Все нарративы остались прежними

В образовательных методичках таджикских (как бы даже отчасти российско-таджикских) школ, нет ничего такого, чего бы не писали в советских учебниках истории, начиная с 30-х годов.

Все нарративы остались прежними, будто списанными из ленинских работ, вроде "О национальной гордости великороссов". В советских учебниках русский народ был носителем имперского шовинизма, Российская Империя субъектом, который грабил и унижал все народы (кроме русского, потому что русские сами колонизаторы), выкачивал ресурсы, уничтожал древнюю местную культуру. Полевые командиры и головорезы, вроде Масанчи или Алиби Джангильдин, объявлялись борцами с проклятым царизмом. При этом, впрочем забывалось, что борьба вся сводилась традиционно к резне русских в Туркестане.
#актуально #обИсторическойПамяти #национальныйВопрос #оРусофобии
Все нарративы остались прежними
Все нарративы остались прежними
Все нарративы остались прежними
Восстание в Коканде 1875, которое по сути дела было формой религиозной войны против русских и местных же властей (как писали в российских документах "джехад"), и сводилось к резне русских почтовых станций и поселений, в советские годы тоже именовалось национально-освободительной борьбой. А с кем борьба-то? Так с империей-оккупантом.

Сегодня в учебниках на просторах бывшего СССР, к Российской Империи добавили еще одного оккупната, Советский Союз. Через учебники истории и национальную историческую политику почти во всех государствах ближнего зарубежья системно транслируется: Российская империя и Советский Союз – колониальные периоды национальной истории. Этноцид, "выкачивание ресурсов", целенаправленные и исключительные репрессии (в ряде стран сравниваются с геноцидом).

В действительности, достаточно съездить в никем и никогда не покоренный Афганистан, и сравнить нынешнюю жизнь там, и в соседнем, допустим, Таджикистане, который, якобы колонизировали и угнетали. И сразу станет ясно, чего стоят все эти рассуждения. А Памир и его автохтонное население, памирских таджиков (рушанцев, ваханцев, шугнанцев), русская армия в конце 19 века и вовсе спасла от уничтожения теми же афганцами.

Однако, имеем, что имеем. Русофобские учебники в том числе на российские деньги. Методичка, которую нашли коллеги - из школы им. Ломоносова в Бохаре. Это одна из школ, построенная на деньги России; в 2021 году на этот проект Правительство РФ выделило $150 млн; в 2022 — ₽5,74 млрд. Чудесно же.

Дело в том, что у ряда чиновников в России, по-прежнему есть ощущение, что на территории бывшего Союза в какой-то форме работают некие общие ценности: Великая Отечественная, советская дружба народов. Это все глубокая иллюзия. Великая Отечественная, по мнению молодежи в нацреспубликах, это чужая война, куда русские ЗАСТАВИЛИ пойти их дедов и прадедов.

Те, кому меньше 30 лет, не мыслят себя "постсоветскими", они таковыми и не являются, а кроме того, живут они в ситуации серьезного социального расслоения, где наиболее уязвимые социальные слои находят для себя ответы на главные вопросы в радикальном исламе.

Ну и самое главное. Все республики постсоветского пространства, центральноазиатские в том числе, строили с 1991-го года национальные государства. Даже если это прикрывалось какими-то красивыми формулами. Де-факто строили национальные государства, где допускалось, пока что, жить еще кому-то.

Вот именно это и нужно понять чиновникам, ответственным за формирование как миграционной политики, так и тем, кто продвигает нашу мягкую силу. Даже при том, что качество этой работы бывает разным. Чем быстрее поймем, тем будет лучше для всех.
Потому что происходит пока что следующее. Мы полагаем, что к нам едут люди, которые хоть минимально благодарны России/СССР за создание промышленной и иной инфраструктуры, и у которых есть хоть какое-то общее с нами культурное и смысловое поле. А в действительности едут люди, которые с детства знают, что жила бы их страна лучше, краше и сытнее, если бы эти русские имперцы и совки все не украли...

Комментарии