторона нашей популярности...
Ну, во-первых, это, конечно, комары!..
К концу ночного "марафона" мы, музыканты, были искусаны-изьедены этими кровопийцами так, что были все в пупырях, волдырях, в размазанной крови, как забойщики на скотобойне, только без фартуков...
Ведь наши руки были заняты во время исполнения песни инструментами и не было у нас ни минуты для того, чтобы отогнать этих тварей...
Потом...
Электрогитары тогда были ещё советскими, назывались они "Тоника" и весом они были килограммов под десять-двенадцать!..
Представьте себя стоящим с ведром воды на плече в течение восьми часов без перерыва!..
Рука реально "отсыхала" к утру...
Ну, и главное...
А танцевать-то нам, музыкантам, когда?.
А мы ведь были молодые парни, у каждого была девушка, нам тоже хотелось постоять, качаясь, хоть один "медляк" в обнимку со своей пассией...
Вот мы и стояли...
По очереди...
У каждого за вечер был только один танец...
Наш с Мариной "медляк" назывался "Белые крылья" и длился - с проигрышем и повторением первого куплета - целых шесть минут...
Шесть минут счастья!..
...
Совсем недавно пригласили меня на полувековой юбилей того самого сельского Дома культуры, в котором и произошли все описанные мной выше события...
Было очень приятно, что обо мне там помнят, чего скрывать...
Постригся, принарядился, поехал я...
При входе в зал, сердце, конечно, дрогнуло...
Хотя, многое, конечно, изменилось за эти годы...
Нет на стенах плакатов с графиками надоев молока и стендов, указывающих, куда бежать во время ядерного взрыва...
Другие сиденья в зале...
Другой занавес...
Свет, понятное дело, современный, кулисы...
А вот дух...
Дух тех времён остался, честное слово!..
И то самое место за клубом у окна, где когда-то стояла наша аппаратура, тоже не заросло бурьяном...
И...
На миг мне показалось, что хоть сейчас бери гитару, выходи к микрофону и...
...
"Ни к чему тепе-е-ерь...
За тобой ходи-и-ить..."
...
Нет уже с нами ни Джонника, ни Гуги...
...
"Ни к чему тепе-е-ерь...
Мне цветы дари-и-ить..."
...
А Гена с Таней так и не поженились тогда...
...
"Сердцу очень жа-а-аль...
Что случилось та-а-ак..."
...
Ушел Гена в армию...
В Афган...
И не вернулся...
...
"Опустел тот кле-е-ен...
В поле бродит мгла-а-а..."
...
И Веры уже нет с нами...
Она ушла первой...
До обидного рано, в двадцать лет...
...
"А любовь, как сон..."
...
"А любовь, как сон..."
...
"А любовь, как сон..."
... ... ...
Александр Волков...

Комментарии

Комментариев нет.