Десятого травня (09.

05 в високосном году), славяне празднуют именины Земли-Матушки.
Земля — одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, огнем и воздухом), населенная людьми и животными, она являет собой символ женского плодоносящего начала, материнства; осмысляясь как прародительница и кормилица всего живого.
Земля, как граница между миром освоенным человеком и миром хтоническим, подземным, предстаёт в следующих фразах:
Умирающий землёй пахнет, говорят о безнадёжном больном, о ребёнке рождённом с необычайно большим весом говорят, что он «не жилец» или что его «тянет к себе земля»; что это земляное дитя, которое долго не проживёт.
Универсальная для всех славянских традиций женская символика 3емли раскрывается через метафору материнства. Принимая в себя семена, 3емля беременеет и дает новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает.
В русских загадках 3емля соотносится с образом «общей для всех матери».
Мать—сыра Земля обозначает прежде всего 3емлю оплодотворённую небесной влагой (готовую родить). Соответственно, пересохшая, бесплодная 3емля сравнивается в русских стихах со вдовой.
Также в фольклоре славянских народов сохранились представления о небе и 3емле как супружеской паре:
Высокий отец, низкая мать (польская загадка)
В общеславянских календарных верованиях и фольклоре широко распространён мотив о весеннем «отмыкании», «пробуждении» Земли и её осеннем «замыкании», «засыпании» на зиму.
Главным же праздником у всех славян, когда Земля «просыпается» и открывает свои недра, считается День Земли, до этого дня 3емля «беременна», поэтому великим
грехом считалось ее трогать — забивать колья, городить ограды, пахать.
Источники:
"Славянские древности" Том II Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого.

Комментарии

Комментариев нет.