Под редакцией

А. Ф. Родина и А. Н. Хмелёва
Внеклассная историческая
и краеведческая
работа в школе
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
*** 1958 ***
Л. И. МЫЗНИКОВА, учительница школы М 1 г. Саратова
ВИДЫ РАБОТ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУЖКА
Работая в средней школе № 1 с 1949 г., я организовала кружок с учащимися пятых классов.
В кружке было 30 учащихся. План работы кружка был составлен мною с учетом содержания учебной программы, наличия литературы, наглядных пособий, возрастных особенностей и интересов учащихся. Я стремилась возбудить у них интерес к прошлому и желание пополнить свои знания в области истории.
…Завершая кружковую работу в IX классе, мы решили сделать экскурсию на места раскопок курганов в с. Бережнов-ке Николаевского района Сталинградской области. Село Бережновка станет дном Сталинградского моря, и по постановлению правительства в течение ряда лет здесь велись раскопки экспедицией Академии наук.
Мы получили согласие руководителя экспедиции на приезд в Бережновку и начали подготовку к экскурсии. На экскурсию изъявили желание поехать 25 учащихся. Мы собрали родителей этих учащихся и рассказали им о том, что наша цель — ознакомиться с находками при раскопках, с трудом археологов, принять посильное участие в раскопках курганов и в то же время дать учащимся отдохнуть на свежем воздухе от напряженной учебы.
Большую помощь в организации экскурсии оказал нам сотрудник музея. Он помог организовать собрание желающих ехать, рассказал учащимся о том, что их ждет на экскурсии, какие могут встретиться трудности и т. д. Установили, что нужно ©зять с собой, выбрали начальника туристического похода и его заместителя, хозяйственную комиссию. С собой взяли продукты, получить и упаковать которые хозяйственной комиссии) помогли родители учащихся.
Путешествие началось 14 июня. До Камышина мы плыли на пароходе. Некоторые учащиеся ехали на пароходе впервые. Царило оживление, бодрое настроение. Вот что записали учащиеся в дневнике о своем отъезде: «Третий звонок. Последние пожелания счастливого пути. Пароход «Социализм» медленно отходит от пристани. До свидания, Саратов! Впереди интересная работа на курганах, жизнь в деревне, новые впечатления».
В Камышине переправились на левый берег Волги. В Бережновке мы поселились в школе. Руководители экспедиции встретили нас радушно и оказывали нам посильную помощь в устройстве нашего быта. В первые же дни мы ознакомились с находками научной экспедиции, прослушали беседу о сменявших друг друга племенах, селившихся по берегам Волги в степях Нижнего Поволжья. Из находок в курганах школьники узнали, что большинство курганов — это погребения скифов, сарматов, аланов, что у этих народов была связь с греческими колониями Причерноморья.
Многие учащиеся впервые были в степи. Их поражала бескрайность степи, протянувшейся до горизонта, ее вид, серо-зеленая окраска, придаваемая ей полынником и типчаком. С изумлением глядели школьники на курганы. Невольно задавали себе вопрос: что скрывают они? Вспоминали и коллективно декламировали стихотворение А. Толстого «Курган», знакомое им еще с V класса.
Мы составили распорядок дня и неуклонно его выполняли. Всей бытовой жизнью ведали начальник и заместитель туристического похода и хозяйственная комиссия. Наши дежурные вставали в 5 часов утра, приносили воду и готовили завтрак и обед. Общий подъем был в 7 часов утра. Шли купаться на реку, делали зарядку. С 8 до 9 завтракали, а в 10 часов ехали на раскопки на машине. Работали там с отдыхом до 5 часов вечера. Еду брали с собой, а на месте кипятили чай. Возвратись после работ в Бережновку, шли на реку «смывать пыль веков», как мы говорили. Отдохнув, учащиеся читали, вышивали, делали записи в дневниках, писали письма. Хозяйственная комиссия составляла списки дежурных, меню следующего дня. По мере надобности обсуждали итоги дня, происшествия. А вечером ходили в клуб, в кино или пели песни с сельской молодежью, играли в волейбол.
В свободные от раскопок дни ходили на луга за реку Еруслан, слушали рассказы старожилов Бережновки. Узнав, что в селе похоронены коммунисты, погибшие в гражданскую войну, возложили на могилу венки из луговых цветов.
Колхоз с. Бережновки будет дном моря, но уже началось строительство новой Бережновки, отводились места подсады, которые будут пересажены. Учащиеся узнали о планах механизации и электрификации в новой Бережновке.
Пробыли на экскурсии мы 21 день. Самым интересным для нас было участие в раскопках курганов. Какую большую радость вызвало решение руководителя научной экспедиции дать нам самостоятельно раскопать курган. Школьники внимательно выслушали указания научных сотрудников о методах раскопки курганов. Разбились на бригады, измерили курган рулеткой, начали копать. В минуты отдыха было много волнений и разговоров о том, что «вдруг в нашем кургане не обнаружится захоронения?» Чем глубже, тем осторожнее работают юные археологи. Но вот лопата одного из них звякнула, ударившись обо что-то. Громкий общий крик «Нашли!» раздался в степи.
Всего мы раскопали 3 кургана. В одном кургане обнаружили погребение женщины из племени роксаланов, захороненной 2 тысячи лет тому назад. В могиле с ней был найден
скелет ребенка. Из предметов обнаружили: сосуд, несколько стеклянных, позолоченных изнутри бус, пряслица, зернотерка. В этой же могиле найдены погребения подростков в трех стенках могилы. Кроме скелетов, обнаружены глиняные горшочки и костяная ложечка. В главной могиле найдены кости барана. Находки вызвали большую радость и удовлетворение девочек. Строились разные предположения, почему с матерью погребены дети, что это, — смерть от болезни или со смертью матери род убил и детей? Руководитель научной экспедиции сказал школьникам, что они обнаружили редкое и интересное захоронение.
Во втором кургане оказалось захоронение сарматского воина. У его правой руки лежал кинжал, у левой — остатки стрел. Зубов у воина не было, видимо вьгбиты на войне. В ногах у скелета помещались глиняные сосуды.
В третьем кургане обнаружено золотоордынское погребение XIII — XIV вв. Был найден скелет женщины, остатки берестяного покрытия, ножницы для стрижки овец, серебряная серьга, бусы, чашечка, разбитое бронзовое зеркало с ручкой, остатки халата, ткань которого сохранила цвет и вышивку. Из беседы с руководителем археологической экспедиции выяснилось, что зеркало клали в могилы, разбивая его, отсюда берет свое начало примета, что разбить зеркало — к смерти, к несчастью. Такие беседы о найденных захоронениях проводились после раскопки каждого кургана.
Мы знакомились также с раскопками курганов, проводимыми рабочими экспедиции, и здесь узнавали много нового и получали пищу для размышлений и фантазии. Нам показали» могилу сарматки (2 тысячи лет тому назад). Сарматка была знатного происхождения. Об этом свидетельствует множество женских украшений, обнаруженных вместе с ней: бусы, серьги, скарабеи, завезенные в Нижнее Поволжье из Александрии с иероглифами на обратной стороне. Здесь же были найдены семь горшочков различной величины. Интересной находкой явилась стрела в груди сарматки, видимо, она была убита.
Много нового узнали учащиеся об обычаях, предметах обихода, одежде людей, населявших Нижнее Поволжье в далеком прошлом. Учащиеся ясно представили себе, почему мы говорим, что археология прокладывает путь истории, представили себе труд археолога, получили навыки раскопки кургана, работы с лопатой и кисточкой.
Экскурсия произвела на учащихся сильное впечатление. Она помогла осознать, что наша область имеет долгую историю, помогла представить условия жизни людей, отделенных от нас многими веками.
Девочки писали в дневнике: «В нашем воображении оживают страницы учебника. Мы представляем, как двигались кочевники по этим бескрайним степям, как они жили, каково было их вооружение, одежда, связи с другими народами».
По возвращении в Саратов из фотографий, в которых запечатлено все найденное в курганах и то, что видели учащиеся на раскопках, сделали альбом. Как было интересно располагать материал, придумывать надписи к фото, снова переживать события! На память об этой незабываемой экскурсии, кроме фотоальбома, остался еще дневник учащихся. Для школьников, не принимавших участия в экспедиции, сделали доклад о раскопках в с. Бережновке.

Комментарии

  • 14 апр 18:02
    Аланы это ираноязычные племена, современные осетины. Кстати дон с осетинского вода. Видимо аланы назвал реку Дон. Ещё были племена орсов, в переводе тюркского орсстар это русские.
  • 14 апр 18:20
    Я бы не когда не делал раскопки. Можно подцепить болезнь. И ещё может это место намолено. О чём молчишь, Курган старинный? Обросший вешнею травой. Где сладко спит сармат былинный, засыпан бережно землёй. Детя степи, кочевник страстный с дорогой дальней обручен в степи ты видел жизнь прекрасной, с дождем, морозом или в зной.