Музей Н.К. Рериха
Николай Рерих и Древняя Русь. Лекция 7/7

Нина Фёдоровна Василькова.

«Николай Рерих и Древняя Русь»
лекция 7/7 о творчестве Николая Константиновича Рериха
***
Фрагмент лекции:
«Поездка Рериха по городам России, попутное ознакомление с местными памятниками христианских древностей, внимательное изучение старинной иконописи, сохранившейся кое-где во всей чистоте, не тронутой... руками реставраторов, — имело на чуткого и впечатлительного к красоте прошлого художника громадное влияние, — писал художественный критик И.И.Лазаревский. — ...Душа художника метнулась в храм Божий, где в тихом сиянии лампад рисуются... величавые лики святителей церкви. Стремление к религиозной живописи у Рериха было и раньше, народившееся под впечатлением своеобразной красоты монументального и строгого византийского искусства и восточного...
Рерих... весь ушедший в образы той славянской старины, которой не коснулись иноземные влияния, — трепетно и проникновенно воспринимает красоту стародавней русской религиозной живописи»1.
Спустя годы, вспоминая об этом периоде, Н.К.Рерих писал: «...После паломничества по древним монастырям... нам приходилось многократно говорить о великом значении Русской Православной Иконы2.
В то время в обществе не всегда понимали великое значение наших торжественных святоотеческих иконописаний. (...) Но с тех пор произошло много благотворных изменений в сознании»3. «Весь мир ознакомился с этими нашими сокровищами и единодушно восхитился также и со стороны чисто художественной. Это признание произошло в течение последних тридцати лет. (...) Вдруг сделалось принятым ездить по старым монастырям, заботиться о восстановлении древних фресок4 и восхищаться новгородским, киевским и московским иконным письмом. Открылись глаза на ценнейшую художественную сторону иконописания — вдруг оказалось, что из среды народной постоянно выходили истинные художники. Одни из них оставили нам имена свои, но большинство прошло безымянно...
Когда-то нам говорили, — продолжает Рерих, — что только иноземцы научили русских иконников.
Преемственность всегда была и во всём, и нам нечего отказываться от наследий Византии, Востока и Италии. Но никто не скажет, что такие великолепные мастера, как Симон Ушаков, Рублёв, Данило Чёрный ''со-товарищи'', не были исконно русскими дарованиями»5.
«В русских иконах мы видим перевоплощение итальянского примитива и азиатской миниатюры. Но эти элементы поглощаются творчеством народным и дают своё новое целое. Дают русскую икону, — перед которой справедливо склоняется весь мир.
Как прекрасны и гармоничны фрески древних храмов; какое верное чутьё величественной декоративности руководило древними художниками. И писали они так, чтобы смотрящий думал, что ''стоит перед ликом Самых Первообразных'' святых»6.
Ссылки:
1 Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. СПб., 2006. С. 327– 328.
2 Икона (греч.) — образ, изображение.
3 Рерих Н.К. Священный дозор. Таллинн, 2000. С. 6.
4 Фреска (итал.) — живопись водяными красками по сырой штукатурке.
5 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 168.
6 Рерих Н.К. Пути благословения. Новосибирск, 1991. С. 47.
***
#Культура #музей #Рерих #СибРО #АгниЙога #ЖиваяЭтика #музеироссии #МузейРериха #РерихиДревняяРусь #НиколайРерих #лекторийМузеяРериха

Комментарии

Комментариев нет.