29 марта 1891 года - Император Александр III подписал рескрипт

о строительстве Транссибирской железной дороги

Идея строительства железной дороги, которая соединила бы восточные земли империи с ее центральными областями, обсуждалась в России на протяжении нескольких десятилетий.
#памятныеДаты #транссиб #александр3 #железнаяДорога
29 марта 1891 года - Император Александр III подписал рескрипт
В 1886 году Александр III писал: "Уже сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора".
29 марта 1891 года - Император Александр III подписал рескрипт
Чтобы превратить эту мечту в реальность, в российской политике должен был появиться такой человек, как Сергей Витте – знаменитый министр финансов России. Он считал, что только государство может сконцентрировать огромные ресурсы для воплощения самых дерзких замыслов. К их числу относилось и строительство Транссибирской магистрали.

Витте называл этот проект событием, "каким начинаются новые эпохи в истории народов и которые вызывают коренной переворот установившихся экономических отношений между государствами".

Общая стоимость проекта оценивалась в 350 миллионов рублей. По тем временам это была огромная сумма. Причем вопрос о рентабельности магистрали был совершенно неясен. При отсутствии достаточного потока грузов, расходы по содержанию Транссиба могли превысить доходы от его эксплуатации.

В своем докладе царю Витте этого и не скрывал, но не считал это обстоятельство решающим. "Необходимость дороги давно назрела, - утверждал он. - Поэтому она должна быть построена по соображениям особого характера, независимо от экономических условий". В качестве одного из главных аргументов Витте выдвигал геополитические соображения: "Насколько дорога сокращает расстояние Европейской России от Азиатского Востока, настолько она увеличивает там наше влияние".

Аргументы Витте показались царю убедительными. 29 марта 1891 года Александр III подписал высочайший рескрипт, повелевающий наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу объявить о строительстве Транссибирской железной дороги.

Ее сооружение началось одновременно с двух точек, удаленных друг от друга почти на семь тысяч верст: Челябинска и Владивостока. Таких масштабов железнодорожного строительства история еще не знала. В отдельные периоды количество работающих на трассе доходило до 85-90 тысяч человек.

Уникальный проект, казавшийся современникам не менее фантастичным, чем полеты в космос, был реализован в России на рубеже XIX-XX веков. Транссибирская железнодорожная магистраль, проложенная по малообжитым пространствам Сибири, пересекала семь часовых поясов. Ее протяженность составила 9882 километра.

Темпы сооружения Транссиба, строившегося в сложнейших природных условиях, изумляли мир. Многие технические решения, найденные отечественными инженерами, не имели аналогов.

"После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не знала более выдающегося события, чем постройка Сибирской железной дороги", - восторгалась мировая пресса.

Свой окончательный вид дорога приобрела в 1915 году, когда завершилась прокладка восточного участка Амурской дороги. С этого момента рельсовый путь Транссибирской железной дороги стал непрерывным. "Железная ось" империи надежно соединила Владивосток с Российскими столицами.

Транссибирская магистраль до сих пор остается крупнейшей в мире. Значение этой магистрали для России невозможно переоценить. Сейчас разрабатываются проекты продолжения Транссиба через обе Кореи и строительства тоннеля под морским дном для прямого железнодорожного сообщения через Сахалин с Японией.

Комментарии

Комментариев нет.