ПОЧЕМУ НА РУСИ ЗЕМЛЕ КЛАНЯЛИСЬ

В родах наших до прихода христианства люди кланялись не мертвому еврею, а живой ЗЕМЛЕ - МАТЕРИ СВОЕЙ! Кланялись РОДИТЕЛЯМ СВОИМ, которые жизнь дали.
Поклоны, «земные» и прочие. Кроме поцелуев, на Руси всегда любили поклоны. Существовало много их разновидностей на все случаи жизни. При встрече со знакомым на улице или в знак благодарности, можно было наклонить голову. Крестьяне, встретив господина или священнослужителя, кланялись до самой земли. Для равных себе был заведен «малый обычай», то есть поклон «в пояс». Кланялись друг другу все: жена — мужу, дети — родителям, гости — хозяевам, просители — чиновникам. Смысл поклона был в том, что голова кланяющегося выносилась за пределы тела. Ее как бы предлагали другому в знак доверия, ведь голову считали вместилищем жизни.
В этой теме поведаю, почему ЗЕМЛЕ кланялись
Почитание земли у славянских народов.
Земля, как праматерь всего живого, пользовалась особым уважением у наших предков, о чем свидетельствуют такие выражения как "мать сыра земля", "земля-матушка", но как отдельное божество она не почиталась.
В сознании наших предков земля была матерью, поилицей и кормилицей при жизни, а после смерти укрывала его в своих недрах. Землей клялись при спорах о земельных владениях, спорящий клал себе на голову дерн и обходил участок земли в доказательство того, что эта земля принадлежит ему. Это весьма древний обычай, отмеченный в славянском переводе слов св. Григория Богослова: „овъ же дьрьнъ въ- скроущь (выкроенный) на главе покладая, присягу творить". Церковь боролась против этого языческого способа присяги, стремясь заменить дерн иконой; вследствие этого стали при межевых спорах употреблять и дерн и икону.
Если верить былинам и сказам, витязи умели разговаривать с ветром, управлять огнем, прибегали к помощи воды - Дона-батюшки или Волги-матушки. Но как удалось древнерусским богатырям приручать стихии? какими сверхъестественными способностями они обладали?...Тяжелой и долгой была битва Ильи Муромца с Идолищем поганым. Одолел злодей витязя, заточил в подземелье. Опустил тогда Илья свой тяжелый меч, снял кольчугу железную и припал к матери сырой земле. Обняла она витязя, успокоила, залечила раны его глубокие, отдала ему силу свою материнскую, вернула к жизни, и он снова стал сильнее медведя бурого , быстрее волка серого. Победил Илья Идолище поганое, освободил Русь от захватчика...Если верить былинам, чтобы восстановить растраченные силы, воинам порой достаточно было лишь на мгновение припасть к земле. Случайность? Или богатыри действительно знали, как воспользоваться этим неиссякаемым источником энергии? Какие еще секреты непобедимости успели передать своим потомкам богатыри русские? И кто сегодня владеет этими знаниями?
Считалось, что человеку легче всего умереть на земле и поэтому тяжелобольных, которые долго мучились и не могли умереть, клали на пол (раньше пол был земляной). До наших дней сохранился обычай омывать покойника перед похоронами и одевать его в чистую одежду. В нем присутствует не только уважение к покойнику, но и старая забота не нарушить чистоту земли.
Горсть родной земли брали с собой солдаты, уходя на войну.
Горсть родной земли приносили на могилы сородичей, захороненных вне территории проживания.
Особая Сила в горсти родной земли
Согласно народным представлениям Мать сыра земля — одна из основных составных частей мироздания. В древнерусских народных заговорах часто обращались за помощью к Земле, как к родной матери: «Гой еси, сырая земля, матёрая! Матерь нам еси родная, всех еси нас породила».
Герои русских народных сказок припадают к земле-матушке дабы набраться силушки богатырской, или спросить у неё совета, а уходя на чужбину, богатырь берёт горстку родной землицы как духовный оберег.
Особое отношение русского народа к родной земле выражается и в земных поклонах, матери и отцу, родному дому и земле родной в знак благодарности и любви.
Клятва землей осталась ныне только в игре, а в былые времена ни один договор или клятва не обходились без обряда с землею, клятвенно доказывая свою правоту ели землю. При делении земли наши прадеды обходили свой участок земли, с комом земли на голове, или на спине, или держали земляной ком за пазухой, как знак собственности.
Самая главная силушка матери земли в плодородии. «Мать-земля сыра, кормилица» считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому её и уподобляли женщине-матери. Оплодотворённая весенним дождём земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. В одном из древнерусских заговорах говорится: «Ты напои Мать-Сыру-Землю студеной водой, чтобы принесла она зерно, всколыхала, возвратила его мне большим колосом».
С почитанием родной земли-матери связана и жизнь каждого человека, понятие рода, Родины, страны, государства. Со словом «земляк» связано понятие родства, то есть особого братства людей, рождённых от родной земли-матери.
В славянских представлениях Земля — живой образ, а потому она умеет скорбеть, плакать, дышать, защищать, давать силы. Как живой организм земля засыпает зимой и пробуждаться весной, вступая в брачный союз с дождевым грозовым небом. У наших предков жить на Земле означало ухаживать за ней, работать на ней, не истощать, а удобрять ее, ласкать Землю, разговаривать, ладить с ней. Земле приписывали всеобщую материнскую любовь ко всему живому: «Земля як мати!», «У Земли и жучок — дитятко», «Земля каждую травинку жалеет».
Земледельцы празднуют в честь Матушки-земли Духов день, когда земля — именинница, они не пашут, не боронят, не роют, не втыкают колья. А на следующий день, приступая к работе, они говорили: «Цветущая Земля! Благослови дело рук наших!». «Господь повелел от земли кормиться». «Без хозяина земля — круглая сирота».
Несмотря на отчаянную храбрость древнерусских воинов в бою, были вещи, которых они опасались. Среди них — болезни, немощь, смерть.
У русских воинов-казаков было множество примет, предвещающих несчастье. Упадет икона со стены — к смерти; начнут трещать, оседая, стены дома, заскрипит калитка или дверь — опять к смерти; сова заухает — к несчастью, болезни и смерти.
Несмотря на принятие православного христианства в 988 году, в русском народе долгое время сохранялись языческие обычаи и обряды. Воинский казацкий быт сохранил множество языческих суеверий — ночью опасались выходить из дому, поднимать предметы с земли, в горах они опасались вихрей.
Уезжая в далекий путь, не только древнерусские воины, но и купцы, и простые люди, покидающие родной дом, обязательно брали с собой горсть родной земли и носили её на груди в ладанке как своеобразный оберег, защищающий от смерти и всех бед. Этот древний языческий обычай сохранился до наших дней.
Среди наших предков существовал обычай на чужбине высыпать себе под ноги часть взятой с собою родной земли со словами: «Я по своей земле хожу», чтобы родная земля защищала от болезни и смерти, и помогала им не скучать по родине.
В случае смерти на чужбине родную землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки этого древнего ритуала сохранились в народе до наших дней. Вернувшись с чужбину на родину, воины-казаки вставали на колени, целовали родную землю.
Если смерть всё же приходила, то и древнерусский воин, и казак должен был принять её смело, веруя в Христа и надеясь на его милость. «Всяк человек — земля есть и в землю отыдет», — говорится в Священном Писании. Умирающий воин-казак должен был причаститься у священника, а у староверов причастие осуществляли монахи, обрядчики или уставники. Если воин-казак умирал без последнего причастия, это считалось большим несчастьем, а семья покойного должна была делать добрые дела и устраивать молебны в течение 40 дней, пока решается посмертная участь казацкой души.
Умирающему воину-казаку пытались облегчить смерть, распахивая в доме окна и двери, верили, что он начинал видеть ангелов и бесов. О его участи судили по глазам, если глаза его были «веселы» — значит, умирающий видел ангела и участью его был рай, а если глаза «выкатывались от ужаса» — значит, грехов у казака было слишком много и его ждал ад. Не принимает Мать-земля только колдунов да самоубийц.
После смерти тело казака обмывали и обряжали, хоронили по христианскому обычаю на третий день, гроб казаки несли на руках в христианский храм, где его отпевал православный священник, который потом и провожал его до могилы, а у староверов — покойника на третий день несли прямо на кладбище. По дороге на кладбище и во время похорон у русских казаков-терцев и гребенцев полагалось причитать и плакать. Когда гроб опускали в могилу, собравшиеся родственники и друзья бросали по горсти земли, с пожеланием покойнику Царствия Небесного. Доныне в России соблюдают обычай бросать горсть земли в могилу при прощании с умершим.
Быличка, записанная в конце XIX в. отечественными этнографами:
"У одного крестьянина Дорогобужского уезда, Смоленской губернии, не велся скот, издыхал. Один хороший знакомый крестьянина под большим секретом посоветовал неудачнику, тайно от всех, на восходе солнца выйти на двор и три раза без креста и шапки поклониться земле. Крестьянин это исполнил, и скот у него стал с этого времени вестись. Но потом он понял, что кланялся не Богу, а земле, и, считая свой поступок грехом, каялся в нем. Этот случай наглядно показывает нам, что древний культ земли тайно еще продолжает жить и является именно остатком язычества: кланяться надобно было без креста и тайно."
Языческий культ земли сохранился в своей древнейшей форме и никогда не предавался забвению. В его основе лежит осознание близости человека с природой, в частности, с землей, чего не хватает современному обществу.

  • Геннадий Белов - Земля родимая

Комментарии