Мнение

Свежая история этой страны актуализирует День Победы

Свежая история этой страны актуализирует День Победы
У каждой сформировавшейся культуры (в том смысле данного термина, какой употребляют учёные — «Пазырыкская культура», «культура поздней Чжао» etc.) на Этом Глобусе есть свой стереотип поведения, который коллега Мараховский называет «базовым мифом». Например, у латышей оный миф таков:

…Существует ‎характерный ‎исторический‏ ‎факт: ‎ув.‏ ‎Пётр‏ ‎Великий,‏ ‎присоединив ‎в ‎числе ‎прочих ‎своих‏ ‎завоеваний ‎Ригу ‎с‏ ‎огородами‏ ‎(в ‎1710‏ ‎году), ‎отменил ‎старинный ‎запрет‏ ‎латышам ‎ночевать ‎в‏ ‎городе. О‏ ‎взаимоотношениях ‎аборигенов‏ ‎с ‎господствующей‏ ‎нацией ‎немцев ‎данный ‎факт ‎говорит‏ ‎всё,‏ ‎что‏ ‎можно.

Затем ‎были‏ ‎двести ‎лет‏ ‎в ‎Российской‏ ‎империи‏ ‎- ‎впрочем,‏ ‎не ‎очень ‎сильно ‎сказавшиеся ‎на‏ ‎социальном ‎статусе‏ ‎латышей:‏ ‎немецкие‏ ‎бароны ‎никуда ‎не ‎делись,‏ ‎социальная ‎престижность‏ ‎латышского ‎языка‏ ‎оставалась‏ ‎на‏ ‎нуле, ‎национальной ‎литературы ‎не ‎было, ‎и ‎фактически ‎всякий ‎честолюбивый‏ ‎латыш‏ ‎мог ‎выбирать, ‎пытаться ‎ли‏ ‎ему ‎подняться‏ ‎до ‎управляющего‏ ‎при‏ ‎немецком‏ ‎помещике ‎(мегакарьера)‏ ‎или ‎пойти ‎в ‎госслужащие,‏ ‎обрусеть, ‎перейти‏ ‎в‏ ‎православие‏ ‎и ‎закончить ‎свою ‎жизнь ‎начальником‏ ‎железнодорожной ‎станции ‎под‏ ‎Тулой,‏ ‎на ‎которой‏ ‎помрёт ‎Лев ‎Николаевич ‎Толстой‏ ‎(супермегакарьера).

В ‎конце ‎XIX‏ ‎столетия‏ ‎у ‎латышей‏ ‎(онемечившихся ‎или‏ ‎обрусевших) ‎случилось ‎национально-романтическое ‎возрождение ‎- ‎калькированное‏ ‎с‏ ‎немецкого, ‎естественно‏ ‎- ‎в‏ ‎результате ‎чего‏ ‎миру‏ ‎явилась ‎пачка‏ ‎римейков ‎западноевропейской ‎и ‎русской ‎литературы,‏ ‎переведённых ‎на‏ ‎сельский‏ ‎спик‏ ‎и ‎адаптированных, ‎сколько ‎возможно,‏ ‎к ‎местным‏ ‎условиям. ‎Адаптировать‏ ‎пришлось‏ ‎сильно‏ ‎- ‎например, ‎легендарная ‎латышская ‎скала ‎Стабурагс ‎(Столбовая), ‎фигурирующая ‎в‏ ‎массе‏ ‎национал-романтических ‎произведений ‎и ‎высившаяся‏ ‎над ‎всею‏ ‎страной, ‎имела‏ ‎в‏ ‎высоту‏ ‎26 ‎метров‏ ‎(что ‎сильно ‎снижало, ‎простите‏ ‎за ‎каламбур,‏ ‎накал‏ ‎пафоса,‏ ‎переносимого ‎с ‎гор ‎гауфовского ‎Шварцвальда‏ ‎и ‎лермонтовского ‎Кавказа).‏ ‎Любопытный‏ ‎штришок: ‎значительная‏ ‎часть ‎латышской ‎национальной ‎классики,‏ ‎включая ‎национальный ‎эпос,‏ ‎была‏ ‎сочинена ‎в‏ ‎С.-Петербурге, ‎где‏ ‎служили ‎учителями, ‎интендантами ‎и ‎железнодорожниками‏ ‎карьерные‏ ‎латыши.

…А‏ ‎затем ‎со‏ ‎всем ‎этим‏ ‎хозяйством ‎полуторамиллионная‏ ‎нация‏ ‎влетела ‎во‏ ‎внезапную ‎независимость. ‎Как ‎позднее ‎выяснилось‏ ‎- ‎пробную,‏ ‎лет‏ ‎на‏ ‎20. ‎За ‎это ‎время‏ ‎она ‎успела‏ ‎набрать ‎долгов‏ ‎и‏ ‎даже‏ ‎получить ‎собственную ‎потешную ‎диктатуру-косплей, ‎но ‎потом ‎пришёл ‎лесник ‎и‏ ‎всех‏ ‎прогнал.

Потом ‎было ‎ещё ‎сорок‏ ‎лет ‎социалистической‏ ‎Латвии, ‎в‏ ‎ходе‏ ‎которых‏ ‎русские ‎(забавно,‏ ‎что ‎в ‎моём ‎отрочестве‏ ‎латыши ‎именовали‏ ‎их‏ ‎«мигрантами»)‏ ‎понастроили ‎заводов ‎и ‎- ‎я‏ ‎по ‎сей ‎день‏ ‎считаю‏ ‎это ‎одним‏ ‎из ‎непростительнейших ‎грехов ‎советской‏ ‎власти ‎- ‎оплачивали‏ ‎существование‏ ‎национального ‎искусства‏ ‎и ‎образования‏ ‎на ‎национальном ‎языке. ‎В ‎итоге‏ ‎советская‏ ‎власть‏ ‎своими ‎руками‏ ‎создала ‎в‏ ‎Латвии ‎группу‏ ‎амбициозных‏ ‎националистов ‎с‏ ‎гуманитарностью ‎головного ‎мозга, ‎не ‎способных‏ ‎к ‎реализации‏ ‎за‏ ‎пределами‏ ‎своего ‎крошечного ‎пространства ‎и‏ ‎поэтому, ‎естественно,‏ ‎ставших ‎дикими‏ ‎русофобами‏ ‎и‏ ‎движущей ‎силы ‎национально-освободительной ‎борьбы.

Благодаря ‎катастрофе ‎СССР ‎(какой ‎угодно, ‎но‏ ‎только‏ ‎не ‎неожиданной) ‎Латвия ‎снова‏ ‎получила ‎независимость,‏ ‎которой ‎воспользовалась‏ ‎для‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎скосплеить‏ ‎на ‎своём ‎уровне ‎понимания‏ ‎немецких ‎баронов‏ ‎-‏ ‎но‏ ‎в ‎отношении ‎русских ‎(лишение ‎гражданства,‏ ‎выдавливание, ‎запрет ‎языка,‏ ‎изгнание‏ ‎специалистов). ‎После‏ ‎чего ‎стоически ‎отдалась ‎в‏ ‎политический ‎протекторат ‎Британии‏ ‎и‏ ‎экономический ‎довесок‏ ‎к ‎ЕС‏ ‎(тут ‎же ‎разнесшему ‎остаток ‎её‏ ‎промышленности).‏ ‎Численность‏ ‎населения ‎страны‏ ‎упала ‎с‏ ‎2,7 ‎млн‏ ‎до‏ ‎1,3 ‎млн,‏ ‎экономика ‎упростилась ‎до ‎состояния ‎«работаем‏ ‎на ‎удалёнке‏ ‎для‏ ‎русских/немецких‏ ‎заказчиков, ‎кое-как ‎на ‎счета‏ ‎хватает», ‎Рига‏ ‎былинно ‎опустела‏ ‎и‏ ‎осыпается,‏ ‎а ‎в ‎отсыревших ‎кафешках ‎для ‎пожилых ‎жителей ‎выступает ‎с‏ ‎мелодекламациями‏ ‎зябко ‎кутающаяся ‎в ‎плед‏ ‎Ч. ‎Хаматова.

Внимание,‏ ‎вопрос: ‎какой национальный‏ ‎базовый‏ ‎миф‏ ‎мог ‎сложиться‏ ‎в ‎таких ‎циркумстанциях?

Правильно. ‎Это‏ ‎миф ‎о‏ ‎слуге. Не‏ ‎о‏ ‎госслужбе, ‎а ‎именно ‎об ‎услужении‏ ‎- ‎помещику, ‎пастору,‏ ‎королю‏ ‎(германским, ‎разумеется),‏ ‎царю, ‎офицеру ‎(русским). ‎Слуга‏ ‎либо ‎так ‎способен‏ ‎и‏ ‎ловко ‎управляется‏ ‎с ‎полученными‏ ‎заданиями, ‎что ‎барин ‎награждает ‎его,‏ ‎либо‏ ‎так‏ ‎лукав ‎и‏ ‎хитёр, ‎что‏ ‎обманывает ‎барина‏ ‎и‏ ‎всё ‎равно‏ ‎получает ‎награду. ‎В ‎самых ‎головокружительных‏ ‎сюжетах ‎король‏ ‎или‏ ‎царь‏ ‎дают ‎слуге ‎собственное ‎поместье.‏ ‎Сами ‎король,‏ ‎царевич, ‎помещик‏ ‎и‏ ‎офицер‏ ‎главными ‎героями ‎не ‎бывают ‎- ‎и, ‎соответственно, ‎не ‎в‏ ‎состоянии‏ ‎совершать ‎приличествующих ‎им ‎подвигов‏ ‎и ‎авантюр.

Каковы‏ ‎рамки, ‎таков‏ ‎и‏ ‎миф.‏ ‎И ‎нетрудно‏ ‎заметить, ‎что ‎данный ‎миф‏ ‎в ‎латышском‏ ‎случае‏ ‎реализуется‏ ‎со ‎всей ‎тупорылой ‎добросовестностью ‎IRL‏ ‎сегодня ‎прямо ‎на‏ ‎наших‏ ‎глазах ‎(если‏ ‎кто ‎следит, ‎конечно).

Так вот, если бы меня попросили увеличить масштаб и описать базовый миф всей ойропейской Status Civilization (включая отпочковавшийся от неё Остров и отпочковавшийся от Острова заокеанский Оплот Свободы), то я сказал бы, что таковым является «миф о тотальном превосходстве».

Да, в технологическом плане оное превосходство у эльфов когда-то было (пост с его упоминанием я публиковал тут на исходе апреля). Но их представления, что Тихналогии дают также и некое «моральное превосходство», «культурное превосходство» — банальный самообман, вытекающий из специфичной склонности делить людей на сорта, упоминаемой тут не далее как вчера.

А любимый наш Мордор уже много веков выступает бичом Божьим, посредством коего эльфов охаживает по сусалам Мироздание, не терпящее того столь умопомрачительного чванства, коим характеризуются правящие Status Civilization потомственные рептилоиды.

И совершенно неважно, происходит дело в 1240 году на месте впадения Ижоры в Неву; в 1812 году на берегах притока Днепра, пополнившего хранцузскую мову идиомой «Bérézina»; в 1854 году под севастопольской Балаклавой; в 1942-1943 годах у Волги, в городе, названном вопреки желанию тогдашего мордорского Террана в его честь, или в 2024 году под Авдеевкой.

Общая канва событий остаётся неизменной: накачанные идеологией превосходства и веществами эльфийские пролы…
Свежая история этой страны актуализирует День Победы
…Повязанные совместными преступлениями и возомнившие себя уберменшами, волею очередных Посвящённых Магов бросаются на мордорских ватников, считая их, то бишь наших предков либо нас — унтерменшами, после чего отхватывают фигурных люлей. И — почти сразу же, как лечебные люли подействовали — начинают корчить из себя «несчастных немцев, обманутых Гитлером».

Так уже происходило или вскоре произойдёт с любым подвидом эльфов, включая и тот, насчёт коего в любимом нашем Мордоре бытуют всякие заблуждения:

Отчего-то у нас до сих пор существует иллюзия, что нашим весьма условным союзникам во Второй мировой, хоть каким-то образом ценна некая общая победа. Что встреча на Эльбе или парад в Берлине для, скажем, американцев, несут историческую значимость.

Это, конечно же, большой миф, который, впрочем, американцы весьма успешно скармливали сначала советскому, а потом и российскому руководству. Во-первых, к войне против СССР, американцы начала готовиться уже в том же, победном 45-м. И СССР в умах многих американцев к концу 45-го началу 46-го уже не имел позитивного имиджа.

Константин Симонов в своих воспоминаниях рассказывает, что пьесу «Русский вопрос» он написал по итогам поездки в США.

«Я написал «Русский вопрос» — пьесу, действие которой было сосредоточено, в общем, вокруг проблемы, с которой была связана наша поездка в Соединённые Штаты, — хотят ли русские войны? Мы им там доказывали это, как умели, доказывали и рассказывали,
и это была истинная правда, — не хотят русские войны, не хотят, не могут хотеть. Говорить и доказывать это была главная наша цель — и душевная, и пропагандистская, и какая угодно, полностью соответствовавшая истине.

Основные же нападки на Советский Союз, которые в той или иной форме адресовались нам, приехавшим в Соединённые Штаты, были основаны на обратной точке зрения: русские коммунисты хотят завоевать свободный мир. И Америка должна понять всю меру этой опасности».

Ещё раз уточню: это полгода после встречи на Эльбе. И уже нет никакого русского союзника, есть русская угроза. И США в этот момент готовятся к ударам по городам СССР. Ну и кроме того, американская элита отлично всегда помнила, кто создал, раскрутил, финансировал Гитлера. Кто ему во время войны продавал нефть. Это в СССР старались отчего-то лишний раз не упоминать о роли американцев, и прятались за концепцией общей победы. Американцы же, особенно в годы брежневской разрядки, весьма успешно продавали нам этот идеологический продукт.

«Да, май фред Айвэн, мы конечно вас ненавидим, и считаем главным противником и занозой в заднице. Но, знаешь, ведь была же у нас и встреча на Эльбе».

При этом, традиционно все делали вид, что не знают, кому принадлежала в года войны компания Opel (а это, если что, General Motors), и что не помнят, как акции концерна-производителя Циклон-Б торговались на Нью-Йоркской бирже.

И остается только поражаться тому, что наших дипломатов удивляет тот факт, что второй год подряд США запрещают сотрудникам нашего посольства возложить венки к мемориальной табличке «Дух Эльбы» на Арлингтонском кладбище.

И вместо того, чтобы рассуждать, что такие шаги для кого-то оскорбительны, не лучше ли прямо заявить: да, мы все помним, и как вы Гитлера выкормили, и как его финансировали всю войну, и как к вам СС-овцы бежали пачками.

Ну правда, времена изменились. А американцы всегда смеялись над нашей искренней наивной верой в какое-то фронтовое братство. Всем же в США известно, что войну выиграл рядовой Райан и экипаж танка Fury.

Сейчас на Этом Глобусе остался лишь один, заокеанский, подвид эльфов, не получавших крепких мордорских люлей. В период западной интервенции к нам в первой четверти XX века янки убрались восвояси слишком быстро, да и было потенциальных оккупантов довольно мало, чтобы Оплот Свободы прочувствовал, что воевать против русских — смертельно опасно для нормальной-то страны.

Нам выпало жить и бороться в период, когда в финальный drang nach Osten будет кинут последний резерв управляющих Status Civilization дегенератов — заокеанский. Плюс всякие восточноойропейские лакеи — те же латыши, пшеки etc.

В условиях углубляющейся депопуляции ещё один шанс покорить Эту Страну эльфы вряд ли получат.

На нас лежит огромная ответственность — не посрамить память наших великих предков и окончить то, что не завершили они — сломать хребет Status Civilization, являющейся источником неисчислимых горестей для всего человечества и тормозящей нормальное, здоровое развитие планеты людей.

Мы справимся, я уверен, ибо это соответствует течению дао — ходу эволюции человечества.
Свежая история этой страны актуализирует День Победы

Комментарии