Уже совсем скоро мы отметим 79-ю годовщину Победы.

За последние несколько лет у нас сложилась традиция публиковать накануне цикл статей, посвящённых Великой Отечественной войне и её героям. И этот год не исключение.
Наша первая статья посвящена открыткам военных лет, которые выполняли важную функцию – поднимали боевой дух страны.
Открытки времён Великой Отечественной войны

Открытки времён Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны вся экономика СССР была переориентирована на военные рельсы. В первую очередь это повлияло на сферы, связанные с культурой, наукой, привычным мирным бытом. «Всё для фронта, всё для победы!» — под этим девизом менялось производство в стране. Но, несмотря на все сложности, был один вид печатной продукции, который остался невероятно востребованным. Речь об открытках.

Открытки в период Великой Отечественной войны издавались в таком же количестве, как и в мирные годы. В самый тяжёлый период эмоциональный дух солдат порой значил больше, чем стратегические решения командиров. Возможность написать домой сильно влияла на настрой. Об этом напрямую говорили в руководстве страны. Поэтому в первые месяцы большие силы были брошены на перестройку всех средств связи.

Проблемы с работой почты удалось решить ещё в первые полгода войны. Но возник вопрос: а на чём писать те самые весточки родным? Поначалу в ход шло всё. Например, сержант Василий Попов для писем родителям использовал куски учётного журнала, а иногда даже бумажную упаковку от овсянки. Затем появились так называемые «треугольники», лист бумаги, сложенный в форме конвертика. Но уже в середине сентября 1941 года Экспедиция знаков почтовой оплаты начала выпуск почтовых карточек-бланков. Они помечались «В армию» или «Из армии», были немаркированы. Это, кстати, первые подобные почтовые карточки, для отправки которых не требовались марки. Уже к концу 1941 года ежемесячно отправлялось 70 миллионов весточек с фронта.
Открытки времён Великой Отечественной войны
Тогда же у военной корреспонденции появилось и ещё одно назначение. Она стала самым массовым и доступным каналом для агитации. Тем более присылать письма и открытки с прикреплёнными фотографиями, которые делали сами солдаты, было запрещено. Поэтому именно иллюстрированная открытка получила столь большую популярность.

Тематика открыток была разной. Часто изображались иллюстрации или даже документальные фотографии батальных сцен (какие именно кадры можно было использовать, утверждалось цензурой). Это могли быть как универсальные изображения (например, танк с советским флагом или снайпер в снежном камуфляже), так и посвящённые конкретным событиям. Особым спросом пользовались почтовые открытки с изображениями героев войны: Зои Космодемьянской, Александра Чекалина, Василия Полещука. Большими тиражами выпускались агитационные открытки-плакаты: «Все силы народа — на разгром врага!», «Всё для фронта, всё для победы!», «За Родину-мать!». Открытка «Воин Красной Армии, спаси!» и вовсе печаталась более трёх миллионов раз за период войны.

Существовали у открыток и свои ограничения. Были запрещены иллюстрации фабрик, военных объектов и даже панорам городов. Считалось, что враг сможет их использовать в стратегических целях.

В годы Великой Отечественной войны популяризировали великих русских полководцев прошлого. Это нашло отражение и в иллюстрациях. Например, открытка с изображением Александра Невского и его цитатой: «Кто с мечом к нам пойдёт, от меча и погибнет».

Ещё одним направлением патриотических иллюстраций стала серия открыток с писателями. Их издавал Государственный литературный музей. Популярны были, например, с Салтыковым-Щедриным. Но ещё большей любовью у солдат пользовались варианты с текстами песен: «Синий платочек», «Ленинградская застольная», «Играй, мой баян». Текст размещался на лицевой или адресной стороне и сопровождался иллюстрацией. И, конечно, огромное количество открыток к всевозможным праздникам: от Нового года до Октябрьской революции. Все они тоже были завязаны на военной тематике.
Открытки времён Великой Отечественной войны
Иногда в открытки превращались и обычные письма. Писатель Евгений Пермяк, который находился в эвакуации в Свердловске, сложил письмо-секретку (разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам) в книжку на девять страниц. Каждая из них была проиллюстрирована Геннадием Ляхиным, заведующим художественного сектора газеты «Уральский рабочий». Иллюстрации представляли собой картинки из быта советских школьников. Такая вот книжка-раскладка впоследствии издавалась как заготовка для письма сына или дочери на фронт.

Сейчас открытки того времени можно считать источником информации о Великой Отечественной войне. Некоторая фотодокументалистика сохранилась только в таком виде, что делает военную открытку ещё более ценной.

Комментарии