Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун».

135 лет назад... родился Яков Иванович 21 октября 1881г. в семье состоятельного помещика Херсонской губернии. Воспитывался в Полтавском кадетском корпусе. Окончил Николаевское кавалерийское училище. Служил в 17-м драгунском Волынском полку. За участие в Русско-японской войне был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. После выхода в отставку в 1905г. обучался в ряде европейских университетов животноводству, уделяя наибольшее внимание коневодству.
В 1909г. приобрел имение Прилепы Тульской губ., где восстановил известный с сер.XIXв. конезавод.
«В Прилепах меня поразила, прежде всего, живописная местность и хорошее местоположение усадьбы. Прилепы расположены на горе, с одной стороны — насаждения хвойных деревьев, ещё дальше и правее, за оврагом к усадьбе примыкает небольшая запущенная роща из берез, лип и кленов. Ниже река Упа и заливные луга. Словом, все было живописно и красиво, особенно радовали глаз березы, чистота и прозрачность воздуха …» (Я.И.Бутович. «Мои Полканы и Лебеди»).С этого момента началась новая эра Прилеп. Бутович перевел сюда свой конный завод из Херсонской губернии. Современники отмечали, что выдающийся конский материал, сосредоточенный Я.И.Бутовичем в Прилепах, скоро выдвинул этот завод на одно из первых мест среди других заводов орловского рысистого направления.
За группу из 11 заводских маток на Всероссийской конной выставке в Москве (1910г.) был награжден золотой медалью и драгоценной братиной великого князя Дмитрия Константиновича. Получил большую золотую медаль за трех жеребцов на конной выставке в Одессе (1910г.). Современники отмечали, что «выдающийся конский материал, сосредоточенный Я.И. Бутовичем в Прилепах, скоро выдвинул этот завод на одно из первых мест среди других заводов орловского рысистого направления».
В 1918г.у, спасая завод и галерею от крестьянских погромов, Бутович добился национализации Прилепского конезавода и возглавил предприятие. Передав государству свой музей, Яков Иванович становится его смотрителем, продолжая пополнять коллекцию на собственные средства. В частности, на приобретения экспонатов он тратит деньги, вырученные от продажи золотых медалей, которые выиграли лошади Прилепского завода на ипподромах в прежние времена. Тогда же, Я.И. Бутович был назначен членом Чрезвычайной комиссии по спасению племенного животноводства при Наркомземе РФССР.
Во время Гражданской войны был консультантом С.М.Буденного.Однако уже в 1924г. на Бутовича начались гонения со стороны властей Тульской губернии. Будучи заведующим музеем, Бутович сохранял помещичий уклад жизни, пользовался услугами личного повара, продолжал жить в своей усадьбе. Его колоритная, независимая, вызывающая фигура упоминается М.Булгаковым в “Театральном романе”, с него списан образ образ коннозаводчика Бурмана в повести П.Ширяева “Внук Тальони”. Разумеется, такое положение вещей не устраивает представителей советской власти. Бутовича освобождают от руководящей должности как бывшего дворянина. В 1927г. Прилепский завод ликвидируется как не дающий ценного племенного материала(!), и поголовье переводится на Московский, Хреновской и другие заводы. Несколько лошадей попали даже в Пермь.
В 1928г. Бутовича арестовали и выслали из Москвы на дальнее поселение. В то же самое время, в январе 1929г., в здании бывшего Московского скакового общества неподалеку от ипподрома в торжественной обстановке открывается Научно-художественный музей коннозаводства, но ни словом не упоминается фамилия подлинного создателя музея.
В тюрьме Бутович пишет мемуары - о революции, Гражданской войне, событиях, предшесвовавших аресту, о лучших орловских рысаках и лучших коннозаводчиках России.
Выйдя на свободу в 1931г., Бутович селится в Вязьме, затем в городе щигры Курской области. Однако в 1937г. его вновь арестовывают, и уже через два месяца приговаривают к расстрелу.(Приговор приведен в исполнение 17 октября того же года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989г. Яков Иванович Бутович был реабилитирован)
Судьба Музея коневодства после смерти его создателя складывалась сложно. В конце 30-х годов он вновь подвергся расформированию. В военное время сотрудники музея были вынуждены эвакуировать фонды, и экспонаты на долгие годы оказались в совершенно неприспособленных для хранения условиях. Однако музейным работникам удалось сохранить и даже приумножить коллекцию.
С 1900г. Я.И.Бутович приступил к собиранию картин и фотографий с изображениями лошадей, бронзовых скульптур и книг о лошадях. Когда его мать перед смертью делила имущество семьи, Яков Иванович получил лишь небольшую его часть. Глава семьи считала, что «поскольку Яша интересуется только лошадьми и картинами, то он скоро разорится», и оставила ему вдвое меньше, чем остальным детям, но взяла с них слово, что они будут помогать брату, если увлечение картинами и лошадьми доведут его до нищеты.
Тем более удивительно, что Якову Ивановичу удалось собрать картинную галерею и создать прекрасный Прилепский конный завод. Но для этого ему приходилось проявлять удивительную настойчивость и энергию. Он объезжал все те семьи, где можно было предположить наличие хороших картин с изображением лошадей, и если находил, то уже постоянно следил за судьбой этих произведений, чтобы не упустить возможности их приобрести. С особой страстью коллекционировал Я. И. Бутович работы Н. Г. Сверчкова, отца русской иппической живописи. Он не знал Николая Егоровича Сверчкова (художник умер в 1898 году), но восхищался им, был хорошо знаком с его вдовой и близкими. В коллекции Бутовича были такие известные работы Сверчкова, как “В метель”, “Ямская тройка”, “Возвращение с охоты”, “Охотники”, “Настигают волка”, “Затравили”, “Орлов-Чесменский в санях на Барсе”, “Охота на медведя”. Сотни картин, акварелей, рисунков Н. Г. Сверчкова, отражающие всю историю русского коневодства в XIXв., составляют сегодня ценнейшее ядро фондов Музея коневодства. Большая часть их была приобретена Бутовичем, остальные переданы в музей при его создании из других коллекций или поступили позже.

Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун». - 838983100200
Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун». - 838983108136
Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун». - 838983107880
Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун». - 838983110184
Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун». - 838983265064
Через несколько лет его уникальная коллекция «иппической» живописи и скульптуры переросла в Музей лошади, насчитывавший около 5 тыс. экспонатов. Среди собранных работ особенно выделялись картины В.Серова, Н.Сверчкова, Н.Самокиша, Е.Лансере и скульптуры П.Клодта. Кроме произведений искусства в музее имелись альбомы и отдельные фотографии лошадей, а также библиотека по истории коневодства.
В 1928г. коллекция была вывезена в Москву, и на её основе создан Государственный научно-художественный музей по коневодству и конезаводству (в настоящее время принадлежит Московской сельхозакадемии им. Тимирязева).
Большой золотой медалью был награжден светло-серый жеребец Кронпринц, рожденный в 1907г. от производителя Недотроги и матки Каши, приобретенных Бутовичем у коннозаводчика Миндовского. В дальнейшем Кронпринц стал ипподромным фаворитом, выигравшим среди прочих почетных наград Императорский приз на Московском ипподроме, а затем - выдающимся производителем. Из прилепского завода впоследствии вышло множество чемпионов, потомков которых до сего дня можно встретить на отечественных ипподромах.


картина К.Ф.Юона "Кронпринц"
Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун». - 838983469352
В. СЕРОВ — Я. И. БУТОВИЧУ 1-18 сентября 1906 г. "Москва>Многоуважаемый Яков Иванович! Обдумав хорошенько предложение Ваше, решил, что могу им воспользоваться лишь на нижеследующем условии. Так как оставить Москву на продолжительный срок я не могу, а написать три портрета будет мне немножко трудно за это время (с 23 сент<ября> по 10 октября), то я могу обещать исполнить два портрета и третий в виде наброска, если успею. При этом я все же настаиваю, хотя Вы и нашли это дорогим, на своей цене, т. е. по тысяче руб. за портрет [ Сколько помню, я писал — не менее тысячи руб. (прим. Серова).]; набросок определяю в 500 руб. Таким образом, если Вы согласны на эти условия — телеграфируйте, и я постараюсь числа 20—21 выехать.Готовый к услугам академик В. Серов18 сент<ября> 1906 г. Москва
у храма Спасителя
дом Голофтеева, кв. 31."
набросок В.Серова
Херсонский коннозаводчик, организатор одного из лучших конезаводов страны, коллекционер, создатель единственного в мире частного музея «Лошади», автор ряда трудов по племенному коневодству, издатель журнала «Рысак и скакун». - 838983284264
Яков Иванович Бутович оставил большой след в области коневодства и как собиратель художественных ценностей, на основе которых был создан знаменитый музей коневодства при Тимирязевской академии, и как писатель по вопросам генеалогии орловского рысака
#ОльгаToujours #СлавныеФамилииРоссии

Комментарии