«Прадед, здравствуй!

Вы победили в той войне…»
Чтобы сказать эти слова у обелиска, где высечены инициалы и фамилия прадеда, Роману Бисерову понадобились годы поисков, настойчивость и встречи с неравнодушными людьми.
С Романом Владимировичем Бисеровым, директором Серовского политехнического техникума, ветераном чеченской войны, мы встретились в канун самого главного для него и для всей страны праздника – Дня Победы, чтобы поговорить о том, как ему удалось найти место гибели прадеда. Эта история может стать поучительной для всех, кто еще не знает, как и где завершился жизненный путь их участника Великой Отечественной войны.
В семье Бисеровых хранится справка, датированная 1947 годом, о том, что прадед пропал без вести. Она была выдана жене участника войны для оформления пенсии. В послевоенные годы не очень было принято говорить о том, что родственник пропал без вести, и искать его: подразумевалось, что он мог сдаться в плен, перейти на другую сторону.
– Но так случилось, что моя тетя, младшая внучка Алексея Фёдоровича Бисерова, рассказала мне, что в их село в Пермском крае вернулся человек из плена и утверждал, что Бисеров в плен не сдавался. И это не давало мне покоя. Став уже взрослым человеком, начал общаться с поисковиками в нашей области, от них узнавал много разных историй о нахождении пропавших, погибших воинов.
Роман Владимирович решил погрузиться в эту тему и искать любую информацию, которая сможет пролить свет на историю его прадеда. Тем более что Алексей уходил на фронт вместе с родным братом Яковом и двоюродными братьями. Все они погибли.
– И сначала я нашел брата. Он был командиром танка и с тяжелыми ранениями попал в плен, где и умер. Я продолжал делать запросы в разные инстанции. На меня вышли поисковики, которые сообщили, что подразделение, где служил Алексей Бисеров, считалось на фронте одним из крутейших, его воины бились до последнего. Служить в этом подразделении было почетно, хотя оно и несло колоссальные потери. Это были так называемые Сибирские дивизии, оборонявшие Москву, а потом переброшенные под Сталинград.
В свое время на посту заместителя главы администрации Краснотурьинска Роман Владимирович участвовал в создании МФЦ, знал его функции и возможности. Позвонил в МФЦ Чернушинского района Пермского края с просьбой помочь в поиске прадеда, поскольку он призывался на фронт оттуда.
– Я попал на человека с душой, который вывел на нужных людей, и мне прислали пару страниц с информацией по ушедшим и погибшим. В этом списке был мой прадед и его братья. Я узнал, что он погиб во время наступательной операции под Сталинградом. 19 ноября 1942 года началось окружение группировки Паулюса. А прадед погиб 22 ноября у хутора Верхне-Бузиновского Клецкого района. Я изучал много материалов по братским могилам в тех местах и, честно сказать, в шоке от их количества. Поисковики рассказывали мне, что в тех краях по одну сторону дороги – тысячи наших погибших бойцов, а по другую – столько же вражеских захоронений. Бои шли страшные. Так я узнал место населенного пункта, где захоронен прадед, нашел местного старожила, который знает по дням и часам историю каждого подразделения, он помог мне уже с точным местоположением. Я приехал туда, мы с ним пошли на высоту, где стоит танк с выбитыми номерами всех дивизий, участвовавших в боях под Сталинградом. С этого холма он все подробно рассказал о ходе боев. В хуторе Верхне-Бузиновском он привел меня к обелиску с фамилиями опознанных воинов (сюда свезли в свое время останки всех, кого нашли).
Итогом больших поисков стало сообщение о том, что Алексей Фёдорович Бисеров признан погибшим и его имя занесено на мемориальную доску воинского захоронения хутора Верхне-Бузиновского Клетского района Волгоградской области.
– Через год мы всей семьей поехали в Пермский край, встретились с Бисеровыми, которых я ранее никогда не видел. Познакомились, пообщались, сходили на место, где стоял наш родовой дом. Набрал земли, и мы вместе с сыновьями отвезли ее на братскую могилу. Так и замкнули круг памяти.
Для Романа Бисерова этот поиск – как продолжение его личной истории, связи времен от той войны до нынешних событий. Военно-патриотической деятельностью он занимается уже много лет.
– Я с детства помню фразу, что, как только умрет последний герой Великой Отечественной войны, так начнется новая. И мы к этому пришли. Ситуация с Украиной, Европой для нас – большой урок того, как могут переписать нашу историю, если мы не стукнем кулаком по столу и не скажем всему миру, что было именно так, а не иначе. К нам долгое время завозилось и вкладывалось в головы молодых ненужное, лишнее. То день Святого Валентина отмечали, то день Святого Патрика или Хеллоуин, принимая все за чистую монету. К счастью, эта шелуха слетает, головы встают на место, мы понимаем, что нам просто пытались сделать подмену – и в музыке, и в праздниках, и в идеологии. И приятно, что молодежь начинает искать истину, свои корни. То, что было нашим, и должно остаться с нами.



Тамара Романова

Фото предоставлены Романом Бисеровым

Комментарии

Комментариев нет.